Владимир Максимов: Это не гандбол. Это позор!
Гандбол
На прошлой неделе гостем «Прямой линии» «Советского спорта» стал главный тренер сборной России по гандболу Владимир Максимов. Почти два часа он отвечал на вопросы читателей и журналистов нашей газеты. Телефон редакции не умолкал: кто-то благодарил тренера за то, что он не оставил российский гандбол в трудную минуту, а кто-то, напротив, ругал Максимова – мол, замкнул все процессы в этом виде спорта на себя, а теперь жалуется.
ПЕРВЫЙ ТАЙМ
вопросы читателей
«3 МИЛЛИОНА – ДЕТЯМ»
– Добрый день, меня зовут Артем Шмельков, – наша «Прямая линия» неожиданно начинается со звонка корреспондента «НТВ–Плюс». – Владимир Салманович, хотели бы с вами пообщаться на предмет того, кто может стать следующим тренером сборной.
– Кандидатов не так много, но, думаю, Дмитрий Торгованов* или Лев Воронин** вполне готовы. Из числа наших олимпийских чемпионов 2000 года все любят занимать должности директоров, вице-президентов федерации. А вот поработать «в поле» желающих не так много.
Сергей, Подмосковье: – Давно болею за российский гандбол и за вас лично! Обидно, что вы бьетесь, как муха о стекло, и ничего не получается. Раз уж Владимир Путин идет еще на один президентский срок, может, стоит обратиться к нему за деньгами?
– Так он уже помогал гандболу. Однажды прилетал к нам на своем вертолете в Чехов, только чтобы посмотреть на игру детских команд! Но нельзя же по любому вопросу ходить к первым лицам страны! Надо все решать самим. Пойду к Путину, только если наступит чрезвычайная ситуация. Надо взять карту России, найти точки роста гандбола и развивать его там. Построить новые спортивные залы и платить достойную зарплату тренерам и специалистам. Не будем развивать гандбол в регионах – ему придет конец. Когда мы создали «Чеховских медведей», которые постоянно выигрывают чемпионат России, я собирал талантливых ребят из провинции. У меня уже есть программа развития детского гандбола. Ее стоимость – всего три миллиона долларов в год.
Сейчас все лежит на плечах родителей детей, которые занимаются гандболом. И форма, и проезд с размещением на турнирах. А будущий олимпийский чемпион не всегда рождается в обеспеченной семье. Порой родители не могут потянуть покупку маек и кроссовок для ребенка. Талант пропадает! А другой, менее одаренный паренек занимает его место в секции, потому что у его семьи все в порядке с деньгами. Разве правильно?
– А сколько сейчас зарабатывают детские тренеры в гандболе?
– Все зависит от региона. Знаю, что в Подмосковье месячное жалованье составляет 10 тысяч, а в Москве – 30.
Виктор, Москва: – Я вас очень хорошо помню, Владимир, мы с вами были на одних сборах перед Олимпиадой в Монреале, гоняли вместе в футбол! Но сейчас не об этом… Как вы относитесь к тому, чтобы сборную России возглавил Талант Дуйшебаев***?
– Помню я эту Олимпиаду. Мы тогда стали чемпионами. Знаете, когда мне сейчас рассказывают, что спортсмен травмирован и не может играть, я отношусь к таким заявлениям с недоверием. На Олимпиаде в Монреале у меня был перелом ноги и я не то что ходить, наступить не мог. А на разминку все равно вышел, врач нашей команды говорит: сейчас мы тебя уколем – и бегом играть. Я тогда отказался от укола и отпахал весь матч. Только минут за пять до конца, когда мы оторвались от соперника, почувствовал резкую ноющую боль в ноге и попросил замену. После этого, наверное, месяц с трудом ходил.
Дуйшебаев? Да пожалуйста! Он как тренер трижды выигрывал Лигу чемпионов с клубом «Сьюдад-Реал». Такой специалист поможет сборной. Лично у меня была с ним одна проблема. В 1994 году я позвал его на чемпионат Европы в Португалию, и он пообещал быть, а в итоге не приехал. Мы взяли там серебро, но, будь Талант в команде, уехали бы чемпионами. Наверное, его финансово придавили в Испании, где он выступал. Хотели, чтобы Талант выступал за их сборную. От этой ситуации остался неприятный осадок, ведь я столько вложил в этого игрока!
Антон, Москва: – Почему после Олимпиады-2000 в Сиднее в нашем гандболе все стало так плачевно?
– Я и про Афины не могу сказать ничего дурного – там мы выиграли бронзовые медали. Но как в автомобиле кончается топливо, так и в нашей команде сошла на нет та плеяда, которая выигрывала золотые медали Сиднея. А новые игроки не были готовы. Сейчас выступает то поколение, которое я собирал десять лет назад на базе «Чеховских медведей». Но, когда в стране только одна команда высокого уровня, этого не хватает для успешного выступления сборной. Подобных клубов должно быть пять-шесть. Мы предлагали создать профессиональную гандбольную лигу. Но для этого нужно, чтобы каждый регион имел нормальный зал и финансовые возможности для содержания клуба. Если даже Волгоградская область и Краснодарский край – испокон века гандбольные регионы – не нашли таких возможностей, то ни о какой лиге и мысли быть не может!
«СМЕШНЫЕ ЗАРПЛАТЫ»
Алексей, Москва: – Вы же сами несколько лет были генеральным директором Союза гандболистов России, а теперь сетуете, что гандбол в России развалился! Почему в Союзе несколько лет сидят одни и те же люди? Зачем вы сетуете на что-то, когда сами за все отвечаете?
– А вы знаете, какие зарплаты в Союзе гандболистов?! 25 тысяч рублей! Ни один продвинутый менеджер не пойдет.
– Озвучьте бюджет «Чеховских медведей» и зарплаты игроков, – требует Алексей.
– Зарплаты – это коммерческая тайна, а бюджет клуба на четыре команды, включая спорт-школы – 120 миллионов рублей в год. А знаете, сколько я зарабатывал, когда становился чемпионом мира в 1993 году? 60 долларов в месяц! Мой коллега в сборной Франции получал десять тысяч в той же валюте.
Виталий, Москва: – Какие у вас отношения с Евгением Трефиловым?
– Дружеские. Я Женю еще спортсменом помню. Лично его тренировал, когда он выступал за краснодарский СКИФ. В одной тренерской бригаде работали на чемпионате мира 1997 года, вместе становились чемпионами.
Сергей, Белгород: – Не планируете подпускать к сборной молодежь? У шведов с последнего молодежного чемпионата мира сразу четыре человека пришли в национальную команду.
– Для того чтобы подпускать к составу молодежь, надо ее иметь. У нас сейчас должно играть поколение ребят, которым по 23–25 лет. А в 1986–1988 годы в стране резко рухнула рождаемость, в секциях очень мало детей этих годов рождения. Не может Чеховский район Московской области с населением 150 тысяч человек выигрывать юношеское первенство России. Почему они обходят города-миллионники Краснодар и Волгоград?!
ВТОРОЙ ТАЙМ
вопросы журналистов
«СЕРБЫ НАХОДЯТ СПОНСОРОВ, А МЫ НЕТ!»
– Владимир Салманович, что будет с мужской сборной после вашего ухода?
– Эта команда может года три играть на высоком уровне. Мы могли бы попасть в олимпийскую квалификацию через нынешний чемпионат Европы, если бы не козни отдельных личностей…
– На судей намекаете?
– На них. Россия, в отличие от других стран, не привлекает своих спонсоров на крупные международные турниры. Вот арбитры и тащат других в поздние стадии турнира, чтобы спонсоры остались довольны. В России, если хочешь провести чемпионат мира или Европы, ищи деньги. А международная федерация гандбола смотрит: русские проводят чемпионат мира по футболу, по хоккею, по легкой атлетике – по всему чему угодно, только не по гандболу. Значит, он им особо и не нужен… Почему нищие сербы находят деньги на чемпионат Европы, а мы нет?! В 1996 году, когда мы стали чемпионами Европы, я заносил на «НТВ–Плюс» свои личные деньги, чтобы нас показывали. Правда, я был доверчивый и не предположил, что трансляцию пустят в полночь, хотя мы играли в шесть вечера. И так было всегда.
– А что говорят спортивные чиновники?
– У нас же в чиновничьи двери невозможно стучаться. Они как думают: «Вот меня завтра снимут, и я останусь голым, поэтому надо как можно быстрее нахапать». Вот они и тормозят всевозможные проекты, чтобы побольше навариться. Почему у нас до сих пор нет четкого наказания за коррупцию? В том же Китае вопрос быстро решили. Когда тебя слегка стреляют в затылок, ты задумываешься, а нужны ли тебе эти деньги. Раньше в Куршавель ездил миллиардер Михаил Прохоров, а сейчас даже начальники жэков.
– Вся проблема в деньгах?
– Да нет же. На гандбол необходимо гораздо меньше расходов, чем на тот же футбол или хоккей. Дело в организации. Раньше я приходил к главе спорткомитета, и он спрашивал, где я хочу развивать гандбол.
– И где вы хотите развивать гандбол?
– В Волгограде, в Астрахани, в Челябинске…
– И что мешает?
– А вы знаете, что чемпионки России по гандболу в Волгограде принимают соперниц в надувном зале? Там сквозит зимой, от сильного давления закладывает уши, каждый стук мяча бьет по мозгам. И в этом «дворце» мы играем матчи Евролиги. Это же позор!
– Были дворцы спорта, которые шокировали вас своей обстановкой?
– Однажды я приехал посмотреть, как в Челябинске занимаются дети. Прихожу в спортзал, а там пельменями пахнет. «Филиал пельменной?» – спрашиваю. Нет, говорят, мы здесь обед себе готовим. Тренер открывает дверь учительской, а там на плитке стоят кипящие кастрюли. Ко мне минут через пять дар речи вернулся.
«РАНЬШЕ АРБИТРЫ ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ МИНУТ СУДИЛИ ЧЕСТНО»
– Вы говорите, что нашу сборную сейчас засуживают. Но неужели раньше такого не было?
– Раньше у судей с командами было джентльменское соглашение. Где бы кто ни играл, последние пять минут судят ровно каждую команду. Вот в 1993 году, когда мы впервые выиграли золото чемпионата мира под российским флагом, играли в полуфинале с хозяевами турнира шведами. Нас неадекватно судили, но мы все равно вели пять мячей. В последние пять минут шведский игрок заступает за линию и забивает гол. Судья взятие ворот отменяет, а швед на него наседает: «Я же гол забил! Плевать на заступ! Засчитывай!». Сейчас, увы, не так.
– А почему умудрялись вести пять мячей?
– Тогда у нас существовала прекрасная схема подготовки молодых гандболистов. Тренер сборной Франции приходил ко мне после финала и спрашивал: «Владимир, как ты на следующий день после развала Советского Союза создал такую команду?». Я ему рассказал про нашу систему подготовки. Прошло двадцать лет. Французы скопировали нашу систему – в каждом из 24 муниципалитетов у них есть гандбольные группы по всем возрастам, там занимается более тысячи юношей. И теперь они олимпийские чемпионы, а не мы.
– Получается, опять на свою беду научили соперников, как тот же Юрзинов финнов в хоккее?
– А кто нам мешал продолжать развивать гандбол по советскому образцу?
– Владимир Салманович, как вы относитесь к критике в собственный адрес?
– Многие пишут в Интернете, что Максимов нахватал всех лучших себе и теперь жалуется. Отвечу: «Брать на самом деле некого!» Того же Костю Игропуло я нашел в пляжном гандболе, он выступал за средненькую команду из Ставрополя. А потом приехал в «Чеховские медведи» и стал обладателем Кубка кубков. Значит, это уже моя заслуга, что я из среднего гандболиста создал сильного игрока.
– В России две беды: дураки и дороги. А в российском гандболе сколько бед?
– Тоже две: тренеры и спортивные дворцы. На Олимпиаде-2004 ко мне подходят спортивные чиновники, просят выиграть медаль. Я их прошу построить новые дворцы. Они мне в ответ: «Так ты и в Сиднее без дворцов выигрывал и сейчас давай медальку, а мы все устроим». До сих пор устраивают…
О КОМ ГОВОРИЛ МАКСИМОВ
*Дмитрий ТОРГОВАНОВ
Олимпийский чемпион-2000, бронзовый призер Олимпиады-2004, чемпион мира-1993, 1997 в составе сборной России. В настоящее время тренирует клуб «Университет-Нева».
**Лев ВОРОНИН
Олимпийский чемпион-2000, чемпион мира-1997, чемпион Европы-1996 в составе сборной России.
***Талант ДУЙШЕБАЕВ
Один из лучших разыгрывающих в истории мирового гандбола. Олимпийский чемпион-1992 в составе сборной СНГ, бронзовый призер Олимпиад-1996 и 2000 в составе сборной Испании, чемпион мира по гандболу-1993 в составе сборной России, победитель Лиги чемпионов-1994.
Как тренер возглавлял команду «Сьюдад-Реал», вместе с которой трижды выигрывал Лигу чемпионов (2006, 2008, 2009).
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир МАКСИМОВ
Родился 14 октября 1945 года в поселке Кант Киргизской ССР.
Выступал на позиции полусреднего за команды «Университет» (Краснодар) и МАИ (Москва). Капитан сборной СССР. Олимпийский чемпион Игр-1976 в Монреале, серебряный призер чемпионата мира-1978, победитель Кубка европейских чемпионов-1973, победитель Кубка обладателей кубков-1977.
Заслуженный тренер России. Со сборной России выигрывал Олимпиаду-2000, бронзовые медали Игр-2004, дважды становился чемпионом мира (1993, 1997) и чемпионом Европы (1996).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976) и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV (1998) и III степени (2001).