«Для Фёдора не было ничего невозможного». Легенды футбола – о таланте Черенкова
10 лет назад, 4 октября 2014 года, отечественный футбол понёс невосполнимую утрату. Ушёл из жизни Фёдор Черенков. Эксклюзивно для «Совспорта» легендарные в прошлом футболисты вспомнили годы, когда играли вместе с одним из лучших игроков в истории мирового футбола.
Алексей Ерёменко – экс-полузащитник «Спартака»
– Фёдор Фёдорович – это лучший футболист, с которым я играл за всю карьеру. Я очень-очень многому у него научился. Он суперфутболист и добрейшей души человек. Фёдор был достаточно скромен, вежлив и воспитан.
Для футболиста очень важно иметь хорошее видение поля. Если ты плохо видишь поле, ты медленнее принимаешь решения. И вот, когда я был в «Спартаке», у нас была товарищеская игра в манеже, где мы обычно тренировались. Играли двумя составами, в первом тайме одни, во втором – другие, чтобы все получили равную нагрузку. Я попал во второй состав, потому за первым таймом наблюдал со стороны. Я много следил за Фёдором, как он играет, почему у него всё так хорошо получается, мяч всегда к ножке привязан.
И вдруг я смотрю, Фёдор начинает требовать мяч. Обычно он в этом плане скромен, спрашивает, его находят. А тут до него пас не доходит, он дёргается. Я думаю – что такое, почему? Минутки через три после того, как я обратил на это внимание, Фёдору приходит мяч где-то в центральном круге. Он первым касанием совершает приём с разворотом в сторону ворот соперника, а вторым отправляет мяч за шиворот голкиперу. Тут я понял, насколько он контролировал игру, он видел, что вратарь стоит далеко, в голове у него уже было решение, что если он принимает мяч, то в два касания постарается его перекинуть, но мяч всё никак до него не доходил. Он постоянно контролировал ситуацию, видел возможность, но ему не отдавали мяч. Меня это сильно удивило и замотивировало ещё больше учиться. После этого я начал за ним следить, только за ним. Многому научился.
Фёдор всегда крутил головой на поле, даже если не участвовал в эпизоде. Обычно игроки всегда смотрят туда, где мяч, у Фёдора же голова всегда вертелась. Было понятно – если он получит мяч, то знает, где свои игроки, где чужие, сколько у него времени, стоит принять или сыграть в одно касание и так далее. У меня тоже было неплохое видение поля, но, когда я видел его игру, становился ещё лучше.
Ещё один пример. Мы часто играли квадрат на удержание в два касания. Мы уже шутили между собой, Вагиз Хидиятуллин смеялся: «Как это возможно, Фёдор? Тебя закрывают, ты принимаешь мяч в той ситуации, из которой невозможно вылезти». Для Фёдора же не было таких ситуаций. Он в большинстве эпизодов всегда находил решение, как сохранить мяч. Но ещё большее искусство, которым он владел, – это сделать всё, чтобы не попадать в такие ситуации. Открываться туда, где у него будет пространство и время.
Евгений Ловчев – экс-полузащитник «Спартака»
– Фёдор – очень скромный человек. Я таких футболистов практически не видел. Именно из таких великих, будем так говорить. Я бы сюда отнёс ещё Льва Ивановича Яшина и Никиту Павловича Симоняна. Это огромнейшие люди. А если с точки зрения того, что он вытворял на поле, то здесь вот что отмечу. Всегда думал, как он, попадая в лабиринт, выходил из него с мячом. Мне кажется, это дар божий. Думаю, он даже сам не понимал, как это делает.
Есть у меня одна история с Фёдором. Я тогда уже был лидером «Спартака», практически заканчивал. Всегда ездил во время отпуска отдыхать, в основном в Кисловодск. Но тут зачем-то мне потребовалось остаться в Москве. Я жил в Сокольниках, без футбола не мог. И я у тренера дубля, им тогда был Фёдор Сергеевич Новиков, попросился потренироваться. На что получил ответ: «Конечно, как я могу тебе отказать». Дубль проводил с кем-то матч. Я играю, а передо мной левого полузащитника играет какой-то худенький мальчик. Ну я его задолбал, говорил ему: «Куда ты бежишь? Вот сюда надо. Сюда бежать, туда бежать». Короче говоря, оказалось, это был Федя Черенков.
Прошло много времени, я уже закончил играть. Меня как-то пригласили в Ефремово в Тульской области на финал турнира, так скажем, свадебным генералом. А у Черенкова там жила тётка, летом Федя проводил там много времени. Приезжаю, смотрю, на трибунах сидит Фёдор среди болельщиков. Я подхожу, встаю на колени, говорю: «Фёдор, прости меня. Я же не знал, что гонял великого». Все там одурели. После того дня Фёдор открылся для меня совсем с другой стороны.
Так получилось, что нам с турнира в плюс-минус одну сторону надо было. Я был на машине и предложил его подвезти. Он согласился. И вот мы едем вместе, был очень долгий разговор. И меня поразила одна вещь. Он мне говорит: «Серафимович, вот все говорят – великий, мастер, вот такие хвалебные слова. Я пересматривал свои матчи, вижу – я здесь неправильно сыграл, тут неправильно сыграл». На это я ему ответил: «Фёдор, вот этим ты и велик». Он никогда не кичился, что он мастер. Всегда находил изъяны, которые можно поправить. Я тогда обалдел.
Евгений Бушманов – экс-защитник «Спартака»
– Фёдор – лучший футболист своего времени и прекрасный, светлый человек. Очень добрый и открытый. Не скажу, что у нас с ним есть какие-то истории. Я всегда равнялся на него как на футболиста, он был моим кумиром. Повезло, что оказался с ним в одной команде, многому у него научился. Он был абсолютно неординарным игроком. Было сложно предугадать, что он будет делать. При этом каких-то силы, скорости, мощности у него не было. Но интеллект и техника фантастические.
Гурам Аджоев – экс-полузащитник «Спартака»
– Фёдор – очень великий человек. Плюс, без сомнений, великий как футболист. Он был очень добродушный и доброжелательный ко всем. Ему задашь вопрос, он досконально на него ответит, переживал всегда за всех. По-братски относился. Очень добрый, порядочный, честный, если можно так сказать, прозрачный. Я всегда говорю – великий!
Всегда вспоминаю, когда мы играли в Кубке УЕФА, у Бескова было желание играть в Грузии. В Москве погода в декабре уже не позволяла, а в Грузии нормально. Так вот, там очень хорошо относились к Черенкову. Когда мы приезжали к моим родным и близким, к Фёдору относились так же, как ко мне. К нему подходили, как будто знали 100 лет. Это было и в обратную сторону. Черенков, повторюсь, великий человек, который ко всем относился очень хорошо.
Юрий Гаврилов – экс-полузащитник «Спартака»
– Я уже много про Фёдора Фёдоровича говорил. Мы вместе росли, вместе выросли, вместе играли. С ним у меня связаны самые лучшие воспоминания. Таких людей уже нет. У нас с ним была куча историй – и весёлых и грустных. Никакой изюминки у него не было. Он просто любил людей и любил футбол. Вот и всё.
Ринат Дасаев – экс-вратарь «Спартака»
– О Фёдоре у меня только лучшие воспоминания. Он был очень добродушный. Фёдор – простой и скромный человек. Мы его уважали за это. Те футбольные качества, которые у него были, мысли и скорость, с которой работала голова, – это нравилось как нам, так и зрителям. Не зря его, наверное, называют народным футболистом. Фёдора действительно полюбил народ. Он, как в шахматах, предсказывал все ходы, которые могли произойти.
Был один эпизод. Мы играли кубковый матч с киевским «Динамо», если не ошибаюсь. Обычно я быстро ввожу мяч в игру. А тут поймал мяч и подумал – возьму паузу, чтобы ребята отдохнули. Но на меня сразу наорали, стали подсказывать, особенно Фёдор: «Давай быстрее бросай мяч». Дело в том, что Бесков и Лобановский приучили нас быстро начинать атаку. Игроки мне говорили: «Мы открываемся, а ты стоишь ждёшь». При любой ситуации, выигрываем или проигрываем, я должен был быстро вводить мяч, только вперёд.