Герои, тренеры, травмы и шоу: чем запомнился чемпионат мира в Монреале
Mонреаль
Столица франкоязычной провинции Квебек считается самым европейским городом Северной Америки. Всего в часе езды от американской границы (5 часов из Бостона), он является любимым направлением выходного дня для многих выходцев из Европы, проживающих в Америке. Здесь есть и свой старый город, по мощеным улочкам которого можно прогуляться, есть любимая велосипедистами речная набережная, есть россыпь уютных ресторанчиков с французской кухней и джаз-баров. В этом году город празднует свое 375-летие, и по такому случаю запланированы многочисленные мероприятия. Конечно, график соревнований, особенно у спортсменов, попавших в финалы, не позволил им познакомиться с городом основательно, но приятное впечатление оставил у всех, с кем я общалась на чемпионате.
Надя Команэчи
Знаменитая в прошлом румынская гимнастка Надя Команэчи – именно в Монреале на Олимпиаде-76 она стала первой гимнасткой, получившей за свое выступление максимальную тогда оценку “10 баллов“ на международных соревнованиях – была официальным лицом чемпионата. Она открывала каждый день соревнований под овации зала, без устали общалась с прессой и фотографировалась со зрителями. Присутствие Нади создавало одновременно атмосферу праздника и служило важным напоминанием – гимнастика на североамериканском континенте не вышла бы на сегодняшний уровень без ее достижений. На пресс-конференции перед открытием турнира Надя призналась, что иногда ей самой хочется попробовать выполнить гимнастические элементы на новом оборудовании доступном сегодня. (“Сейчас ведь другой пол, другой стол для прыжка – можно быть более смелым!“) Надя поддерживает румынскую гимнастику и верит в ее возвращение на уровень олимпийских побед, хотя “в гимнастике ничего не происходит быстро“. “Начинать нужно с родителей, - рассуждает Надя, - ведь секрет успеха румынской гимнастики был именно в массовости“. Об условиях, которые обеспечивали эту самую массовость (и от которых сама она когда-то бежала) Надя тактично умолчала.
Российские медали
Сравнивать результаты российских спортсменов с теми, что были на предыдущем чемпионате мира в 2015 году, было бы не совсем корректно: тогда у женщин было разрешено заявлять по пять участниц от страны (а не по четыре, как сейчас), и шансы завоевать медали были выше. И все же стоит помнить, что в 2015-м россиянки завоевали четыре медали, а в Монреале только три: одна золотая (Мария Пасека, опорный прыжок), одна серебряная (Елена Еремина, брусья), и одна бронзовая медаль (Еремина, многоборье). Интересно, что медали на отдельных снарядах два года назад тоже были на прыжке (золото у Пасеки) и брусьях (золото тогда разделили сразу 4 гимнастки, среди которых россиянки Виктория Комова и Дарья Спиридонова), но было еще серебро Ксении Афанасьевой на вольных. В Монреале на вольных надежды женской команды были связаны с чемпионкой Европы 2017 года в этом виде Ангелиной Мельниковой, но ее выступление на ЧМ не сложилось, как объяснила сама гимнастка в интервью, из-за травмы ноги.
Зато российской мужской команде удалось превысить результат 2015 года сразу на три медали: два года назад наши гимнасты ни разу не папали на пьедестал, а в Монреале завоевали две серебряные (Давид Белявский — упражнение на коне, Денис Аблязин — кольца) и одну бронзовую награды (Белявский — брусья). Для Белявского это первые в карьере медали мирового первенства. И это успех, хотя он мог быть и более впечатляющим: в многоборье Давид лидировал перед последним снарядом, но оказался в итоге только четвертым после падения с перекладины. Старший тренер мужской сборной Валерий Алфосов так прокомментировал неудачу: “Склонен думать, что это была психологическая ошибка, потому что Давид Белявский турником владел….“
Эту же версию косвенно подтвердил и Пол Зиерт, издатель и главный редактор журнала “International Gymnast” – давнишний поклонник советской и российской школы гимнастики. “Я всегда говорил, - рассказывал Пол в интервью «Советскому спорту» перед началом финала в мужском многоборье, - что для того чтобы вернуться на уровень успеха советской гимнастики, российской сборной нужен спортивный психолог“.
У старшего тренера сборной Валентины Радионенко другой взгляд: в интервью корреспонденту ТАСС она заявила, что россияне “недобрали медалей в вольных упражнениях, в мужском опорном прыжке“, при том что “на этих снарядах в сборной есть конкурентоспособные гимнасты“. “В вольных упражнениях исполнение Никиты Нагорного и Артура Далалояна ни в чем не уступает тому, что показывают зарубежные конкуренты“, заключила тренер. О психологии в этом интервью не было упомянуто.
Кстати, в следующем сезоне планирует вернуться к выступлениям на вольных и прыжке, восстановившись после травм, медалист чемпионатов мира и Олимпийских игр в этих видах Денис Аблязин, а у женщин приступила к тренировкам после рождения дочери двукратная олимпийская чемпионка Алия Мустафина. Сборная России станет сильнее (соперники, впрочем, тоже).
Елена Еремина
ЧМ открыл в российской команде новую звездочку – 16-летнюю Елену Еремину. Скептики могут возразить, что Лене просто повезло – травмировались фавориты турнира румынка Лариса Иордаче, американка Рэган Смит, бразильянка Ребека Андраде. Однако, травмы в гимнастике – дело частое, а выигрывает тот, кто умеет воспользоваться сложившейся ситуацией. Впрочем, не так уж Лене и повезло: потеряв почти балл на самом сильном своем снаряде (брусьях), Лена “выжала“ все возможное из своих далеко не самых сложных программ на бревне и вольных, восхитив специалистов (и судей) классически чистым исполнением. Еремина оставила на четвертом месте японку Май Мураками - тоже, кстати, одну из фавориток (Мураками в последний день турнира завоевала золото на вольных упражнениях).
Лена с удовольствием общается с журналистами (причем, делает это как по-русски, так и по-английски), любит соревноваться, выступать, у нее грамотные тренеры (супружеская пара Вера и Александр Киряшовы), умеющие ее правильно настраивать. Лену поддерживают родители, которые стараются навещать ее на базе сборной в Круглом при каждой возможности. (“Жить на базе три недели из трех – непросто, но в российских условиях такой график необходим, по-другому нельзя», – рассуждает юная Еремина).
В общем, у Лены есть все, чтобы стать одним из лидеров на Играх в Токио-2020. Именно “одним из“, потому что «фактор Симоны Байлс“, чемпионки последних трех ЧМ и Олимпиады в Рио, никто не отменял, Симона, по сообщениям американской прессы, приступает к тренировкам в ноябре.
Американки
Перед чемпионатом самый популярный вопрос формулировался так: что представляет собой женская сборная США без чемпионок прошлого олимпийского цикла (и особенно Симоны Байлс) и своего легендарного тренера Марты Кароли? Оказалось, что и полностью обновленная американская команда сохраняет свое превосходство. Даже потеряв своего лидера Рейган Смит за несколько минут до начала финала в многоборье, сборная США завоевала самое больше всех медалей в женских видах - четыре. Американки выиграли золото многоборья (16-летняя Морган Хард), которое они не проигрывают на чемпионатах мира с 2011 года, а на Олимпийских играх с 2004-го, серебро на прыжке и вольных (17-летняя Джейд Кери), и серебро на бревне (Морган Хард). При этом, Морган Хард, которой пришлось за 10 минут до начала финала многоборья принять на себя роль лидера сборной, на августовском чемпионате США была только шестой в многоборье; а серебряную медалистку Джейд Кери, которую тренирует отец, впервые заметили и пригласили тренироваться в сборную меньше года назад.
“Было нелегко, - признался главный тренер сборной США Валерий Люкин в микст-зоне. – Это их и мой первый чемпионат мира. Девочки соревновались без своего лидера. Я, безусловно, переживал, но они справились“.
Травмы
На этом ЧМ было как никогда много травм. Причем, особенно сильно пострадали лидеры. Я уже упомянула Иордаче, Смит, Андраде, а ведь кроме них выбыли легендарный японец Кохей Учимура, кореец Ян Хак Сон и итальянка Ванесса Феррари. Все они получили травмы ахиллова сухожилия или лодыжки при приземлениях на прыжке и вольных. Издатель “International Gymnast” Пол Зиерт так прокомментировал череду травм:
«Международная Федерация (FIG) cоздала практически «идеальный шторм»: они подняли требования к сложности, при этом не увеличив требований к производителям гимнастического оборудования. Правила должны обсуждаться при участии спортсменов, тренеров и специалистов по ортопедии. Специалисты должны изучить возможность приземления без травм на данном оборудованим при данной сложности. Именно при приземлении, а не только при отталкивании!“
Зиерт согласился и с теми, кто критиковал организаторов за слишком яркое освещение подиума:
«Неужели, было необходимо полностью выключать свет перед объявлением гимнастов, а потом резко его включать на помосте? Спортсмены не успевали привыкнуть к новому свету, и платили за это слишком большую цену. Они готовились и имеют право выступать в ожидаемых обстоятельствах“.
Главный тренер сборной России Андрей Радионенко тоже отметил целую серию проблем с организацией. В интервью ТАСС он сказал, что “Многие команды столкнулись здесь с акклиматизационными проблемами вследствие отсутствия достаточного времени на адаптацию. Здесь у нас не было ни одного дня на адаптацию. На следующий день после приезда была тренировка, а в пиковые дни адаптации мы уже выступали. Руководство международной федерации также согласно, что это не совсем здоровый вариант, и в будущем учтет все ошибки этого чемпионата".
Show Must Go On
У организаторов монреальского чемпионата своя правда: они ориентировались на удачный пример чемпионата мира в Глазго-2015 и попытались создать шоу, напоминающее рок-концерт. Яркий свет, торжественный выход участников на сцену из темноты при зажигающихся струях огня (его жар ощущался с трибуны прессы на расстоянии 30 с лишним метров), громкая музыка и комментарии ведущих, поддерживающие максимальную “температуру“ в зале – все это должно было создавать у болельщиков ощущение праздника. Зрителям такая подача гимнастики пришлась по вкусу. Российские гимнастки тоже признавались, что им нравится выступать в такой атмосфере: как сказала Елена Еремина, “это придает энергии, заряжает“.
Тренеры и специалисты, конечно, могут ворчать и жаловаться на слишком яркий свет и слишком громкий звук. Но реальность такова, что чемпионаты мира и должны быть настоящими шоу, чтобы привлекать зрителей, телевидение и спонсоров. А значит к таким условиям придется привыкать.
Красота или сложность?
Как известно, оценка за гимнастическое упражнение сегодня состоит из двух составляющих – И (исполнение) и Д (сложность). Более сложная программа приносит спортсмену более высокую оценку Д, награждая за риск. “К сожалению, исполнение оценивается сегодня судьями не так объективно как сложность, - рассуждает Пол Зиерт. - От этого страдают именно российские гимнасты, известные своим классически правильным выполнением элементов“.
Интересно, что американец Юл Малдауэр сумел завоевать бронзу в финале на вольных при самой низкой сложности среди всех финалистов (его оценка – только Д 5.8, в то время как победитель - японец Кензо Сирай - показал программу со сложностью 7.2). Проанализировав итоговые протоколы, понимаешь, что пример Малдауэра скорее исключение - в призеры на отдельных снарядах пробились гимнасты, обладающие более сложными программами. Отмечу победившую в финале на брусьях китаянку Иилин Фэн. В квалификации лидировала россиянка Еремина (обе показали сложность Д 6.3), но для финала Фэн «приберегла» Д 6.5 добавив элемент группы Е. В итоге Фэн победила с оценкой 15,166, Еремина – вторая (15.1). У Анастасии Ильянковой – Д 6.1 и ее отодвинули на четвертое место вслед за Ниной Деруаэль (Д 6.3).
Лидеры
В финалах на отдельных снарядах 5 победителей чемпионата мира 2015 года сумели отстоять свои титулы (россиянка Мария Пасека на опорном прыжке, грек Элефтериус Петруниас на кольцах, китаянка Иилин Фэн на брусьях, британец Макс Уитлок на коне и японец Кензо Сирай на вольных). Четверо победителей (хорват Тин Србик на перекладине, китаец Жингуян Зу на параллельных брусьях, немка Паулин Шейфер на бревне, и японка Май Мураками на вольных) завоевали свои титулы чемпионов мира в первый раз. А японец Кензо Сирай стал единственным гимнастом чемпионата сумевшим завоевать две золотые медали – к своему “старому“ титулу на вольных он добавил новый титул на опорном прыжке.
Двое от страны
Ограничение “двое от страны“ стало источником многочисленных драм и несбывшихся надежд на крупнейших гимнастических соревнованиях для гимнастов из ведущих сборных, На этом чемпионате мира пострадали двое: россиянка Ангелина Мельникова (4-е место в квалификации на брусьях) и американец Эдди Пенев, который после завершения квалификации на вольных упражнениях был шестым. У российской сборной в финал на брусьях прошли Еремина и Ильянкова (с первым-вторым предварительным результатом- и вторым-четвертым итоговым в финале), а от американцев на вольных в финале выступали Доннэл Уатенбург и Юл Молдауэр (шли вторым-третьим после квалификации, но после финала Уатенбург остался шестым а Молдауэр завоевал бронзу).
История с географией
На этом чемпионате на гимнастическую карту медалистов чемпионата мира были занесены две новые страны. Это Хорватия (Тин Србик победил на перекладине легендарного Эпке Зондерлэнда), и Бельгия (Нина Деруаэль завоевала бронзу на брусьях).