В бой не идут старики

null
news

ЗАМЕТКИ ПРЕСС-АТТАШЕ

Пресс-атташе — человек, живущий в четырех абсолютно разных мирах одновременно. Постоянный контакт с футбольными функционерами, тренерами, игроками и общественностью позволяет смотреть на события с разных углов, причем с очень близкого расстояния. Надеюсь, мои наблюдения будут интересны читателям. Впрочем, свои заметки начну не с того, что скрыто от широкой аудитории...

Это было 4 января. Два уцелевших бойца старой спартаковской гвардии находились рядом. Я держал трубку так, чтобы и Максим Левицкий, и Юра Ковтун слышали, что на другом конце провода говорит Бесчастных.

Володя рассказывал о том, как тяжело психологически ему далось подписание контракта с «Фенербахче», о том, как ему всех нас не хватает, и о том, что теперь наверняка ему по ночам будут сниться красно-белые сны.

Вместе с его словами приходило осознание: уход Беста, несмотря на то, что еще остались люди былой закалки, поставил точку в новой российской истории «Спартака». Бесчастных был одним из последних символов той онопко-тихоновской эпохи — эпохи, во времена которой народная команда не только достигла пика своего расцвета, но и кардинально трансформировала болельщицкое мировоззрение.

Поклонники футбола еще долго будут смотреть на новичков красно-белых с высоты чемпионского полета, будут требовать от них жесткости Хлестова, напористости того же Бесчастных, искренности Тихонова и изобретательности Цымбаларя. И нынешнему поколению подопечных Олега Романцева придется ой как нелегко — ведь выдержать сравнение с вышеназванными игроками невозможно. И не потому, что Павлюченко и Ко уступают им в мастерстве, а потому, что, прощаясь с давними кумирами, люди принимаются окрашивать все в мрачные тона. И это естественно, ведь русский человек по своему складу меланхолик, его постоянно преследует ностальгия. Он вообще, как это ни парадоксально звучит, большую часть своей жизни живет прошлым. А прошлое у «Спартака» такое яркое и золотое!

Олег Иванович и сам очень часто, порой даже с дрожью в голосе, вспоминает ребят, с которыми взбирался на футбольный Эверест десять, пять лет назад, с которыми работал еще вчера. Но при этом мэтр отечественного тренерского цеха понимает, что ни в коем случае нельзя игнорировать настоящее и предавать будущее.

Вообще встречать перемены надо сдержанно. В панику позволительно впадать лишь тогда, когда нет системы. У спартаковского же руководства с выбранным курсом все четко. Конечно, можно до хрипоты спорить о том, насколько верно определено направление следования. Но, как гласит мудрость, главное —выдерживать свою линию, и тогда наградой тебе будет долгожданный результат.

Пока клубные боссы твердо идут по намеченной дорожке. «Спартак» из одной из самых возрастных превратился в одну из самых молодых команд отечественной элиты (трудно в это поверить, но уже на передний план в коллективе выдвинулись не достигшие и 20-летней отметки Кудряшов и Данишевский). На смену многократно выигравшим чемпионат игрокам, у которых в какой-то степени притупилось ощущение побед, пришли голодные до больших результатов, амбициозные люди. Каждый из них талантлив. Вопрос теперь в том, насколько быстро ребята притрутся друг к другу и смогут ли они на полную катушку реализовать свой потенциал.

Как бы то ни было, мы являемся свидетелями создания новейшей истории «Спартака». В нее уже вписана первая, пока что неуверенная строка. Но есть в неудаче с «Гертой» и положительный момент. Это реакция на поражение. Просто удивительно, состав изменился, а болезненность восприятия неудовлетворительного исхода матча осталась. И уже этого достаточно для того, чтобы проникнуться хотя бы легким оптимизмом. Ведь в том, что Олег Романцев научит свою сегодняшнюю дружину играть в футбол, сомнений не возникает. Ни у меня, ни у Бесчастных, ни у Ковтуна с Левицким.

Новости. Футбол