«Виновные должны быть наказаны». Президент РФС – впервые о громком коррупционном деле
Один из главных скандалов в истории российского футбола активно набирает обороты. Заявление губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева о коррупции в судейском корпусе вызвало огромный резонанс. 29 ноября в Москве прошёл исполком РФС, после которого президент союза Александр Дюков обсудил сложившуюся ситуацию с журналистами, в числе которых был корреспондент «Советского спорта».
– Что обсуждалось на исполкоме?
– Было рассмотрено несколько вопросов. Первый вопрос связан с одним из наших флагманских проектов – ЮФЛ. Были одобрены направления дальнейшего развития этого турнира. Второй вопрос – это изменение регламента РФС по статусу и переходу футболистов. Было принято решение по ограничению количества аренд футболистов. Третий вопрос – о внеочередной конференции РФС. Обсудили дату этой конференции, она состоится 2 февраля 2025 года в Москве. Соответственно, на этой конференции будут рассмотрены два вопроса: о выборах президента РФС и выборах в исполком РФС.
– Какое решение вы приняли? Будете ли переизбираться на пост президента РФС?
– Я принял решение участвовать в выборах президента РФС. Но чтобы у меня была такая возможность, как вы знаете, по регламенту кандидатуру должны выдвинуть как минимум пять членов РФС. Для себя я принял решение переизбираться, нужно теперь дождаться выдвижения со стороны федераций и других субъектов футбола, которые входят в РФС.
– Что знаете о ситуации с губернатором Самарской области и заявлении о коррупции?
– Мы знаем, что при передаче дел в клубе «Крылья Советов» один из сотрудников сообщил о наличии некоего бюджета для работы с футбольными судьями, в том числе о наличии задолженности. Мы эту информацию получили ещё в октябре. И с октября мы ведём проверку всех матчей самарцев за последние два года. Проверка продолжается, она будет завершена ориентировочно в декабре. На данный момент в тех матчах, которые были проанализированы и изучены, мы видим ошибки как в одну, так и в другую сторону, системной необъективности футбольных судей в пользу команды «Крылья Советов» мы не обнаружили.
Что касается нашего отношения, то оно самое серьёзное. Это информация, которую, безусловно, нужно проверить, и мы такую проверку начали. Эта информация требует передачи в правоохранительные органы. Как я понимаю, губернатор Самарской области уже это сделал. Если есть виновные, они должны быть наказаны. Неспортивное влияние на исход матчей незаконно. У меня состоялся телефонный разговор с губернатором Вячеславом Андреевичем Федорищевым. Максим Львович Митрофанов встретился с губернатором. И мы заявили о том, что готовы сотрудничать, предоставлять всю нужную информацию.
– Почему именно за последние два года идёт проверка? Вы узнали информацию в октябре – может быть, назовёте имя человека, который это сообщил?
– Разглашать имя сотрудника я не могу. О ситуации РФС изначально узнал от Павла Каманцева.
Председатель судейского комитета РФС Павел Каманцев: Сотрудника назвать не могу. А почему за два года анализируем – прозвучала информация, что именно за этот период сформирован долг за судейство.
– Как к этому относится РФС? Как к факту или как к мнению?
– Я могу комментировать только тот разговор, который состоялся у меня с губернатором. Он подтвердил, что у него есть информация, он собирается передать её в правоохранительные органы.
– Был разговор о 10 клубах. Проверки других клубов не планируется?
– На данный момент – нет. В моём личном разговоре с губернатором не шла речь о 10 клубах.
– Если подтвердится факт сговора с судьями, как будет в дальнейшем выглядеть Российская Премьер-Лига?
– Давайте мы дождёмся результатов проверки. А дальше, что касается РФС, есть регламентирующие документы, в соответствии с которыми будут приниматься решения. У нас уже был прецедент – дело «Чайки». Это расследование закончилось уголовным делом. Суд принял решение, было вынесено наказание. Со своей стороны РФС принял решение вплоть до лишения возможности занятия футбольной деятельностью фигурантов этого дела.
– Связывались ли правоохранительные органы с РФС?
– На данный момент никаких обращений не было.
– Алаев сказал, что ситуация для него «главный удар, как для руководителя РПЛ». Как вы оцениваете ситуацию с точки зрения репутационного ущерба российскому футболу?
– Безусловно, это неприятная история, мягко сказано. Скандал. Поэтому я согласен с Александром Алаевым.
– Если вы знали об этой ситуации ещё в октябре, могли ли вы связаться с губернатором, договориться, чтобы тему не предавали огласке?
– Мы получили информацию ещё в октябре и начали проверку. А решение о публичном заявлении принял губернатор.
– Алаев сказал, что спонсоры стали уходить после этой ситуации. РФС как-то столкнулся с данной проблемой?
– Не было никаких обращений со стороны спонсоров с предложением прекратить или пересмотреть отношения.
– Может ли скандал повлиять на количество денег в нашем футболе?
– Негативные последствия могут быть. Но сейчас рано делать выводы. Мы надеемся, что мы сможем выйти из этой истории с минимальными последствиями для нашего футбола. Но главное – чтобы все виновные, если они будут выявлены, были наказаны.
– Бытует мнение, что из профессионального футбола стоит вывести государственные деньги, чтобы профессиональный футбол существовал за счёт бизнеса, а все освободившиеся бюджетные средства направить на развитие детско-юношеских школ. Как относитесь к данной идее?
– У детишек, приходящих в футбольные школы, должен быть пример. Им являются профессиональные футболисты, достигающие высоких результатов в клубах, национальной команде. Если не будет профессионального спорта, спорта высших достижений, то мы всё равно продолжим играть в футбол. Но на массовость этого вида спорта это всё равно повлияет. Меньше массовость – сложнее будет найти талантливых ребят и вырастить из них игроков высокого класса. Это две взаимосвязанные системы: массовый футбол и профессиональный спорт. Невозможно развивать спорт высших достижений, не развивая массовый, и наоборот. У нас не все играют в футбол. Однако если посмотреть за количеством тех, кто следит за футболом, то их много. Об этом говорит посещаемость матчей. У нас не так много видов спорта, способных собрать такое количество болельщиков на трибунах. Не так много спортивных событий, обеспечивающих такое количество просмотров. Если взять рейтинг трансляций на спортивных каналах, то четверть из условных ста придётся на футбольные эфиры. Футбол действительно нужен. Не только детям, посещающим спортивные секции и школы. Это социальный феномен, важный для людей.
– Что вам подсказывают внутренние ощущения касательно заявлений самарского губернатора о коррупции в судейском корпусе?
– Давайте не будем забегать вперёд. Завершится проверка, завершится расследование. В тех матчах, которые уже были проанализированы, ничего экстраординарного в части судейства. Есть информация, её нужно проверять. Понять, что стоит за ней. Инициатива ли это сотрудников клуба, которые «прикрылись» судьями, чтобы скрыть незаконное присвоение средств, или судьи получали какое-то вознаграждение. Нужно детально разобраться. Сейчас рано делать выводы.
– Верите, что с коррупцией в российском футболе, если таковая есть, можно бороться тихо, а не гласно?
– Неважно, как ты борешься, гласно или не гласно. Важен результат.
– Что будет с ЮФЛ в следующем году? Говорят, что заканчиваются источники финансирования.
–ЮФЛ – это флагманский проект, мы продолжим его реализацию. Мы анализируем то, как проходит турнир. Пытаемся его улучшить, сделать более эффективным, но речь про незначительные изменения. Турнир будет продолжаться. Мы видим значительный эффект от него. Здесь важно количество матчей, которые позволяют юношам и девушкам получать игровую практику. Только в 2024 году было проведено порядка четырёх тысяч игр. Равные играют с равными. РФС раньше тоже проводил детско-юношеские соревнования, но количество матчей в них составляло примерно 160-170. Сейчас количество переходит в качество. Многие футболисты из нынешних составов молодёжной и взрослой сборной начинали в ЮФЛ. Практика там помогла им совершить прогресс в карьере.
– Как оцениваете предложение РПЛ по совершенствованию судейства?
– Этот вопрос будет рассмотрен на декабрьском исполкоме. Мы получили предложения. Сейчас они прорабатываются. Их можно разделить на три группы. Первая предполагает актуализацию методических документов о судействе, принятых ещё в 2019 году. Вторая группа предложений направлена на большую формализацию всех процедур и процессов судейства. Третья группа касается большей прозрачности принимаемых решений. Мы всегда находимся с клубами РПЛ в диалоге. И они, и мы заинтересованы в квалифицированном судействе. Какие-то предложения наверняка будут приняты. Время до исполкома ещё есть. Нужно проконсультироваться, обсудить возможные изменения.
– Сборная России не попала в число участников жеребьёвки отборочного этапа ЧМ-2026. Какая у вас реакция?
– Я разочарован и не согласен с этим. Но это не новость. В конце февраля 2022 года УЕФА и ФИФА приняли решение об отстранении российских клубов и сборной от международных турниров. Пока решение не будет изменено, наша сборная не сможет участвовать в отборочных турнирах.