Роналду и компанию завели разговорами о бедных русских. Правда раскрыта спустя 16 лет
Финал Лиги чемпионов 2008 года в Москве вошёл в историю как один из самых драматичных. В первом тайме голами обменялись Криштиану Роналду и Фрэнк Лэмпард. Счёт 1:1 продержался до конца второй 45-минутки. В дополнительное время тот же Лэмпард мог вывести синих вперёд, но попал в перекладину. А чуть позже капитан лондонцев Джон Терри спас команду от верного гола, не позволив забить Райану Гиггзу. Страсти на поле кипели, а дождь, хоть и лил как из ведра, не был способен остудить пыл игроков. Не выдержал и лидер атак «Челси» Дидье Дрогба – ударил экс-спартаковца Неманью Видича. За это ивуариец получил красную карточку. А вскоре судья Любош Михел дал свисток – командам предстояло выявить обладателя трофея в серии послематчевых пенальти.
Роналду не сумел переиграть Петра Чеха и был в одном ударе от того, чтобы стать антигероем. Десятым к «точке» подошёл Джон Терри – забей он, синие бы побеждали. Но капитан «аристократов» пробил в штангу. Что в этот момент творилось на трибунах «Лужников», описать текстом невозможно. Вопрос повис в воздухе – кто дрогнет первым? После удачной попытки Райана Гиггза настала очередь Николя Анелька. Француз пробил точно, но бесхитростно, и Эдвин ван дер Сар совершил главный сейв дня. «Манчестер Юнайтед» победил!
Фрибеты для ставок на главные спортивные события
Одним из первых режиссёры трансляции показали Роналду, который упал на московский газон и зарыдал. А следом – Терри, на лице которого были слёзы и вселенская грусть. За те несколько минут Джон будто бы состарился на десяток лет.
Многим запомнилось, что легенда «Челси» Джон Терри мог бы выиграть кубок, но не реализовал злополучный пенальти. Но Рио Фердинанд обращает внимание на совсем другой момент. Бывший защитник «Манчестер Юнайтед» не смог пройти мимо такой фигуры, как Криштиану Роналду.
«Я помню, как Криштиану плакал в раздевалке, и подумал: «Да этому тренеру всё равно. Ему плевать, кто ты такой». Помню, мы ездили в Португалию и сыграли пару матчей. Криштиану выглядел не слишком здорово, потому что он был молод и уж больно пытался произвести впечатление.
Все говорили о нём, и он очень старался. У него никак не получалось. Мы играли с «Бенфикой» на выезде, и тренер набросился на Криштиану: «Ты кого из себя строишь? Что пытаешься доказать всем? Кем ты себя возомнил, суперзвездой?» Он заслужил этих слов. И посмотрите на то, каким игроком он стал. Тренер знал, что может быть с ним мягким и милым, но также должен быть жёстким. Чтобы достичь таких высот и стать лучшим игроком мира, ему нужны были подобные моменты», – сказал Фердинанд.
Фергюсон был человеком больших моментов, и московский матч 2008 года стал определяющим для его карьеры. Та команда, даже в большей степени, чем «Класс 1992-го» с Бэкхемом и компанией, закрепила его наследие в «Юнайтед» второй победой в Лиге чемпионов.
Фергюсон был сыном судостроителя из Глазго и до своей тренерской карьеры некоторое время был владельцем паба в городе. Это было время, место и набор ценностей, которые определяли сэра Алекса на протяжении всей его карьеры. И это было время и место, куда он возвращал своих игроков, пока часы тикали до его и их решающего момента карьеры на стадионе «Лужники».
«Финал начался только примерно в 11 вечера, поэтому день был очень долгим. Сэр Алекс вёл беседу со своей командой в отеле перед тем, как мы уехали, и это было очень увлекательно. Он говорил о бедности в России и о том, что людям приходится делать, чтобы выжить в разных частях света. Он говорил о том, как в некоторых частях России люди борются просто за жизнь, за еду каждый день, и о том, как нам повезло, что мы будем играть на этом стадионе. Он сказал: «У вас есть деньги, красивые дома, машины и так далее. Нам приходилось выходить и отдаваться на поле по 90 или 120 минут. Это действительно приземлило всех нас, и это было одной из лучших речей сэра Алекса. Он обращался к нашей человеческой натуре, чтобы, очевидно, попытаться помочь нам лучше выступить на поле», – вспоминает Уэйн Руни.
«Это было не слишком близко к футбольному аспекту. Скорее – разговоры о жизни, о семье. Всё время – о старательной работе, тяжёлой работе и о том, как гордиться тяжёлой работой», – добавил Майкл Каррик.
Упорный труд и смирение – краеугольный камень подхода Фергюсона. И ключ к пониманию того, почему хвастовство юного Роналду так возмутило шотландца несколькими годами ранее в Лиссабоне. Сэр Алекс, используя свою способность перестраивать и переосмысливать как себя, так и свои команды, создал, возможно, лучший состав за 26 лет своего пребывания в должности к моменту прибытия в Москву. Чуть больше чем через 12 часов после разговора с командой о его жизни парни Фергюсона одержали судьбоносную победу. Роналду забил в тот вечер первый гол. И хотя португальский нападающий не реализовал пенальти в послематчевой серии, в конечном итоге именно Терри и «Челси» закончили матч с горькими слезами на глазах.