Великий поход энерджайзеров
Нынешний чемпионат мира – семнадцатый по счету. Но впервые он проходит не в Европе или Америке. Расширяя географию Кубков мира, ФИФА заодно стремится поднять популярность игры в тех регионах, где футбол не дотягивает до высших образцов. Глава мирового футбольного сообщества Зепп Блаттер и вовсе пообещал внедрить в мировую практику принцип «ротации континентов», пообещав, что Европа, Америка, Африка и Азия – а может, и Океания – будут проводить чемпионаты планеты по очереди.
Азия многого ждала от первого футбольного форума на своей территории. Самый населенный в мире континент представлен на чемпионатах мира лишь четырьмя сборными, в то время, как Африка за последние два десятилетия увеличила свою квоту с одной команды до пяти. Представители Азии надеялись, удивив футбольный мир у себя дома, добиться дополнительных вакансий. А тут, нате вам, в одном из первых матчей турнира – нокаут в восемь голов Саудовской Аравии! Президент Азиатской конфедерации футбола Питер Велаппан настолько горько сокрушался по этому поводу, что подтекст его сожалений был очевиден всем…
Впрочем, арабы с родины пророка Мухаммеда, хоть и способны нанять за нефтедоллары тренеров хоть из Бразилии, хоть из Германии, футболистами всегда были откровенно слабенькими. Так что их провал для оценки общего уровня азиатского футбола никак не показателен. А вот для трех других команд – Японии, Кореи и Китая - чемпионат должен был стать местом для публичного подвига. Хотя японцы с корейцами в больших успехах за пределами континента замечены не были ни разу, а китайцы и вовсе дебютировали на Кубке мира.
Футбол – зеркало жизни, зеркало народа. Немцы играют в рациональный и предельно дисциплинированный футбол; бразильцы словно танцуют самбу на поле; аргентинцы плетут четкие кружева атак в ритме танго; африканские команды идут вперед будто под призывный ритм тамтамов; футбол арабский нетороплив, даже ленив; российский или греческий – вальяжен до полной безалаберности. Имея даже самое общее представление о менталитете коренных жителей Дальнего Востока, совсем несложно было вычислить формулу игры этих команд. Дисциплина и еще раз дисциплина; беспрекословное подчинение командиру; готовность жизнь отдать за страну, из которой и проистекает столь яростный боевой настрой.
Для европейского глаза все китайцы, японцы или корейцы выглядят очень похожими. Азиаты, кстати, точно так же путают нас, светлокожих. А в футболе внешняя схожесть игроков – как правило, не очень высоких, коренастых, крепких парней, без устали носящихся по полю с первой до последней игровой секунды – заставляет все время вспоминать рекламу зайцев-энерджайзеров. Батарейки у этих парней оказались что надо…
Энерджайзеры Боры Милутиновича покинули чемпионат первыми. В этом нет ничего удивительного – китайские футболисты слишком уж своеобразны. Они, говорят, на тренировке скорее готовы пробежать 10-километровый кросс, чем полчаса упражняться с мячом. Расскажите об этом любому из наших игроков – не поверят.
Затем домой отправились энерджайзеры Филиппа Труссье. В отличие от китайцев, у японцев в загашнике, помимо феноменальной работоспособности, оказалась неплохая тактическая выучка. Они не понаслышке знакомы с европейскими принципами футбола – но против средних, в общем-то, по меркам Старого Света турков ничего, кроме довольно бестолковой беготни, так и не смогли показать..
Лучшими – чего мало кто, надо сказать, ожидал – оказались энерджайзеры Гуса Хиддинка. Под водительством голландского тренера корейцы не просто бегают, не просто бьются – они играют в очень современный футбол на совершенно запредельных скоростях, демонстрируя отменную технику и завидную тактическую выучку. Итальянцы едут домой – и я не поручусь, смогут ли Испания с Германией выдержать задаваемые корейцами темпы игры?
Великий поход энерджайзеров продолжается.