Сюрприз, на этот раз неприятный
«Кто бы мог такое предположить?» — с горечью произносили теперь мы, обсуждая поражение от бельгийской сборной, которой в матче с командой СССР все поспешили отвести роль «мальчика для битья». Думаю, что для подавляющего большинства любителей футбола и специалистов, причем не только в нашей стране, известие об этой неудаче прозвучало словно гром среди ясного неба.
Может быть, как раз в недооценке соперника стоит искать первопричины поражения сборной СССР? Многие моменты игры свидетельствовали об этом. Впрочем, однозначного ответа тут не найти.
Наша сборная здесь, на мировом чемпионате (так же, как и ее костяк — игроки киевского «Динамо» в матчах Кубка кубков), эффектно использовала один и тот же тактический прием — с первых же минут мощной, скоростной и маневренной игрой постараться ошеломить соперника. Крупное поражение венгров, как мы знаем, насторожило французскую сборную, которая в какой-то степени нашла противоядие против этого хода, выразившееся в четком и надежном построении обороны большим числом футболистов. Бельгийцы, не мудрствуя лукаво, взяли на вооружение тот же прием. Они постарались перекрыть все возможные направления перемещения наших игроков к их воротам и в общем-то преуспели в этом. Свое главное преимущество в скорости сборная СССР никак не могла использовать, поскольку нашим игрокам просто не удавалось, что называется, разбежаться. Каждый раз они утыкались в соперника.
Бельгийцы всячески старались сбить темп матча, заботясь поначалу лишь об обороне. В дебюте сборной СССР удалась только одна неплохая атакующая комбинация, когда после паса Кузнецова мяч получил Беланов, но, находясь прямо против ворот, наш нападающий с близкого расстояния нанес неверный удар.
Когда в матчах с французами наши игроки натолкнулись на внимательную и четко организованную защиту, что затруднило им подходы к воротам соперника, дело решил дальний удар Раца. И сейчас ситуация повторилась почти что в точности. Получив пас от Заварова, Беланов ловко ушел вправо от защитника и четким ударом метров с 20 послал мяч в дальний угол ворот бельгийцев.
Соперники, поскольку им теперь не было никакого резона отсиживаться в обороне, постепенно стали смещать акценты в своей игре на атаку. Последовали один за другим опасные удары по воротам сборной СССР Вервоорта, Геретса, Шифо. Пока неточные.
Наши игроки, видимо, не уловили перемены настроения у соперников. Правда, вскоре после перерыва сборной СССР едва не удалось удвоить счет. Удар Беланова пришелся в штангу, а повторный — Яковенко—парировал Вервоорт. Он отбил мяч, летевший в ворота, оставленные Пфаффом. Забей наши в тот момент второй гол, и все, наверное, было бы кончено. Но мяч, к сожалению, влетел в противоположные ворота — ворота сборной СССР. После навесной передачи слева в нашу штрафную полет мяча неудачно пытался прервать в прыжке Демьяненко, и Шифо, получив неожиданный подарок, с близкого расстояния пробил без промаха. 1:1.
Игра тут пошла обоюдоострая, и в один из моментов сборная СССР, перехватив мяч, провела отличную контратаку. Заваров отдал четкий пас Беланову, а тот, сделав необходимую паузу, точно низом послал мяч мимо Пфаффа в сетку.
Нашим игрокам показалось, что победа у них уже в кармане. И тут произошло то, за что мы так часто критикуем наших игроков.
Из глубины поля последовала передача по воздуху в сторону ворот сборной СССР. Наши игроки попытались сделать искусственное положение вне игры. Мячом тем временем овладел Кулеманс. Было полное впечатление, что он находится в явном офсайде. Эти мнение подтвердил и судья на линии испанец Санчес, подняв флаг. Наши игроки, заметив это, остановились». Однако арбитр в поле швед Фредрикссон не дал свистка на остановку игры, и Кулеманс (безусловно, лучший в бельгийской сборной) забил гол. 2:2. Ошибся ли Фредрикссон? Наверное. Но сколько же можно твердить о том, что футболист не имеет права прекращать борьбу без сигнала главного судьи? И разве игроки нынешней сборной не знали о том, что их старшие товарищи 16 лет назад здесь, же, в Мексике, проиграли четвертьфинальный матч мира уругвайцам по той же причине? Тогда они посчитали, что мяч ушел за линию ворот, и остановились, а судья никакого сигнала не дал, и соперники забили нам решающий гол.
2:2 — с таким счетом закончилось основное время.
Казалось, что в дополнительные полчаса наша сборная, отличавшаяся на чемпионате мира хорошей физической подготовкой, сумеет добиться успеха. Но все произошло иначе. Существуют разные оценки относительно решения наших тренеров выставить на предыдущую игру с канадцами практически запасной состав. Многие считали этот тактический ход правильным, поскольку основные игроки получили дополнительные дни для отдыха. Их оппоненты, однако, выражали беспокойство: а не снизится ли их игровой тонус в силу длительного отсутствия практики. Определенно разрешить такой спор трудно. Можно лишь зафиксировать, что на сей раз многие наши футболисты действовали без обычного энтузиазма и не столь надежно и точно (характерный пример — Рац). Особенно много ошибок допускали игроки обороны, в частности Баль (он заменил травмированного Ларионова), Бессонов, да, пожалуй, и Кузнецов с Демьяненко. Не всегда уверенно руководил обороной и Дасаев. Ничем не проявили себя и вышедшие на замену Родионов и Евтушенко.
Техничные бельгийцы прекрасно использовали в дополнительное время растерянность нашей обороны. Сначала никем не прикрытый Дель Моль головой с близкого расстояния забил гол, а потом Классен — еще один.
Сборной СССР удалось отыграть лишь один мяч. Его провел Беланов, но и он, первым из советских футболистов забивший три гола в одном матче финальной стадии мирового чемпионата, так же, как и его товарищи, покидал поле с опущенной головой. Опять-таки впервые за все время участия сборной СССР в финальных играх мирового первенства она не попала в восьмерку сильнейших команд мира. Это тем более обидно, что никогда раньше наша команда не порождала столь радужных надежд в сердцах любителей футбола такой яркой игрой, какую она показала на старте первенства.
Мы ведь наяву убедились, что сборная СССР умеет и может играть в отличный футбол. И вдруг такой печальный финал. Наша команда словно бы задалась целью поразить всех. Начала она чемпионат с приятного сюрприза, а закончила его неприятным.
Можно, конечно, утешаться расхожей истиной о том, что футбол непредсказуем. Но это очень слабое утешение. Трудно вот так, сразу, по свежему следу, сделать какой-то определенный вывод о причинах неудачи. Нужно время, чтобы осмыслить происшедшее.
16 июня 1986 года
Наш специальный корреспондент Олег Кучеренко передает из Мексики