Сказочные условия для не сказочной жизни футболистов
В России принято считать жизнь футболистов красивой: всю зиму они проводят в солнечных Кипре, Турции, Эмиратах. Летом – играют в футбол и «сшибают» неплохие деньги. С этим сложно спорить, но вот каким трудом все это дается? Да и всем ли? Лучше разобраться в психологических аспектах заграничных сборов помогли два динамовских врача – Андрей Багдасарян и Юрий Васильков. По их мнению, жизнь футболистов сказочной кажется только со стороны.
ВАСИЛЬКОВ ВИДЕЛ СЛЕЗЫ ИГРОКОВ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ КАРЬЕРУ
Тридцать один год работы в медицине, из них двадцать пять — в спортивной, срок немалый. Именно столько лет жизни посвятил любимому делу новый врач динамовцев Юрий Васильков. За это время, он, кажется, повидал на своем веку все. Поэтому секретов в футбольной психологии для него нет. Но начать я решил с вопроса о том, как ему дались эти почти три месяца в новом коллективе.
ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ В «ДИНАМО» НЕ ОБНАРУЖИЛ
— Вы много проработали в стане «Спартака» — одного из главных динамовских соперников. Наверное, согласиться на такой переход было непросто?
— Непросто – это мягко сказано, тем более в 54 года. Мне потребовалось несколько дней на размышление, чтобы окончательно определиться с новым местом работы после небольшой передышки. Признаюсь, мне стало намного легче, когда я вновь окунулся в работу. Заранее готовил себя к сложностям. Но на деле коллектив оказался великолепным. С каждым днем, с каждой неделей я все лучше вживаюсь в динамовскую среду. Не ожидал, что здесь на таком высоком уровне находится внутренняя собранность. Нет и футболистов с признаками звездной болезни, которых приходилось бы ставить на место.
— В силу нашего географического положения российские клубы вынуждены тренироваться вдали от родины по три месяца. Насколько тяжело в плане психологии футболистам дается этот процесс?
— Безусловно, данный период времени для ребят самый тяжелый в году. Ведь игра для футболиста – это их форма существования, форма выплеска энергии и эмоций. Одним словом, футбол для них – жизнь. Но предсезонка — это совсем другое. Прежде всего, тяжелая физическая работа. Поэтому кто и как с ней справится, зависит во многом от психологии. А она у ребят – разная. Представляете, из тридцати футболистов главному тренеру необходимо выбрать порядка шестнадцати игроков, на которых выпадет основная нагрузка в чемпионате. Попасть в их число хотят все. Отсюда и вытекают такие понятия, как здоровая и нездоровая конкуренция.
— Надо понимать, нездоровая конкуренция, как правило, связана с травматизмом?
— Увы, но это так. На моей памяти были случаи, когда футболисты умышленно наносили травмы своим партнерам с целью оказаться выше и пробиться в основной состав. Естественно, не каждый способен пойти на такой шаг. Здесь огромное значение имеет характер человека, его воспитание, культура, образование. Если с этими характеристиками не все в порядке, можно ждать подлых поступков. Благодаря своему опыту я могу определить, умышленно нанесена травма или нет. Считаю, если в команде есть такой подонок, способный на несколько недель или месяцев уложить товарища на больничную койку, от него необходимо тут же избавляться, каким бы звездным он ни был.
ЧТО НИ ФУТБОЛИСТ, ТО ЛИЧНОСТЬ
— За время работы в «Динамо» вы успели хорошо узнать игроков?
— Для этого обычно не требуется много времени. Я могу уверенно сказать: в «Динамо» сейчас сложился отличный коллектив, способный замахнуться на многое. Березовский, Короман, Точилин, Булыкин – каждый из них личность, причем со своими особенностями. Могу назвать еще много имен, которые хорошо воспитаны, любят и дорожат футболом. Я опираюсь на них, они – на меня.
— Как известно, врачи для футболистов – больше чем врачи. Порой вам приходится сталкиваться и с другого рода проблемами…
— Это также обязанность – помогать ребятам в любых ситуациях. Они оторваны от дома, от родных. Для них семьей на три месяца становится футбольная команда со своими законами, порядками. Я, например, могу окружить игроков отцовской заботой. Как я заметил, мой коллега Андрей Окопович здорово владеет психологией общения с футболистами. Не так давно случилась беда в семье нашего игрока Сергея Яшина. Нам удалось ему как-то помочь в тяжелой ситуации. Вы правильно заметили, что мы делаем им не только уколы или даем таблетки, но и в жизни помогаем.
— Если не секрет, на какие темы вас иногда беспокоят?
— Многие спрашивают совета, как лечить родственников при различных заболеваниях, что купить в подарок семье и тому подобное. Никогда никому не отказываю.
— Можете вспомнить случай, когда медицина была бессильна помочь кому-то из футболистов?
— Таких примеров очень много, но наиболее ярко мне запомнился уход из футбола Мирослава Ромащенко. Он вместе с нами долго боролся со своим коленным суставом, но заболевание шло по нарастающей. Не помогла ни одна операция. И он со слезами на глазах прощался с карьерой игрока. Смотреть на это очень больно. Поэтому, когда я вижу, как на сборах или играх в чемпионате футболисты беспощадно бьют друг друга по ногам, я, прежде всего, вспоминаю тех, кто по причине травм закончил карьеру. Да, с одной стороны, мы катаемся по сказочным курортам, но с другой — у нас здесь далеко не сказочная жизнь.
АНДРЕЙ БАГДАСАРЯН: ЧУДО-МАШИНА ПОМОГАЕТ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ ИГРОКА
Уже давно ставший своим в «Динамо» врач Андрей Багдасарян, без преувеличения, считается душой команды. Пошутить, поднять настроение любому члену коллектива для него не проблема. Внимательно он следит и за состоянием здоровья игроков. В последнее время у него появилась новая задача – освоить специальный компьютер, способный определять некоторые характеристики футболистов. На сборах – этому самое время.
— Это самое настоящее чудо техники, — рассказывает Багдасарян, — машина может давать оценку функционального состояния футболиста. При помощи электродов снимается сердечный ритм, и впоследствии выдаются такие характеристики, как тренированность футболиста, его потенциал, психика. Эти данные служат хорошим подспорьем для работы главного тренера Виктора Прокопенко. Машина может все, разве что только состав на игру не определяет (улыбается).
— На ваш взгляд, когда во время предсезонной подготовки футболистам приходится тяжелее всего?
— Не боясь ошибиться, скажу, что в последние недели работы. То есть в марте. Не всем удается безболезненно выдержать трехмесячный марафон. К концу сборов у некоторых футболистов бывают срывы, депрессии. Особенно это относится к игрокам, имеющих жен и детей. Первые же два сбора, как правило, даются им легко: не успевают отвыкнуть от родных после отпуска. К тому же сейчас грамотно построен график самих выездов за границу. Между двухнедельными рабочими циклами у игроков есть неделя передышки дома. В основном это к москвичам относится.
— Через ваши руки прошло не одно поколение игроков. О ком вспоминаете сейчас с особой теплотой?
— Да таких на самом деле было немало. Но кто действительно запал в душу? Это Колыванов, Кирьяков, Уваров, Добровольский, Кобелев, Чернышев… Боюсь, всех не вспомню. Люди в высшей степени порядочные, интеллигентные.