Валентина и Андрей Родионенко: Согласны быть двоечниками! Беседа с творцами российского чуда на минувшем чемпионате мира

Сегодня в Москве проходит отчетно-выборная конференция Федерации спортивной гимнастики России, на которой, что логично, изберут руководство ФСГР на ближайшие четыре года и подведут итоги выступлений сборных страны в уходящем, 2010-м. Особой интриги не жд
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
ИТОГИ СЕЗОНА

Сегодня в Москве проходит отчетно-выборная конференция Федерации спортивной гимнастики России, на которой, что логично, изберут руководство ФСГР на ближайшие четыре года и подведут итоги выступлений сборных страны в уходящем, 2010-м. Особой интриги не ждут. Пост президента федерации должен сохранить Андрей Костин, что же до результатов, они красноречивы: наша женская команда впервые за почти два десятилетия победила на чемпионате мира, Алия Мустафина стала в Роттердаме лучшей в личном зачете, чего не случалось со времен Светланы Хоркиной, Виктория Комова взяла три золотые медали на первой юношеской Олимпиаде в Сингапуре…

О том, как удалось добиться заметного прогресса после долгого и тоскливого периода неудач, разговор с главным тренером сборной России Андреем Родионенко и его женой, гостренером национальной команды Валентиной Родионенко.

РУССКИЕ ГОРКИ: ВНИЗ-ВВЕРХ

— Каюсь: когда без малого три года назад вы, Андрей Федорович, здесь же, на «Озере Круглом», говорили мне, что следующий за Пекином олимпийский цикл российские гимнасты пройдут в нормальном «советском» режиме и будут готовы бороться в Лондоне за победу, я не поверил…

Андрей Родионенко:

— Отчего же?

— Слишком беспросветно глубокой казалась яма, в которой находилась ведомая вами команда.

А. Р.: — Как видите, действительность на поверку не столь страшна. Хотя не скажу, будто все проблемы решены. Самая сложная задача — регенерация поколений. Вниз скатываешься быстро, подниматься вверх тяжело. Имевшийся человеческий ресурс мы выработали полностью, а восполнения долго почти не было. Потихоньку начинаем наверстывать. Основной вопрос: почему девочки уже выстрелили, а ребята отстают. Чистая физиология, разная скорость созревания мужчин и женщин! В гимнастике это остро ощутимо. В 16 лет мальчик лишь подбирается к определенному уровню технического мастерства на снарядах, где нужна специальная физподготовка. Скажем, на кольцах. А девочка в этом возрасте уже вполне сложившаяся спортсменка. Шестнадцать лет беру, поскольку раньше участвовать во взрослых соревнованиях нельзя.

Вот и получается: наши мальчишки хорошо выступили на европейском юниорском фестивале, не потерялись бы и на чемпионате Европы, не помешай исландский вулкан им попасть туда, а восемнадцатилетние ребята только ищут дорогу на взрослый помост. Роттердам показал, сколько еще предстоит пройти.

— А от девочек ожидали такой прыти на чемпионате мира?

А. Р.: — Было видно, что они способны бороться. Выиграют или нет — второй вопрос, но конкуренцию лидерам составят точно.

Валентина Родионенко: — Мы же постоянно следим за основными соперниками — США, Румынией, Китаем. Что за программы готовят, на какой уровень трудности вышли… Сложным ожидается следующий чемпионат мира в Японии, он, по сути, станет генеральной репетицией перед Лондоном-2012. Отношение к нам наверняка будет иным. Все поняли: Россия — это опять серьезно.

— Попробуют прессовать?

В. Р.: — По крайней мере на благодушие не рассчитываем, пойдет жесткая борьба.

— С использованием арбитров?

А. Р.: — Никогда не надо ссылаться на судей! Это удел слабых. Если будешь на голову выше остальных, никто не отнимет победу.

В. Р.: — Да, но часто все решают сотые и тысячные балла… Хотя в Роттердаме наши девочки имели запас прочности, даже три падения на брусьях не помешали им уверенно пройти оставшиеся снаряды и выиграть. А могли бы дрогнуть. Но оступились китаянки…

А. Р.: — Надеялся, что не посыплемся, поскольку видел настрой девчат. Да и модельные тренировки мы проводили именно для повышения процента надежности внутри команды.

— А скамейка запасных за последнее время удлинилась? В 2008-м вы сетовали на отсутствие резерва, из-за чего приходилось приглашать в сборную всех, кто был в строю.

А. Р.: — Сегодня все выглядит не столь катастрофично, как перед Пекином. Но за несколько лет сложно восстановить то, что разрушалось десятилетиями.

В. Р.: — В Роттердаме состав мужской команды обновился наполовину. Баркалов травмировался за час до старта, его заменил Черкасов и в общем-то не подвел. Но время для взросления нужно. Собственно, Андрей уже сказал об этом. По-прежнему рассчитываем на Девятовского и Голоцуцкова, за остальные места в сборной будет борьба. Появилась реальная конкуренция, и уже это здорово. Весной пройдет личное первенство Европы, посмотрим, как там себя покажет молодежь.

У девочек к костяку команды добавится Комова. В своем возрасте она первый номер на планете, теперь надо подняться на ступеньку выше, закрепиться среди взрослых. Программа Вики не уступает по сложности тому, что делают мировые лидеры. Кроме Комовой, на места в сборной претендуют еще четыре девочки 1995 года рождения. Из тех, кто родился в 1996-м и, следовательно, вправе выступить в Лондоне, можно назвать победившую на двух снарядах на юношеской Европе Гришину, хорошо проявившую себя там же ростовчанку Сидорову. Хотя этим девочкам будет сложно попасть в главную команду, во взрослых соревнованиях они смогут участвовать лишь с 2012 года, до Олимпиады времени почти не останется…

НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ ДМИТРИЕМ МЕДВЕДЕВЫМ ГИМНАСТКИ НЕ ЗАТЕРЯЛИСЬ, А ВОТ ИХ ТРИУМФ В РОТТЕРДАМЕ ВИДЕЛИ, УВЫ, НЕМНОГИЕ… ФОТО СЕРГЕЯ ПАНКРАТЬЕВА
 

УХОД ФЕТИСОВА И СЛЕЗЫ АРКАЕВА

— В отношении к спортивной гимнастике тех, кто принимает решения на самом верху, что-то изменилось, Андрей Федорович?

А. Р.: — Безусловно! Иначе не было бы результатов, которые имеем.

В. Р.: — Похоже, руководство поверило, что у нашего медалеемкого вида появились перед Лондоном перспективы, и если у сборной возникают проблемы, повторять просьбу теперь не приходится. Но так было не всегда…

— Уход Фетисова из Роском- спорта наверняка отразился на позициях тренеров Родионенко? Не секрет, что именно Вячеслав Александрович пригласил тещу с тестем из Канады в российскую сборную…

В. Р.: — Особенно тяжко пришлось после Пекина. Специалисты понимали: ждать золотых медалей на Играх было нелепо, тем не менее две бронзы Голоцуцкова, с которыми команда вернулась в Москву, официально расценили как провал. Пошли разговоры, что нас с Андреем уберут из команды, даже обсуждались кандидатуры сменщиков...

— Канадцы предлагали вам вернуться в Оттаву. Не думали плюнуть на все и уехать?

А. Р.: — Тогда не стоило в 2005-м срываться в Россию. Спокойно работали бы за океаном и не знали проблем! Вопрос личного выбора. Тут удалось создать определенный задел. Не хотелось бросать начатое.

В. Р.: — Нас поддержали коллеги. По собственной инициативе, мы ни о чем не просили. Тренеры женской сборной сходили к Мутко и убедили оставить Родионенко…

— Говорят, Аркаев расплакался после победы девочек в Роттердаме?

В. Р.: — Да, подбежал к нам, обнимал, целовал, благодарил… Хочется верить, делал это искренне. Все-таки девятнадцать лет Россия не выигрывала командного первенства на чемпионатах мира.

— Старое забыто, Андрей Федорович?

А. Р.: — Никогда не путал профессию и человеческие отношения. Ни в одном интервью не найдете моих некорректных высказываний о Леониде. Если он позволял себе лишнее, вопрос к нему.

В. Р.: — Надеюсь, Аркаев пересмотрел позицию, хотя после Пекина он активно убеждал руководство, что именно Родионенко развалили гимнастику и должны ответить за все. Может, рассчитывал вернуться в сборную? В этом году я приезжала на финал молодежных игр в Саранск, где сейчас работает Леонид, и заметила: он стал иным, рассуждает более спокойно, взвешенно. Все-таки время и обстоятельства меняют людей…

— Когда вас оставили в покое?

В. Р.: — После отставки Тягачева. Бывший глава ОКР без конца твердил, мол, беды нашей гимнастики из-за того, что убрали великого Аркаева. Андрей никак не комментировал эти слова, держал эмоции при себе, а я не молчала. Когда Мутко сказал, что Аркаев пообещал ему подготовить олимпийскую чемпионку 2012 года из Саранска, я заявила, что министра вводят в заблуждение, подобных чудес на свете не бывает. Если бы в Мордовии росла по-настоящему талантливая девочка, мы знали бы о ней…

Словом, какое-то время мы с мужем постоянно чувствовали чужое дыхание за спиной, но сегодня тема закрыта. И Мутко, поначалу относившийся к нам с недоверием, переменил мнение после того, как побывал на «Круглом» и понаблюдал за ребятами на тренировках. Виталий Леонтьевич в последнее время неоднократно приезжал на базу, вручал отличившимся удостоверения заслуженных мастеров спорта России.

— Сейчас это что-то дает? В материальном смысле?

В. Р.: — Ничего! Лишь чувство морального удовлетворения. Раньше платили, начиная со звания мастера спорта. Пусть и не великие деньги, но хоть что-то... А сейчас даже у заслуженных тренеров нет льгот. Правда, за успешные выступления на чемпионатах мира и Европы премирует министерство, но главная помощь идет от федерации, от Андрея Костина. Лучше всего поощряются победы на Олимпиадах. Эти решения, как вы знаете, принимаются на самом верху.

АКИНФЕЕВ ПРОТИВ МУСТАФИНОЙ

— Но и после Роттердама Дмитрий Медведев встречался с гимнастками.

А. Р.: – Я был на приеме. Кроме нас, в Кремль пригласили волейболисток, борцов, штангистов, пятиборцев, команду по художественной гимнастике. Словом, тех, кто победил во втором полугодии. Все прошло тепло, душевно и — одновременно — торжественно. Подобная поддержка важна психологически. Это добавляет сил.

В. Р.: — Если бы все относились к нам, как высшее руководство… Расскажу сильно меня задевший эпизод. В телесюжете о встрече в Кремле, который показывали по Первому каналу, есть Гамова, Канаева, эпизоды побед пловцов, пятиборцев, фехтовальщиц, представителей других видов спорта. Лишь гимнастки остались за кадром, словно и не было исторического успеха! Мы стали разбираться, в чем причина дискриминации, и оказалось, ни у кого в «Останкино» нет съемок из Роттердама, нечего было вставить в репортаж! Права на трансляцию чемпионата мира купила компания «НТВ—Плюс», сублицензию федеральные каналы приобретать не стали, в итоге триумф наших девочек страна, по сути, не увидела! Хотя на каждом углу звучат слова, мол, гимнастика — приоритетный вид спорта…

Откуда возьмутся новые таланты, если нет пропаганды на должном уровне? Мы много ездим по миру, и я могу утверждать: за рубежом на международных соревнованиях по гимнастике залы забиты под завязку. В Англии, Германии, Голландии, США. А в России? Даже на этапах Кубка мира трибуны пустуют. Люди сами не пойдут, их надо зазывать, популяризируя наш вид спорта, если рассчитываем на приток ребятишек.

— Ну да, когда Алия Мустафина стала абсолютной чемпионкой мира, зрители канала «Россия 2» лучшим спортсменом октября назвали Игоря Акинфеева, отразившего пенальти в рядовом матче отборочного цикла Евро-2012!

В. Р.: — Даже не обсуждаем! Если в списке из пяти кандидатов есть хоть один футболист, победу одержит именно он, какими заслуженными ни были бы остальные претенденты. Футбол — вне конкуренции, с ним тягаться бессмысленно.

А. Р.: — И эти вопросы не зависят от тренеров сборной по гимнастике. На подобные темы надо говорить с руководством федерации и министерства. Наше дело — тренировать ребят, готовить к соревнованиям, а уж как их показывать по телевизору или кого объявлять лучшим спортсменом, решать другим…

— Разве вы, Андрей Федорович, не заинтересованы, чтобы из чемпионов делали звезд? Посмотрите на Хоркину или Немова. Селебрити! И Мустафину можно раскрутить до такого же уровня популярности.

А. Р.: — Вы говорите об ушедших из большого спорта. Алие сейчас надо думать не о телешоу и светских раутах, а о тренировках и будущих стартах. Вот выиграет Олимпиаду в Лондоне, станет, как Хоркина, трехкратной абсолютной чемпионкой мира, тогда пусть по сторонам заглядывается.

В. Р.: — Пример лидеров, конечно, важен, но все решают система, плановый подход. В советское время спортивная гимнастика входила в обязательную программу уроков физкультуры общеобразовательных школ. Вы ведь тоже, наверное, прыгали через «козла», кувыркались на матах? Сегодня почему-то упор делается на игровые дисциплины, зайдите в любой школьный спортзал: мячи, футбольные ворота, баскетбольные корзины, волейбольная сетка — вот и весь инвентарь…

— А с тренерами как?

В. Р.: — Мы уже говорили, что многие хорошие специалисты покинули Россию в 90-е годы. Возвращаться никто не торопится. Вот Александров приехал, но семья его осталась в Америке, да и он гражданин США... Остапенко, у которого украинский паспорт, работает с женской молодежной командой. В Бирмингеме на чемпионате Европы мы вели переговоры с Поповым из Владимира, возглавляющим сейчас мужскую сборную Британии. У него контракт до Игр-2012, после этого обещает приехать. И Сежанов, работающий с Поповым в Англии, тоже. Это все.

Увы, Россия пока не готова создать классным тренерам такие же условия, которые они имеют на Западе. У людей там дома, машины, хорошие счета в банках… Все отлично — и в финансовом, и в бытовом отношении! Австралийская девочка, воспитанница Николая Лапшина, выиграла сейчас золото чемпионата мира в вольных. Неужели, думаете, австралийцы не дадут Коле все необходимое и даже чуть больше, лишь бы остался? А возвращать в Россию есть смысл лучших, а не тех, кто не устроился за кордоном и просится домой.

ПЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДЫШКИ

— В чем же ваша личная мотивация заключалась, почему вы приехали?

В. Р.: — Мы с Андреем при любом раскладе вернулись бы. Даже если бы работу в сборной не предложили. Это от характера зависит. Я всегда скучала по России и дважды в году обязательно прилетала в Москву — хоть из Австралии, хоть из Канады.

— Сейчас у вас какой контракт?

В. Р.: — Формально — до Лондона, но фактически продлеваем каждый год. Это касается не только нас — всех специалистов, числящихся в штате Центра подготовки сборных команд.

— И чего же стране ждать от гимнастов в 2012 году, Андрей Федорович?

А. Р.: — Я прогнозов не даю.

— Ладно, сделайте экспертную оценку перспектив российской сборной на ближайших Играх.

А. Р.: — Чемпионат мира показал соотношение сил. Из этого и надо исходить. С поправкой на полтора года работы. Кто лучше распорядится оставшимся временем, тот и победит.

— На что настраиваетесь?

А. Р.: — На позитив. Исключительно!

— А в планируемых медалях это выразить можно?

А. Р.: — Хотите, чтобы дал какие-то гарантии, а их в спорте не бывает!

В. Р.: — Андрей, к чему лукавить? Программа на четыре года утверждена, план на лондонскую Олимпиаду известен: по две золотые медали, серебряные и бронзовые. Итого — шесть. В отличие от Пекина, нам эти параметры не навязывали, сами под ними подписались и теперь обязаны выполнять.

— Значит, при оптимальном раскладе вернетесь из Лондона двоечниками?

В. Р.: — И никто, уверена, не станет нас ругать за это!

— За 2012 год заглядываете?

В. Р.: — Я нет. Слишком тяжело далась последняя пятилетка. Ответственность большая, а работать вполноги мы не привыкли… Хватит! Пусть другие попробуют. Хотя молодые не слишком рвутся в тренеры. Хорошо, Колю Крюкова уговорили на юниорскую сборную, а вот Леша Немов не захотел. И это в общем-то объяснимо. Придется ведь от всего в жизни отказаться, целиком посвятить себя работе. Многие ли согласятся на такие жертвы? Мы с Андреем, по сути, живем на базе, выезжаем лишь на соревнования да совещания. Иначе можно что-нибудь упустить. Подготовка идет круглогодично. Нам такой режим привычен, вот и тянем. Пока… Сто лет не были в отпуске! Разве это нормально? В ноябре взяли билеты в Нью-Йорк, решили проведать внучку, которая учится там в университете. Потом отложили поездку до отчетно-выборной конференции. Сейчас, надеюсь, все-таки улетим. А сразу после Нового года вернемся сюда, на «Круглое». И уже до Лондона, без всяких отлучек…

Новости. Спортивная гимнастика