«Второе чудо Сталинграда». «Спартак» не устоял на разрушенном войной стадионе

2 февраля в России вспоминают подвиг советских воинов.
news

2 февраля 1943 года произошёл переломный момент в Великой Отечественной войне. В этот день советская армия полностью освободила Сталинград от немецко-фашистских захватчиков, положив начало контрнаступлению и дальнейшему очищению страны от врагов.

Через несколько дней после освобождения в городе закипели масштабные восстановительные работы. Не обошли стороной и спортивную отрасль: было принято решение отремонтировать один из стадионов, до которого не добрались гитлеровцы – «Азот», располагавшийся на окраине в южной части разрушенного Сталинграда. Первым делом привлекли сапёров, которые обезвредили поле от гильз и снарядов, засыпали воронки и блиндажи, а также возвели временные трибуны на 3 тысячи человек. Идею провести футбольный матч поддержали все руководящие органы, включая сталинградский обком и руководство местного НКВД. Чтобы праздник Первомая прошёл на высшем уровне, Всесоюзный комитет физкультуры пригласил в Сталинград лучшую команду страны последних лет – московский «Спартак».

В предвоенные годы в Сталинграде блистала команда «Трактор». Лидер коллектива Александр Пономарёв выдерживал конкуренцию в гонке бомбардиров с самим Григорием Федотовым. К тому же в середине сезона 1939 года сталинградцы вполне могли побороться за чемпионство, если бы московские конкуренты не перехватили почти весь костяк «Трактора».

743867567436653.webp
Источник фото: музей «Сталинградская битва»

Бремя войны привело к тому, что летом 1941 года «Трактор» был на грани исчезновения. Весь состав подал заявление в обком партии об отправке на фронт. Получив отказ, футболисты поехали в Челябинск работать в тылу на одном из оборонных предприятий.

Часть игроков «Трактора» осталась в Сталинграде. Беликов, Фролов, Шеремет, Зуев, Шляпин служили в группах особого назначения. Эти отряды формировались из спортсменов и других физически подготовленных людей, которые могли выполнять ряд опасных и специализированных задач. Так, Гусев служил на переправе у завода «Красный октябрь», Шляпин был связистом при штабе, а Пеликян  – шофёром в одной из частей.

Спустя три месяца после освобождения города спортсмены смогли вспомнить, что такое стадион, футбольное поле и мяч. Вратарь «Трактора» Василий Ермасов возглавил общество «Динамо» и начал собирать новую команду, состоявшую, преимущественно, из воспитанников бело-голубых. Тем не менее в команду попал капитан «Трактора» 1930-х Беликов, а также Плонский и Шеремет. 

По распоряжению городского руководства всем игрокам «Динамо» выдавали усиленный военный паёк, в составе которого были пшённая каша и даже селёдка. Игроки как-то должны были набрать былые кондиции, утраченные при защите Сталинграда.

RIA_65885.MR.1000.webp
Источник фото: РИА Новости

Не менее серьёзной проблемой была экипировка. Москвичи прекрасно понимали сложившуюся ситуацию и привезли со столицы майки, шорты, копья, ядра, мячи и другой спортивный инвентарь. Однако прилететь в только что освобождённый город на Волге было настоящим испытанием. Дело в том, что самолёт с футболистами красно-белых должен был пролететь через линию фронта. Из-за этого выезд пришлось перенести с праздничного 1-го на 2 мая. В конечном итоге спартаковский экипаж добрался в сопровождении двух военных истребителей.

По прибытию в Сталинград «Спартаку» дали время на восстановление. Игроки расположились в одном из зданий школы на матрасах. После этого их провезли в открытых машинах на стадион через весь город. Гостей поджидала толпа численностью в 10 тысяч человек (в три раза больше вместимости отремонтированного «Азота»). По воспоминаниям очевидцев, лица зрителей излучали добро и позитив. Некоторые пришли с семечками и музыкой. Кто-то даже умудрился взять с собой патефон!

До начала легендарного матча состоялась торжественная церемония: несколько футболистов «Динамо» получили медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

4378657645675.webp
Источник фото: музей «Сталинградская битва»

Вопреки ожиданиям «Спартак» не действовал в свойственной ему манере. Вместо обилия ударов по воротам соперника красно-белые долго и размашисто атаковали и много пасовались даже внутри чужой штрафной площади. Динамовцы, напротив, атаковали редко, но опасно. В концовке первого тайма полузащитник Александр Моисеев огорчил Анатолия Акимова. 

Во втором тайме картина игры существенным образом не поменялась. «Динамо» под ликование сталинградских болельщиков одержало победу над «Спартаком», которому менее года назад не было равных на Кубке Москвы.

Все понимали, что в тот день, 2 мая 1943-го, футбол был далеко не на первом месте. Намного важнее, что почти полностью стёртый с лица земли Сталинград спустя всего три месяца после освобождения от фашистского врага смог показать всему миру, что он будет жить и процветать. Героизм советского народа по достоинству оценили даже родоначальники футбола: «Сталинград снова удивляет мир. Второе чудо Сталинграда. Если русские могут играть в футбол в Сталинграде, то это свидетельствует, что они уверены в будущем… (The Times).

Заглавное фото: РФСО «Спартак»
Новости. Футбол