Сергей Парейко: Футбол в Польше никогда не был столь прекрасен, как сегодня

Вратарь краковской «Вислы» и сборной Эстонии, в недавнем прошлом вратарь «Томи» Сергей Парейко дал интервью Sovsport.ru

Вратарь краковской «Вислы» и сборной Эстонии, в недавнем прошлом вратарь «Томи» Сергей Парейко дал интервью Sovsport.ru. Во второй части интервью Сергей вспомнил свой разговор с Владимиром Путиным и объяснил феномен эстонского футбола. 

- В памяти россиян вы навсегда останетесь человеком, который осмелился попросить денег у Владимира Путина. И которому это удалось.

- Это условность, конечно. Вы сами понимаете, это не была роль просителя. Я был капитаном команды; выглядело логичным, чтобы говорил я. Искренне надеялся, что компании Томской области будут пристальнее следить за футболом. И сказал об этом. По итогам встречи с Путиным все проблемы быстро разрешились. Как нам казалось, на три года вперед. Но, видимо, схемы управления, связанные с «Томью», не позволили свершиться благополучному сценарию.

- Вам должны в Томске?

- Клуб поступил со мной честно. Я не подавал никаких заявлений, а «Томь» со временем до конца рассчиталась. Поддерживаю связь с работниками клуба, с некоторыми игроками. Выясняется, что ситуация стала еще хуже по сравнению с днем, когда мы встречались с Владимиром Владимировичем. Катастрофа в виде многомесячных долгов и вылета команды из премьер-лиги. И увы, этот финал выглядит логичным.

- Вам дали текст на бумажке перед встречей с Путиным? 

- Все произошло неожиданно. Я думал, в Москве у нас будет как максимум встреча с Мутко. Приехали к Белому дому, а там сказали, что предстоит встреча с Путиным. На колесах были полдня, к четырем приехали в Ново-Огарево. Прождали часа три с половиной: и до нас прибывали делегации, все становились в живую очередь. Нам показали, как рассядемся. Я предупредил человека, который больше всех хлопотал: подарим Владимиру Владимировичу шарф. Он говорит: «Да, это можно». Я прикинул, что скажу Путину. Свою короткую речь и сейчас помню: «Владимир Владимирович! Дарим от нас и от болельщиков шарф. И надеемся, что отныне вы будете нашим болельщиком».     

- На томском стадионе на самом видном месте повесили баннер с ответом на тот момент премьер-министра: «В Томске должен быть футбол!». Вот уж как два года не снимают.

- Мы смеялись в своем кругу, что гостевые команды страшатся этого плаката, и будут чаще проигрывать. Но статистика не особенно радовала.  

- В Томске объясняли необходимость существования клуба в премьер-лиге тем, что в премьер-лиге больше нет команд за Уральским хребтом. Разве это довод?

- Для меня довод - это внятная программа развития. Доказательства, что клуб сумеет делать самостоятельные шаги вперед. Скажем, проект нового стадиона и привлеченные по законам бизнеса инвесторы. Чтобы достоинством было не географическое положение Томска, а плоды работы, вызывающие уважение и восхищение. Хочу отметить при этом, что в городе на самом деле любят футбол. А «Томь» как футбольная команда провела достойное время в премьер-лиге. Единственным клубом, который мы не обыграли, если не ошибаюсь, остался «Спартак».

- Какие у вас отношения со сборной Эстонии?  

- Готовимся к новому отборочному циклу. Все нормально. Я провел все последние игры кроме последнего с Ирландией.

- Казалось, что Эстония может оказаться на Евро-2012.

- Когда оценивали группу, только мечтали. Но когда сыграли с Италией, поняли: мы можем. Вели в счете, судья не назначил 100-процентный пенальти в нашу пользу, два мяча пропустили уже в концовке. Сербов обыграли на их поле - 3:1. Пошел всплеск, подъем. Мне не хочется вспоминать, что происходило в стыках с ирландцами. Считаю, на нашей судьбе отразилась предистория стыков Ирландии и Франции, когда решающий гол был забит рукой Анри. Судьи сделали так грамотно, удалив к 30-й минуте наших центральных защитников. Все было предрешено на самом деле. Что ж, будем следить за ирландцами на Евро. Мы, кстати, ощущали поддержку из России. Что бы ни говорили, а в бывшем Союзе люди симпатизируют командам из маленьких республик. Тем более, это не касается политики.  

- Будучи в Таллине, обратил внимание, что сборная Эстонии аншлагов не собирает. 

- Когда это было? За последние полтора года посещаемость матчей выросла с 4 до 7 с лишним тысяч. То есть практически в два раза.

- Доедут ли эстонцы до Бразилии?

- В нашей отборочной группе Голландия, Турция, Румыния... Все сложно. Нас считают середнячком близким к аутсайдеру. И перед нами не станут ставить задачу непременно занять второе место. Но мы сыграны и верим в себя. У сборной есть настоящее и будущее. Конкуренция. У тренера Тармо Рютли на подходе 18-19-летние. Вообще все дело в тренере. При голландских специалистах мы играли от обороны, отбивались. А Рютли предложил смелую тактику: не отсиживаться, а отвечать. Мы осмелели, и это дало результат.  

- Чем занят легендарный Март Поом?

- Спортивный директор «Флоры» и тренер вратарей в сборной. Мы с ним постоянно контактируем.

- Все ли игроки сборной знают эстонский язык, учитывая богатый набор русских фамилий?

- Все знают. Возможно, у пары человек есть легкий акцент или маленькие затруднения. У меня вообще нет никаких проблем, так как папа в свое время отдал меня в детский сад, где общались на эстонском. Кстати, я сносно выучил польский, чтобы не чувствовать себя белой вороной.

- Из Польши вам хорошо было видно, что изменилось с приближением Евро.

- В футболе точно все поменялось. Все и вся реорганизовали - от судейского корпуса до разоблачения и перевода в низшие дивизионы команд, связанных с коррупцией. Пожалуй, польский футбол никогда не был столь прекрасен, как сегодня. Как ТВ транслирует чемпионат - это сказка.  Атмосфера новых стадионов и современные ТВ-технологии сделали польский чемпионат в чем-то привлекательнее, чем российский. Понятно, что уровень футбола разнится - Россия уровнем выше, в премьер-лиге сыграли бы лишь 5-6 польских команд. Но победа «Легии» над «Спартаком» не стала для меня сюрпризом.
Преимущество в ином. Сужу по реакции супруги. Она до сих пор переживает за «Томь»: смотрит одновременно трансляцию из Томска и неважно какой матч чемпионата Польши. На томском стадионе, которому 85 лет, кажется, всего три камеры работают, да еще на противоположной трибуне дыра какая-то страшная. А здесь - десятки камер, идеальный газон, все выверено. Невольно она чаще переключает на польскую трансляцию - картинка привлекательнее, футбол смотрится лучше... В общем, Евро однозначно пригодился Польше. С таким подходом польский чемпионат может стать шестым после топовых.

- Но, полагаю, вы бы вернулись в Россию, чтобы улучшить благосостояние семьи.

- Вратарь-иностранец для российской премьер-лиги, наверное, неактуален. С другой стороны, если человек нужен, то он нужен не из-за паспорта. И надо еще подумать, что лучше: биться за первые места в Польше, за еврокубки, или ехать в Россию в команду с задачей, какая в последнее время была у «Томи»:  спасаться...  


«А где поляки в сборной?» Легенда польского футбола – вратарь Ян Томашевски – рассказал, почему не будет болеть за своих