Наследие легендарного главреда «Футбол-Хоккея». Сегодня Филатову исполнилось бы 105 лет
Современные любители спорта вряд ли сейчас помнят, что культовое приложение газеты «Советский спорт» еженедельник «Футбол-Хоккей», которое взяло своё начало в 1967 году, стало именно таким, каким знали его наши деды и отцы (а у кого-то прадеды и даже прабабушки) в тот самый момент, когда его возглавил легендарный журналист Лев Иванович Филатов. Истории об этом интересном человеке рассказывает сейчас не один известный журналист-современник. Потому что сам по себе Лев Иванович был незаурядной личностью.
Одно то, что он написал множество книг-воспоминаний о спорте, а также отработал пять чемпионатов мира по футболу и массу других спортивных мероприятий, говорит о том, что именно через Филатова, через его слог и слова, через его понимание предмета, советское поколение любителей футбола и хоккея приобщалось к этим популярным видам. А что такое «Футбол-Хоккей», для поколения 1970-1980-х лишний раз стоит напомнить в отдельной главе. Таких бестселлеров сейчас и вовсе не существует, а в то время едва ли за какие-то другие издания шла настолько вдохновенная охота. Льву Ивановичу Филатову сегодня могло бы исполниться 105 лет…
Ох уж это беззаботное детство. Эти святые 80-е, когда множество школьников, которые не вкусили ещё волшебное слово «гаджет», стайками перемещались по своим районам от одного ларька «Союзпечати» к другому такому заведению, дабы во-первых, урвать кусочек «Футбол-Хоккея», а дальше найти укромное место и прочитать его от корки до корки. Думаете, эту священную миссию спортивного болельщика люди проделывали единожды? Как бы не так. Мы тогда и фанатели иначе. Шизить на трибунах стадионов и ледовых дворцов было немодным, да и прилететь за само это выражение могло прилично от той же милиции.
Весь пыл юного любителя спорта уходил в охоту за изданиями, коих было очень мало в обиходе, и в дальнейшие погружение в эти священные для болельщика строчки. Вот оно, слово главного редактора Льва Филатова, которое ни в коем случае пропустить было нельзя, а вот они дальше, факты, судьбы, номера, события и отъезд головой на те самые сооружения, где творилась магия. Где Платини и Беккенбауэр давали футбол мирового уровня, где черным по белому расцветал Диего Марадона, где просыпался и засыпал итальянский монстр одного мундиаля Паоло Росси, где можно было ещё разок, после телетрансляции восхититься Олегом Блохиным и Фёдором Черенковым. Или прокатиться вместе с Валерием Харламовым на коньках по монреальскому «Форуму» в том самом легендарном для всего мирового хоккея 1972 году.
Но особое удовольствие любой болельщик того времени испытывал к ритуалу перед прочтением. Еженедельник «Футбол-Хоккей» выходил единым огромным ватманом с большим количеством колонок. Для удобства чтения его нужно было превратить в современный вариант газеты-книги, то есть страницы должны переворачиваться одна за другой, по порядку. Для этого нужно было аккуратно обычной математической линейкой или кухонным ножом разрезать по верхней полосе издания, и потом уже приступать к чтению.
Процесс приведения этой спортивной «библии» в нужный, читабельный вид занимал до нескольких минут. Особые ценители газетного искусства нарочно не нарезали на страницы реликвию, а оставляли её в первозданном виде. Дескать, так она целостно должна была сохраниться для потомков, для тех будущих поколений, которые номер за номером воссоздадут в своей голове историю отечественного и мирового футбола и хоккея. Кто же тогда знал, что интернет сделает своё черное дело и любой спорт, даже в самой отдалённой глубинке будет доступен в течение нескольких секунд по мановению волшебной палочки, точнее, клавиатуры и обычного сегодня монитора…
Даже момент рождения Льва Ивановича (а, как метко, что Филатов, который по признанию его жены болел за «Спартак», имел одинаковое имя и отчество с легендарным динамовским вратарём Львом Ивановичем Яшиным!) был весьма необычным. Предродовые схватки у его мамы начались в поезде, который следовал по маршруту из Ташкента, где отдыхали родители будущего главреда, в Москву. А родился Лев Иванович в Самаре. Как раз где между столицей современного Узбекистана и столицей России.
«Кстати, Лев Иванович старался на людях не выдавать своих футбольных пристрастий, но дома все знали – он страшный поклонник «Спартака», – рассказывала в своих воспоминаниях жена Филатова Раиса Дмитриевна.
С уверенностью можно пропустить младые годы мэтра и отправиться сразу в страдания по спортивной журналистике. Те, кто хоть раз побывали в этой шкуре жажды реализации своего таланта, жажды творчества и её составляющей, знают об этой борьбе за свои фантазии не понаслышке. Юный Филатов в 1935 году, будучи восьмиклассником, зашёл в обычный магазин спорттоваров, который имел отношение к обществу «Динамо».
Именно там довоенный мальчуган, который особо не интересовался спортом, увидел афишу, которая гласила, что в этот день должен состояться матч первенства Москвы по футболу между «Динамо» и «Спартаком» (первый чемпионат СССР возьмёт старт через год, в 1936 году). У Льва хватило денег на билет, он мигом вскочил в трамвай (вспоминаете нетленку «Место встречи изменить нельзя»?) и домчал с ветерком до Петровского парка, где и располагается по сей день арена бело-голубых. Отсюда и берёт начало увлечение перипетиями футбола, которое определило судьбу человека на все оставшиеся годы.
А дальше была страшная война. Филатов отправился на неё добровольцем. Он был прикомандирован ко второй зенитно-прожекторной дивизии. Воевал в составе войск ПВО. Награждён медалью «За оборону Москвы» и орденом Отечественной войны II степени. А заодно выпустил две военные книги воспоминаний. Автор, который не может в себе держать буквы, всегда найдёт укромное место и расскажет все свои переживания и эмоции в бумаге. В послевоенные годы Лев выпустился из Института философии, литературы и истории. Одновременно, ещё в годы учёбы начал подрабатывать корреспондентом в студенческих изданиях. Также писал туда свои рассказы. В 1956 году он становится внештатным сотрудником газеты «Советский спорт». Где-то здесь можно делать первую отсечку на переполненном спортом пути.
Уже через три года, за его талант и невероятную хватку Филатова повысили до заместителя главного редактора. Сложно представить, когда в СССР была единственная ежедневная спортивная газета, и количество желающих работать в нём зашкаливало, как этот человек сделал за несколько лет головокружительную карьеру. Абы кого тогда в большую журналистику не брали, на пушечный выстрел не подпускали. Нужно было обладать незаурядными качествами и несомненным талантом творца. В 1960 году взяло старт еженедельное приложение к газете – «Футбол-Хоккей», а уже через шесть лет его возглавил Филатов. И руководил им вплоть до 1983 года. Это и был пик развития легендарных страниц.
Сам Лев Иванович не чурался выезжать на большие события в футбольном и хоккейном мире. Был спецкором еженедельника на ответном матче Суперкубка УЕФА 1975 года, когда киевское «Динамо» в Киеве обыграло «Баварию» и впервые завоевало этот трофей. Было множество работ на чемпионатах мира и Европы по футболу и хоккею, сотрудничество с обилием самых крупных газет и журналов СССР, а потом - России. Филатов, даже после того, как оставил пост главреда «Футбол-Хоккея», а сам еженедельник стал называться просто «Футбол», до 1997 года, почти до самой смерти, продолжал периодически писать статьи.
Последняя публикация Льва Ивановича в «Советском спорте» датируется 1986 годом (№230).
Также Филатов является автором таких книг, как: «Игра и слово» (о футбольной журналистике) – настольная книга многих поколений современных тружеников пера, «Капитаны» (о братьях Старостиных), «Дружба без встреч» (о Константине Бескове), «Странная профессия» (о футбольных тренерах), «Футбол Константина Есенина». Сам комментировал футбольные матчи на советском телевидении. Ведь талантливый человек, как бы это избито ни звучало, талантлив во всём. И в данном случае эта тавтология весьма уместна. Умер Лев Иванович в 1997 году, в возрасте 77 лет, оставив невероятный пласт и наследие для будущих поколений в спортивной журналистике. Сегодня ему исполнилось бы 105 лет…