Европейская манера Прокопенко Точилину по душе
ФУТБОЛ
Представить нынешнее московское «Динамо» без Александра Точилина, ставшего в прошлом году капитаном команды, практически невозможно. Рыжеволосый талисман бело-голубых начинает вместе с партнерами свой девятый сезон в одном клубе. Похвастаться такой преданностью в российском чемпионате могут единицы. На прямой вопрос о причинах, задержавших его в «Динамо», Александр ответил с присущим ему чувством юмора: «Меня не выгоняли».
— Александр, без преувеличения можно сказать, что вы самый опытный игрок «Динамо» на данный момент и наверняка хорошо чувствуете, есть ли будущее у бело-голубых в связи с последними переменами в клубе.
— На то они и перемены, чтобы говорить о них в прошедшем времени. Пока мы можем констатировать: да, летом у нас появилось новое руководство, но что у него получится, покажет время. Нам, футболистам, остается разве что верить в лучшее. Пока же для нас все идет своим чередом — сборы, тренировки. Может, в структуре клуба происходят изменения в лучшую сторону, но нас они касаться не должны.
— Девять лет в одной команде — это уже серьезно, тем более что за это время сменилось не одно поколение игроков…
— Да уж, пережил я многих. (Улыбается.) Последний раз костяк сохранился в межсезонье-95/96. Тренерам тогда в последний раз на моей памяти удалось провести точечную селекцию. Затем начиная с 1998 года команда менялась как минимум наполовину.
— По какой причине вы оставались в «Динамо», в то время как многие воспитанники клуба покидали его?
— Во-первых, меня отсюда никто не выгонял за все эти годы, а во-вторых, я надеюсь с командой что-то выиграть. Черная полоса должна когда-то закончиться. Одного Кубка России-1995 мне мало. Не прочь еще разочек испить из чаши шампанского. По крайней мере, я не опускаю рук и пытаюсь донести, будучи капитаном, до партнеров это настроение.
— Если обернуться назад, был момент, когда вы могли уйти из «Динамо»?
— Такое случалось несколько раз. Звали в «Зенит», и я почти уже решился, но меня отговорили. В 1999 году поступило приглашение от «Брюгге». Однако и в тот раз Николай Толстых уговорил меня остаться, так что бельгийцам был дан отрицательный ответ. В команде тогда возникли проблемы с обороной, и на меня очень рассчитывали. Я же к отъезду был внутренне готов, тем более находился в самом расцвете сил.
— Полагаете, сейчас уже поздно покорять Европу?
— У меня произошла переоценка ценностей. В данный момент срываться из Москвы было бы тяжело. Ехать в средние европейские клубы желания нет, а в сильные — не зовут.
— В 2005 году у вас за спиной может быть 10 сезонов, проведенных в одной команде, тем более перед началом сезона подписали новый трехлетний контракт.
— Если буду востребован к тому времени. Что касается контракта, то пример Панова дает понять: даже имея на руках долгосрочное соглашение, нельзя быть уверенным в своем будущем.
— На данный момент пройдено полтора сбора. Какими вам видятся контуры «Динамо»-2003?
— Скажу сразу: вряд ли мы будем сильно отличаться по составу от себя прошлогодних. Костяк команды сохранился полностью, а новые люди способны усилить конкуренцию, тем самым подняв общий уровень игры. Верю, кто-то из новичков способен выстрелить, как это сделал Хазов в 2001 году.
— Кто, на ваш взгляд, может стать лидером в новом сезоне?
— Думаю, это мой сосед по комнате (улыбаясь, оборачивается в сторону Березовского. – Прим. авт.). Говорю это серьезно, поскольку, когда вратарь стабильно выручает на протяжении чемпионата, это сильно сказывается на положении команды в турнирной таблице.
— Не так давно вы признались, что предсезонка с Виктором Прокопенко дается немного легче, чем под руководством его предшественников. Это действительно так, и в чем причина такого отличия?
— Хорошо помню по прошлым сборам с другими тренерами: после некоторых тренировок сил оставалось только доползти до кровати и замертво в нее упасть. Сейчас все дается намного легче. Связываю это с особой программой Прокопенко, более приближенной к европейскому уровню. Какие результаты даст такая подготовка, можно будет судить по прошествии времени, но пока мне все нравится.
— Во время тренировочного процесса вы чаще стали повышать голос на партнеров, особенно во время двухсторонок. С чем это связано?
— Капитан команды, как-никак. (Смеется.) Стараюсь подсказывать ребятам в сложных игровых ситуациях. Думаю, было бы хуже, если бы я молчал на поле. В то же время от меня никто и никогда не слышал обидных слов в свой адрес — все происходит только в корректной форме.