Владимир Максимов – Евгению Трефилову: Спорим, после Пекина я уйду из сборной?!
ГАНДБОЛ. «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»
ДО ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В ПЕКИНЕ ОСТАЛОСЬ 44 ДНЯ
В прошлый четверг на «Прямой линии» с читателями «Советского спорта» побывали главные тренеры гандбольных сборных России: мужской – Владимир Максимов и женской – Евгений Трефилов. В течение двух с половиной часов они рассказывали о положении дел в своем виде спорта и предстоящей Олимпиаде…
«НИКУДА ОН НЕ УЙДЕТ»
– Мне предлагали 25 тысяч евро в месяц в Испании, 20 – в Японии, – Владимир Максимов перечисляет варианты возможного трудоустройства.
– Не, Салманыч, в Японию не езжай, там душно… – смеется над коллегой и давним другом Евгений Трефилов.
– Хорошо, есть еще Египет. Там тоже двадцатка! За три года могу получить 720 тысяч долларов!
– Хорош заливать. Никуда ты не уедешь, – вновь обрывает Трефилов.
– Это почему?
– Да менталитет у нас другой. Это наша страна, наша родина. За границей мы и двух недель просидеть не сможем – от тоски завоем. Ну что ты будешь сидеть, скажем, в какой-нибудь Франции? Вставать с утра брать чашку кофе, круасанчик и потом на работу ехать? Это же чужое все…
– Зачем круасанчик? Ты мне будешь нормальные продукты возить.
– Если только так. Но я вас уверяю, – Трефилов уже обращается к журналистам «Советского спорта». – Никуда он не уедет. И из сборной не уйдет!
– Уехать не уеду, а из сборной уйду, – упрямствует Максимов. – Прямо после Пекина. Спорим?!
– Спорим! – Трефилов уже было протягивает руку, но в последний момент отдергивает. – Э нет, я тебя слишком хорошо знаю. Вот если поспорим – ты точно уйдешь. Из принципа, потому что никогда не можешь нормально проиграть.
– Нет, я серьезно, давай поспорим. На твой гонорар за победу на Олимпиаде в Пекине! Ты же все равно не веришь, что выиграешь золото.
– А сколько там гонорар?
– Какая тебе разница? Ты его все равно мне отдашь!
– Не, не буду я спорить. Подвох здесь какой-то.
– Жаль, полтинничек в долларах мне бы сейчас совсем не помешал…
Так заканчивалась «Прямая линия» с нашими читателями. А началась она с того, что Владимир Максимов в первые полчаса в одиночку отдувался за обоих. Трефилов попал в многокилометровую автомобильную пробку после утренней тренировки сборной России на базе под Звенигородом…
«НАМ БЫ НЕФТЯНУЮ ТРУБУ»
– Он думал, что в Швейцарии живет! – ухмыляется Максимов на входе в редакционное здание. После чего берет мобильный телефон и набирает номер Евгения Васильевича: – Ну что ты там? Говорил же, за три часа выезжай! Читатели тебе уже обзвонились.
Мы поднимаемся на третий этаж и сразу проходим в музей «Советского спорта».
– Ничего себе орден! – удивляется Максимов, глядя на почетный знак «Спортивная слава России» 3-й степени, врученный «Советскому спорту». – Такой нацепишь на костюм — пиджак разорвется от тяжести… А мне вот, когда присваивали звание почетного гражданина Чехова, никакой медали не дали. Я просил хотя бы удостоверение.
Меня спрашивают: «Зачем?» А я говорю: в метро бесплатно буду ездить. Мне в ответ: «Так у нас нет метро…»
– Ну когда-нибудь же будет!
Максимов разглядывает фото гостей «Прямых линий» «Советского спорта».
– О, Борис Всеволодович Громов! Без губернатора Подмосковья мы бы, наверное, сейчас и не встретились. Он спас наш вид спорта, который ответственные спортивные структуры не поддерживают.
Сразу вспоминаю случай, как после одной из выигранных Олимпиад мне вручили премию на всех тренеров, массажистов, технический персонал. Знаете сколько? Шесть тысяч долларов. Я бросил эти деньги на стол и сказал: «Идите и сами раздайте моим помощникам. Мне не надо ни копейки. Но как вы им в глаза смотреть будете?» Смешно…
– И Юрий Семин, футбольный тренер, у вас был… – Максимов продолжает осмотр. – Считаю, что это самый адекватный человек в российском футболе, теперь, правда, уже украинском…
Экскурсия закончена.
В кабинете для редакционных планерок первый телефонный звонок:
– Здравствуйте, Андрей из Москвы беспокоит. Вопрос Владимиру Максимову: правда, что вы уходите из сборной после Олимпиады?
– Правда.
– И потом снова вернетесь? Вы ведь уже уходили из национальной команды.
– Никуда я не вернусь. Хватит, наелся. С таким отношением к национальной команде работать в ней нет никакого желания.
У нас же с Трефиловым даже контрактов нет, как у тренеров сборной России. Работаем, можно сказать, на энтузиазме. Последний пример: еще перед Олимпиадой в Афинах начали строительство на базе в Новогорске. Долгострой продолжается… А мне надо «физику» ребятам подтягивать, стадион нужен.
Спасибо руководству Московской области, поедем тренироваться на базу, которая находится в 150 километрах от Москвы…
Кто-то провозгласил: «Надо подтягивать хоккей». Тут же нашлась богатая компания, которая наладила дела. Гандболистам бы кто-нибудь дал погреться у нефтяной трубы… Хочется, чтобы нас тоже услышали.
– Скажите, а вы видите хоть одного кандидата на пост главного тренера мужской сборной, способного вас заменить?
– У меня пальцев не хватит перечислить всех желающих забраться на этот пост. Все заслуженные-презаслуженные. Скоро состоится исполком Союза гандболистов России, на котором заслушают программы кандидатов на эту должность. Наверное, я много нового узнаю о том, как надо было правильно работать (в глазах Максимова блуждает откровенное лукавство). А если серьезно, то я бы хотел увидеть на этом месте человека, который сохранит все, что мы имеем, и добавит чего-то нового, полезного для развития гандбола. Фамилий назвать не могу…
У ФУТБОЛИСТОВ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ СПАД
– Меня зовут Владимир. Не кажется ли вам, что сборная России играет в старомодный гандбол, делая ставку на мощную, но медленную заднюю линию, делая по две, а то и три замены в каждой атаке?
— Вы когда видели последний раз наши матчи?
– Видел отборочные игры на Олимпиаду.
– Я менял только левшу, человек устал. Все остальные бегали без замен. Это я вам как очевидец матча говорю.
– Скажите, а новых игроков в сборной мы увидим?
– Я готов взять всех, кто хорошо играет в гандбол. Одна проблема, я таких не вижу… За некоторым исключением, конечно.
Слышали песню: «…а потом что было, то и полюбила»? Это про гандбольную сборную России.
Я надеюсь, что в ближайшие годы все изменится. Сейчас в Чехове я собрал талантливую молодежь, а губернатор Борис Громов согласился в 2011 году в Московской области провести молодежный чемпионат мира.
Если сработаем удачно, на нем выступят многие ребята, которые потом составят костяк взрослой сборной.
– А почему в России не провести взрослый чемпионат мира?
– А где найти залы? Только в Подмосковье они и есть.
В Москве вон женский «Луч» попал в еврокубки и теперь ищет зал, чтобы его арендовать. В Челябинске один гандбольный зал, который я давным-давно построил на базе вагонно-ремонтного депо! В Волгограде нет нормального зала, в Краснодаре то же самое, в Астрахани только строится…
– Добрый день, это Сергей Павлович. Наставник нашей футбольной сборной Гус Хиддинк за две недели до чемпионата Европы говорил, что у игроков отвратительная физическая форма. Сейчас они летают по полю. Неужели возможно за такой короткий срок «накачать» футболистов?
– Очень тяжело. Надо понимать, что за столь короткий срок на долгое время «накачать» игроков нельзя. Если игроки изначально были никакие, то скоро начнется спад. Нагрузка должна быть планомерной.
В умных книжках написано, что нужно 15 дней давать серьезные нагрузки спортсменам, потом на такой же срок уменьшаешь нагрузки и после паузы начинается выход на пик формы. Насколько я понимаю, в футбольной сборной России работает профессионал по физподготовке.
«ДОЕХАТЬ БЫ ДО ПЕКИНА»
– Болельщик из Орехово-Зуева вам звонит. На какое место мужская сборная России может рассчитывать в Олимпиаде?
– Тяжело сегодня об этом говорить. У меня вообще возникает вопрос: как мы еще держимся? К примеру, в Германии гандболом занимается, только вдумайтесь, в тысячу раз больше детей, чем в России. В гостях на матч «Чеховских медведей» с «Килем» билеты были распроданы за полтора месяца. А там дворец вмещает тринадцать с половиной тысяч зрителей! А у нас… Это моя боль. Но мы, как всегда, будем грызть паркет.
– Хорошо, а союз гандболистов России какую задачу поставил на Олимпиаду?
– У нас даже контрактов со сборной нет. Я общественник. Какие задачи? Я их сам себе всегда ставлю.
В этот момент в конференц-зале появляется Евгений Трефилов, который после теплых объятий с Максимовым сразу же подключается к беседе.
– Как вы познакомились?
Евгений Трефилов: — Я первый раз увидел Максимова в 1971-м, а потом в 1975-м он пригласил меня в свою команду. С тех пор мы общаемся…
– Ссоры за эти тридцать лет случались?
Владимир Максимов: — Какие ссоры! Так, разногласия по рабочим моментам. Я вообще считаю: кто не спорит, тот почти наверняка не знает предмета.
— Здравствуйте, я — Анатолий из Балашихи. Существует оптимальный срок подготовки к Олимпиаде?
Е.Т.: — Думаю, пару месяцев.
В.М.: — Оптимальный срок — 25 лет. Потом «пожизненное заключение», — не перестает хохмить Максимов.
– Сергей беспокоит. Евгений Васильевич, вы впервые будете руководить женской сборной России на Олимпиаде. Брали ли какие-то советы у Максимова?
Е.Т: — Конечно. Он постоянно говорит: главное – не перегореть. Мы в Японии как-то в автобусе едем. Он меня толкает и спрашивает: «Ну, как дела?» Отвечаю, что все хорошо, только не вижу огня в глазах у девчат. А он в ответ: «Зачем тебе огонь? Сейчас сгорят к черту, играть некому будет!» Если серьезно, я очень часто обращаюсь к Максимову за советом.
В.М.: — Да ладно, не обманывай!
Е.Т.: — А давайте-ка сейчас возьмем телефоны и посмотрим, сколько раз я звонил Максимову за последние два дня.
В.М.: — Я все стер.
Е.Т.: — Зато у меня информация осталась. Я только тебе и набирал! – смеется Трефилов во все 32 зуба.
– Владимир Салманович, а может, сейчас что-нибудь посоветуете своему коллеге?
В.М.: — Выиграть золотую олимпийскую медаль. Это полезно для гандбола — вот не раскусишь Максимова, когда он говорит серьезно, а когда в голосе его звучат шутливые нотки.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир МАКСИМОВ
Родился 14 октября 1945 года в Москве.
Играл на позиции левого полусреднего. Провел в составе сборной СССР 172 международные игры, забросил 690 мячей (национальный рекорд).
Достижения: олимпийский чемпион (1976, 1992, 2000), бронзовый призер Олимпиады-2004.
Главный тренер мужской сборной России. Главный тренер команды «Чеховские медведи» (Чехов), генеральный директор Союза гандболистов России. Заслуженный тренер СССР и России.
ЕВГЕНИЙ ТРЕФИЛОВ
Родился 4 сентября 1955 года на хуторе Безлесный Усть-Лабинского района Краснодарского края.
Играл на позиции левого полусреднего, разыгрывающего.
Достижения: чемпион мира (2001, 2005, 2008), обладатель Кубка кубков (2007), победитель Лиги чемпионов (2008).
Главный тренер женской сборной России. Главный тренер клуба «Звезда» (Звенигород). Заслуженный тренер России.
НЕ БАЙКА МАКСИМОВА:
КАК Я С ТОГО СВЕТА ВЕРНУЛСЯ
Давно это было. В 1982 году под Калугой, если не ошибаюсь. Решили мы с друзьями пойти на кабана. Зверь серьезный. Это тебе не куропаток стрелять.
…Загоняем зверя. Встал я на свою позицию, вскинул ружье. Выжидаю. Товарищи на своих номерах. И тут ба-бах! Слышу выстрел, а через мгновение мне бок обожгло. Кто-то не выдержал из загонщиков (а им категорически палить нельзя во время загона), пальнул в сторону вепря, а пуля в меня рикошетом от дерева. Превратив меня в кабана-подранка…
Максимов рассказывает так увлекательно, как будто не о смертельной опасности речь, а об игре.
Товарищи быстренько меня в машину, едем в больницу. Санитары отказались нести меня в покои больничные, тяжелым я им показался. Я плюнул и сам зашел. Условия в больничке не ахти. Кровь уж пол заливает, а местный эскулап отправляет меня на рентген. Эскулап мне.
— Встаньте, руки по швам, прислонитесь.
— Да мне не очень удобно, – отвечаю. – А если бы я без сознания был?
— Ничего страшного, привели бы в чувство…
— Кладут на стол, режут под местным наркозом, достают пулю, нажимают на рану, а оттуда кровищи… Горе-врач шепчет товарищу: «У этого кабана, наверное, легкое пробито». Тут уже я испугался не на шутку.
Но потом приехал уже нормальный доктор. Склеил меня кое-как. Благо пуля в сантиметре от позвоночника остановилась. А то не разговаривать мне с вами.
Две недели провалялся. Жена приехала, плачет. Не плачь, говорю от счастья, рано наследство делить… (Максимов расплывается в улыбке).
Потом на своих двоих домой поплелся. Швы сняли кое-как. Так с того света на службу вернулся. С тех пор я охоту не очень люблю…