Олег Романцев: С моей отставкой подождут
ФУТБОЛ
После окончания сезона-2002 главный тренер «Спартака» Олег Романцев взял паузу в общении с прессой. Вчера он, наконец-то, снял завесу молчания. Нам приятно, что первое подробное интервью наставник красно-белых дал «Советскому спорту». В частности, Романцев заявил, что, несмотря на большую усталость, ни разу не думал о своей отставке.
ОТПУСК ПРОВЕЛ В БОЛЬНИЧНОЙ ПАЛАТЕ
— Удалось ли за период отпуска восстановить силы?
— Не все получилось так, как хотелось бы. Поехал с семьей отдохнуть на Ближний Восток. Хотели отключиться от внешнего мира. А жена попала в больницу – аппендицит. Согласитесь, проблема. Находимся за границей, не знаем языка… Так что десять дней провел возле больничной койки. Но ничего страшного. Все обошлось. Настроение хорошее.
— Но сил-то все-таки на сезон подкопили?
— Чувствую себя очень прилично. Есть и силы, и здоровье, и желание. Все это в полной мере хочется реализовать. Прошлый сезон? С такими сложностями, как в 2002 году, сталкиваться редко когда приходилось. Травмы Титова и Парфенова, демарш Сычева — нам приходилось заниматься чем угодно, но только не футболом. Тем не менее мы до последнего тура держали в напряжении всех фаворитов. Поэтому я считаю, что в творческом плане – это один из самых удачных моих сезонов.
— Не возникло ли чувство усталости от футбола?
— Естественно — я же не робот. Сначала в напряжении держал отборочный турнир. Потом чемпионат мира. Рассчитываешь на одно, получаешь другое. От этого ни один человек не застрахован. Но время лечит. Хотя были моменты, когда уставал просто страшно.
— А что помогало найти в себе внутренние силы?
— Общение с друзьями. Их оказалось даже гораздо больше, чем я думал. Причем друзей, которые многого достигли в этой жизни. Они звонили, приезжали. Не хватит и часа, чтобы перечислить всех. Но любые три-четыре фамилии перевесят всех тех, кто желал бы, чтобы я закончил с футболом.
ЗОЛОТО-2003? А ПОЧЕМУ НЕТ
— Как реагировали на многочисленные сообщения о том, что вы якобы уходите в отставку?
— Меня не трогали эти слухи. Я ничего ни читал, не слушал. Это тоже помогло. Хотя мне прекрасно известно, кто и что мог написать. Понимаю, чего они этим добивались. Футбольный мир очень тесен.
— Если без обиняков, у вас ни разу не возникало такого желания?
— Нет. Вряд ли нормальный человек подаст в отставку при том результате, который мы достигли, не имея ключевых игроков. Третье место в данной ситуации – вполне приличный результат.
— Вы максималист. И наверняка с прицелом на будущий сезон думаете только о чемпионстве. Первое место, с учетом создания новой команды — цель фантастическая или вполне реальная?
— Фантастика? (после паузы). А что такое фантастика? Что казалось ею 50 лет назад, сейчас уже реальность. Месяц назад цель, о которой вы говорите, могла показаться фантастикой. Да и сейчас, наверное, она кажется ею. Но не исключено, что скоро все переменится.
— Есть расхожая фраза: чтобы создать новую команду и добиться с ней результата, нужно три года…
— Я не первый раз в такой ситуации. Мне знакомо это понятие – «новая команда». Создавал же, и не раз. И не за три года. Надеюсь, что первого круга хватит на то, чтобы ребята заиграли.
БЕСЧАСТНЫХ ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ В «СПАРТАК»
— Вы сказали, что хотели, чтобы Бесчастных остался в «Спартаке». Почему он в итоге ушел?
— Я и сейчас считаю Бесчастных одним из лучших игроков последнего десятилетия в России. И говорю так не потому, что он мой игрок, или что у нас хорошие отношения. Но жизнь – довольно сложная штука. Иногда расходишься даже с самыми близкими людьми. Я не говорю, что мы разошлись. Может быть, где-то немножко друг друга недопоняли.
— Обида на него осталась?
— Ну что вы! Я уверен, что Володя обязательно вернется в «Спартак». Все отношения с клубным руководством выяснены. И я жду его возвращения – завтра ли, послезавтра…
— А Хлестов? Ведь это тоже один из ваших игроков. Тех, кто не подводил вас.
— Хотелось бы взять курс на омоложение команды. Не полного, конечно. Но тем не менее пока его придерживаемся.
— Нынешний год начался не просто. Сначала «дело Ващука», потом «дело Смирнова». Наверняка непросто тренировать, отрабатывать тактические схемы, не зная, окажется в итоге этот игрок у вас или нет?
— Вы задали правильный и серьезный вопрос. Тяжело работать. Ведь в каждое упражнение на тренировке вкладываешь душу. И тут возникают мысли, что готовишь игрока для команды соперника. Тогда силы, физические и моральные, как профессионал, по-прежнему отдаешь, но душу, как человек, не можешь.
ДЕНЕГ НА ЯРОШИКА У НАС НЕ БЫЛО
— Насколько перспективными показались вам новички после первого сбора?
— У Рубина есть качества, которые можно развивать. А что касается Павлюченко и Смирнова, это игроки спартаковского плана. Они должны влиться в коллектив. Не сразу, конечно же. Постепенно.
— Что с тремя белорусами, с которыми «Спартак» заключил контракты – Лихтаровичем, Шмигеро и Концевым?
— Неплохие ребята. Но они не смогут занять места тех футболистов, на которых я в предстоящем сезоне рассчитываю. Мы обязательно будем за ними следить. Но сейчас – расстаемся.
— А как прокомментируете приход в «Спартак» Деменко? Ведь это парень с непростым характером. И вы с ним, кстати, уже пересекались…
— Да, я знаю Максима хорошо. Брал его еще в сборную в 1994 году. Считаю, что парень не реализовал себя. Причем по собственной вине. Мы с ним общались во вторник. Он выразил огромное желание работать вместе со мной в «Спартаке». Сказал, что полностью пересмотрел свои взгляды на жизнь. Стал семейным, серьезным человеком. Если он решит играть у нас, я буду рад и готов с ним работать.
— Как сегодня осуществляется ваше взаимодействие с клубным руководством? Вы просите приобрести конкретных игроков, или вам их предлагают?
— Бывает по-разному. Если за игрока просят баснословные суммы, тут уж ничего не поделаешь, как бы я его не хотел. К примеру, Ярошик. Да, мы на него претендовали. Конечно, я огорчен, что в итоге он оказался в армейском клубе. Но поймите: таких денег, что отдал за него ЦСКА, у нас нет. 3,7 миллиона евро – это огромная сумма. Возможности клуба не безграничны. Образно говоря, не по Сеньке шапка. И это не значит, что у меня проблемы с руководством. Мы работаем в одной упряжке.
НОВАЯ СБОРНАЯ? НЕ ВИДЕЛ, НЕ ЗНАЮ
— С чем было связано приглашение в команду Сергея Павлова, с которым вы вместе работали в сборной?
— Такие тренеры, как Павлов – фанаты своего дела. Он любит и умеет работать. Может, на взгляд некоторых, он понизил к себе требования. Но Павлов пришел работать не к главному тренеру Романцеву, а к своему другу Романцеву. Это две разные вещи. Я никогда своих помощников не ставил выше себя. Да, ответственность лежит на мне. Но работаем мы вместе. И помощь таких людей, как тот же Павлов, или Федотов, неоценима.
— К вопросу о сборной. Как отреагировали на ее первые матчи под руководством Валерия Газзаева?
— Я не смотрел эти матчи. Знаю, что оба раза выиграли. Но я пока от футбола отхожу — и потому многое пропустил.
— Сейчас-то душевная рана после чемпионата мира зажила?
— Рана? Ее скорее раздули некоторые СМИ. По-прежнему считаю, что сам выход в финальную часть чемпионата мира – это огромный успех. Для любой сборной.
С НАШИМ ФУТБОЛОМ ПОРА РАЗОБРАТЬСЯ
— За последнее время вы испытали какое-то разочарование в нашем футболе? Дело Сычева, убийство Тишкова – все это говорит о том, что грязи в футболе стало гораздо больше…
— Это разочарование было, и оно есть до сих пор. На мой взгляд, к сегодняшнему футболу в России должны привлечь свое внимание власть имущие. Подчеркиваю: не богатые олигархи, а власть имущие. Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю…
«Дело Сычева»? Почему оно могло появиться именно в нашем футболе? Руководители страны должны проанализировать ситуацию. Ведь иначе мы не сможем даже разобраться, какие есть права и обязанности у футболистов. Бросаемся из крайности в крайность. При советской власти футболисты были бесправными. Не могли и лишнего слова промолвить. А сейчас бесправными оказались люди, которые футболистов воспитывали, учили, растили… Слово не так сказал – пошла обида. Что же, тренер теперь футболиста на руках нести на поле должен? Может, он и играть за него будет?
А ведь игроков и ругать надо. Обязательно надо. Для пользы них самих. Да, современная молодежь, другие ценности. Наше поколение во многом виновато перед молодыми. Виновато, что забрало все хорошее и насытило мозги всякой гадостью с Запада – наркотиками, порнухой. Компьютеры эти. Не скажу, что плохо. Но люди перестали книги читать, в театры ходить… Вот это огорчает.