Случай Шевчука
УГЛОВОЙ
Стремительное прощание Владимира Шевчука с Новороссийском — верный признак того, что российские тренеры стали разборчивыми, а то и привередливыми. Недавно начавший работать самостоятельно специалист не захотел связывать себя с недостаточно перспективным клубом.
Тренерский корпус премьер-лиги формируется на наших глазах заново. Нет больше спецов-спасателей, вытягивавших из турнирной трясины то одну, то другую команду. Разбрелись кто куда мастера оригинального жанра, слушать которых было намного занятнее, чем смотреть на продукт их творчества. Ушли на отдых последние из патриархов — Юрий Морозов и Владимир Сальков.
Случай Шевчука любопытен по форме, но не нов по содержанию. В этот же ряд можно занести расставание Ярцева с «Ротором» и Шевченко с «Торпедо». Тренеры очередной волны оказались не настолько трудоголиками, чтобы тащиться от непрерывности самого процесса, и не настолько мазохистами, чтобы, ощутив вкус создания мастерского футбола, довольствоваться черным хлебом серых будней. Ну что бы, скажем, тому же Шевчуку не перевести дух в городе у моря после двухлетней-то безуспешной битвы в Раменском за путевку в Европу?
Тренеры хотят понять, что они могут. И очень своевременно хотят. Да, есть Романцев, Семин, Газзаев. Но разве они, три богатыря наших, выдюжили бы абы где? Я, например, не представляю себе успехов Газзаева без четкого взаимодействия с клубным начальством и трепетного народного внимания к своей команде.
Виталий Шевченко четыре года доказывал свою квалификацию. Седьмое место с первого захода с таким сложным клубом, как «Уралан». Сплошь третьи-четвертые места в скромном рядом со столичными грандами «Торпедо». Шевченко попробовал на свежачка работать в лужниковской команде и так и этак. В первом его сезоне торпедовцы по-локомотивски строго держали оборону. А в середине сезона-2001 вдруг чудесным образом раскрепостились и повели игру с изумительными выходами на свободные участки поля — игру, какой в России не видывали. И все, что наколотил тогда Вязьмикин, не замеченный в подобных подвигах ни до, ни после той голеады, тоже было весомым аргументом мастерства Шевченко. Но что дальше? Из кувшина может выйти только то, что было в нем, — есть такая восточная мудрость. А кувшин сей в данном случае — сдержанная, скажем так, ментальность торпедовского клуба.
Хорошо, что Шевченко теперь в «Сатурне», где амбиции бьют ключом — тренеру сегодня, наверное, больше всего нужна заводная атмосфера. Хорошо, что и его дело в «Торпедо» не брошено — Сергею Петренко еще предстоит пройти свой путь, и ситуация позволяет сделать себе имя. Но вот вопрос: кто востребует Шевчука после столь ответственного и обязывающего заявления?
На примере связки «Торпедо» — «Сатурн» вырисовывается пунктир новых тренерских маршрутов. Тем более что давно замечено: именно команды, располагающиеся на подступах к пьедесталу, определяют уровень чемпионата и господствующие в нем тенденции.