Главный тренер женской сборной России Евгений Трефилов: Феномен Хиддинка мне непонятен
СОБЫТИЕ ДНЯ. ГАНДБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Общаться с Евгением Трефиловым и его командой – одно удовольствие. Тренер никогда не уходит от ответов на неприятные вопросы, сыплет шутками и афоризмами, «подкалывает» своих подопечных, а они его. Поэтому на «Прямую линию» с чемпионками мира по гандболу Инной Суслиной, Еленой Дмитриевой, приехавшей, чтобы поддержать подруг, Ириной Полторацкой и их наставником собралось полредакции «Советского спорта». Первую часть беседы мы опубликовали вчера, сегодня – продолжение.
ТРЕФИЛОВ: НЕ НАХОЖУ ОБЩЕГО ЯЗЫКА С МОЛОДЫМИ
– Евгений Васильевич, понятно, что результатом вы довольны. А что скажете об игре подопечных? – первый вопрос.
– Знаете, иногда нужно тряхнуть яблоню, чтобы спелые яблоки попадали, а остальные дозрели. Так и у нас получилось. Новых игроков было много. Часть из них – процентов 30–40, наверное – больше не появится.
– То есть вы их больше не будете вызывать в сборную?
– Нет, вызывать-то я буду. Но я видел их глаза в игре, видел их реакцию. Не ту, что я ждал. У нас же много игроков, которые могут усилить сборную. Старушки, как я их называю. Но какие они старушки, это я старый, – улыбается тренер. – Кто-то ждет ребенка, кто-то травмирован. Хорошо, что Ира Полторацкая сегодня с нами приехала – я очень рассчитываю, что дух их с Суслиной поколения передастся молодым. Мне тяжеловато с молодыми, не нахожу общего языка. Чемпионат мира на носу: какая мотивация еще нужна? А они говорят: не хотите – не берите. Иногда хочется взять что-нибудь тяжелое и врезать…
– Инна, может быть, вы знаете, какая мотивация у партнерш?
Евгений Трефилов: – Да она сама их ругает постоянно!
Инна Суслина: – На мой взгляд, мотивацией должен стать первый выигранный «мир». По себе помню, как понравилось выигрывать, и больше не хотелось уступать. Лично я после победы в Китае в глазах девчонок видела то же самое – они почувствовали, что могут выигрывать.
Е.Т.: – Это чувство необыкновенное. На чемпионате я сидел на скамейке, пыжился и не знал, кого выпустить: или Турей, или Лену Чаплину (девичья фамилия Дмитриевой. – Прим. ред.). Или Багиру, или богиню, – смеется Трефилов, искоса поглядывая на Дмитриеву. – Каждый раз ломал голову, только с вратарями не было проблем: они сами разбираются, кому играть.
– Инна, и как же вы разбираетесь?
– Сейчас на чемпионатах начинаю игры я, Ане (Седойкиной, второму вратарю. – Прим. ред.) так спокойнее. Но есть неудобные соперники типа француженок, с которыми мне лучше не играть.
– Чем же француженки вам неудобны?
– Да я и сама не знаю. Не идут игры с ними. Так давно повелось: мои – скандинавки, а Маша Сидорова, которая раньше была вторым вратарем, лучше играла с той же Францией.
«КОГДА БЫЛИ СЛЕЗЫ?»
– Разбор полетов был серьезный после поражения от Франции в первом матче?
Е.Т.: – Наша была игра, должны были выигрывать. А так подвели к пропасти и сказали – «прыгай».
– Следующий матч с Данией, в котором определялся обладатель путевки в полуфинал, получился психологически самым сложным?
Е.Т.: – Да нет, датчанки уже не те, не должны мы были им уступать. Это раньше у них банда была, так нас петрушили, что мы не успевали оглянуться, сейчас – не то. Так что добротная колхозная уверенность в том, что мы у Дании выиграем, у меня была.
– Слезы на глазах у вас тоже были после игры с датчанками.
Е.Т.: – С Данией? С чего бы это?..
– Лена, были слезы?
Елена Дмитриева: – С Данией? Нет, не помню.
– Все смотрели матч, говорили, что слезы были, – выдает тренера Суслина.
Е.Т.: – Когда?
Е.Д.: – После Франции. Чуть-чуть было.
Е.Т.: – Да нет.
И.С.: – Было-было.
Е.Т.: – Ну так и быть, расскажу. Была слеза. Одна, – поднимает указательный палец Трефилов. – И то, после полуфинала против Норвегии. Ставицкий (глава подмосковного Звенигорода Леонид Ставицкий был руководителем делегации. – Прим. ред.) с трибуны спрыгнул, обнял так, что шею передавил, вот слезу у меня и выбил.
– У олимпийских чемпионок норвежек вы выиграли внешне очень легко. Как так получилось?
Е.Т.: – Отбились в воротах, вот и выиграли. Мы трижды в этом году с ними играли, все время неудачно: по системе «6-0» стояли в защите. Поэтому сейчас играли активную защиту – «5-1». У нас сейчас просто нет набора игроков, чтобы играть по-другому: нет Поленовой, Роменской, Шипиловой... А еще нам сейчас не хватает «башки» на площадке. Надеюсь, когда Ира (Полторацкая. – Прим. ред.) оправится от травмы, «башка» вернется вместе с ней. А так часто играем без «башки»: ведем 4–5 мячей в финале на последних минутах, и побежали вперед! Стойте! – кричу. – Куда вы, родные, поперли?!
– Добивать, – улыбается Дмитриева.
Е.Т.: – Ну да, и сразу в свои ворота получили… «Добивалкины».
Е.Д.: – На самом деле у нас часто бывают такие «волшебные пятиминутки», как мы их называем, когда не можем забить.
Е.Т.: – Да ладно пять, а бывает провал и в 12 минут… Вот Лена: два раза не забьет, я ей кричу: «Иди сюда». Она мне – ладошку так показывает, мол, сейчас забью. И опять туда же – получите третью ошибку. При этом ошибки в обороне они не считают. Ну, у женщин свой счет…
– Наш читатель в Интернете с ником Chkalovec1936 спрашивает: с мужчинами проще работать?
Е.Т.: – Да нет.
Е.Д.: – Мне кажется, мужчины так бы его не поняли, как мы.
– Убили бы за гаражами, – иронизирует Трефилов. – Я ведь работал с мужчинами. Никому не говорю, но на самом деле есть еще один чемпионат мира (все считали, что Трефилов в качестве тренера побеждал на четырех первенствах планеты. – Прим. ред.), – хитро улыбается Евгений Васильевич.
– Ну конечно, пять уже! – вспоминает Суслина.
Е.Т.: – Да. С мужчинами еще выигрывал, когда был помощником у Максимова. Тренировал людей, с которыми раньше играл. Очень сложно: надо заставить работать своего товарища. Столько лет жил с ним в одной комнате, кушал из одной миски, а тут надо требовать, чтобы он пахал. Может и послать…
– А сейчас часто посылаете с девчонками друг друга на тренировках?
– Чтобы матом – нет. На тренировках ведь надо создать такую ситуацию, которая будет в игре. И даже сложнее. Если в игре у тебя пульс 160, то на тренировке должен быть 180. Если та же Чапа (Дмитриева. – Прим. ред.) бежит из последних сил, а я требую еще поднажать, понятно, что может и огрызнуться: «Я тут умираю, а этот урюк сидит нога на ногу!»…
«ДЛЯ «АГРОНОМА» ПОСТАРАЕМСЯ»
– Евгений Васильевич, добрый день, – раздается первый звонок читателя. – Это Сергей из совхоза «Агроном» беспокоит, Краснодарского края. Помните меня? Поздравляю с победой. Но в следующий раз хотелось бы увидеть все ваши матчи по телевизору, а не только финальные.
– Спасибо за поздравления, Сережа! А с телетрансляцией нам сильно помогли: Виталий Мутко, Геннадий Алешин, Андрей Лавров и Владимир Максимов.
– На Олимпиаде вы теперь должны золото взять!
– Ну если совхоз «Агроном» просит, то постараемся, – улыбается Трефилов.
– Знаете звонившего?
Е.Т.: – Конечно, это же мои родные места. Мы и сборы там постоянно проводим – в станице Голубицкой, на берегу Азовского моря. Да и где еще на 800 рэ в день можно провести сбор? Спросите девчонок – отличные условия.
Елена Дмитриева: – Ага, с тренировок на такси возвращаться приходится…
– Почему на такси?
Е.Т.: – А там до места тренировки надо идти шесть километров и шесть обратно. А жара – под сорок. Оттуда идешь никакой, вспоминаешь всех богов и боженят. Утопаешь в песке, зато лишних килограммов не будет – в фитнес ходить не надо, – хитро смотрит на подопечных Трефилов.
– Да и загар будет хороший, – подзуживает тренера Дмитриева. – А еще у нас есть такое упражнение – «афганка» называется. Все мышцы задействованы, да и хорошенько получить от кого-нибудь можно – без «подарка» не уйдешь. Такая мясорубка. После этого упражнения язык – на плече. Можно идти на войну, в Афганистан. Потому так и прозвали. Это Евгений Васильевич придумал.
– Вы с тренером везде – и в клубе, и в сборной. Не устали еще?
Е.Т.: – Не-е-ет! Лена даже квартиру напротив моей купила в Звенигороде. На одном этаже живем. Можно в глазок друг на друга смотреть, – смеется Трефилов.
– Я сначала об этом не знала. Вот теперь думаю надо на обмен подавать, – улыбается Дмитриева. – Никто, кстати, не хочет?..
– Но согласитесь, Трефилов стал намного мягче в общении с игроками.
Е.Т.: – Да я вообще демократ!
Е.Д.: – Согласна, на последнем чемпионате мира обстановка была более демократичной. Собрания более мягко проходили. Может, потому, что девчонок много новых, могли неправильно понять разговор на повышенных тонах.
– Это Юрий из Москвы звонит. У меня вопрос к Инне Суслиной и Лене Дмитриевой. Какие у вас отношения с девчонками из волгоградского «Динамо» (в финальном матче прошлого сезона между гандболистками «Звезды», за которую выступают Суслина и Дмитриева, и «Динамо» произошла драка. – Прим. ред.)?
И.С.: – Нормально общаемся: они стали первыми, мы вторыми. Все давно забыто, в сборной у нас – другие цели.
Е.Т.: – Вообще эта история всем изрядно надоела: о чемпионате России у нас не пишут, матчи не транслируют, а как драка, так даже в программе «Чрезвычайное происшествие» сюжет показали.
– Так, может быть, надо больше драться, чтобы почаще показывали?
Е.Д.: – Так ведь за драку дисквалификация положена!
«СБОРНАЯ ЧИХНУЛА»
– Здравствуйте, меня зовут Андрей Прибылов. Евгений Васильевич, за какой футбольный и хоккейный клуб болеете?
Е.Т.: – Честно? За хороший футбол и за хороший хоккей. Когда работал в Тольятти, ходил на «Ладу», дружил с тренерами. Когда был в Волгограде, болел за «Ротор».
– Тема футбола интересует и читателей в Интернете, оставивших вопросы на сайте sovsport.ru. Пользователи с никами Flush и ambroziy-zuzukin интересуются, смогли бы вы тренировать нашу сборную по футболу?
Е.Т.: – Каждый должен заниматься своим делом. А феномен Хиддинка мне до сих пор непонятен.
– Что вы имеете в виду?
– Для меня загадка, как Хиддинку удается за два дня сборов найти какие-то ниточки у наших футболистов, за которые нужно дернуть. Вот я собираю девчонок и не всегда понимаю, за какую струнку надо потянуть. А я с ними 10 лет постоянно работаю. А у него команда заиграла. Когда мы в футболе что-то выигрывали?! В 80-х, 20 лет прошло, а тут в прошлом году бронза чемпионата Европы. Да, сейчас на Хиддинка много всего вылили. Я так скажу: ведь автомобиль «Жигули» собирают много человек, а потом этот автомобиль ездит и чихает. Вот и сборная чихнула. Такое бывает. Но для меня работа Хиддинка поразительна.
– Считаете, он должен продолжить работу в сборной?
Е.Т.: – Непременно.