Что кроется за «странными смертями»?
СКАНДАЛ
В Италии начато расследование, цель которого — вскрыть масштабы использования клубами запрещенных препаратов, а также попытаться выяснить, насколько влияет подобная практика на преждевременный уход из жизни десятков, а то и сотен профессиональных игроков. Поводом для такой акции послужила кончина в ноябре прошлого года в возрасте 42 лет бывшего защитника и капитана «Дженоа» Джанлуки Синьорини.
СИНДРОМ ЛУ ГЕРИГА
Синьорини — наиболее известный случай быстрого «угасания» игрока после завершения им карьеры. За считанные месяцы он превратился из звезды серии А в разбитого склеротика. Кроме него, еще 13 футболистов в промежутке между 1960 и 1996 годами умерло в раннем возрасте, едва перейдя 40-летний рубеж и даже раньше, от той же загадочной болезни, именуемой «синдромом Лу Герига».
Специалисты, занимавшиеся этой проблемой, «перелопатили» 24 тысячи игроков, выступавших в итальянском футболе в этот период времени. На помощь им пришел известный альманах «Панини», который вел их картотеку. Из всего этого массива уже скончалось 400 игроков, причем 70 смертей признаны подозрительными. Например, смерть 25-летнего Джулиано Такколы, произошедшая 12 лет назад от сердечного приступа через несколько дней после матча.
Другой бывший футболист, Карло Петрини, признался: «Мы носились по полю без устали. Могли совершать сколько угодно рывков, ускорений, не испытывая никакого утомления. Но на следующее утро внезапно наступало жуткое чувство полной измотанности».
Исследования показали, что профессиональные футболисты подвержены вдвое большему риску заболевания раком или тяжелой формой склероза (синдром Лу Герига), чем остальная часть населения. Как считают врачи, никакой иной причины, кроме использования допинга, здесь быть не может.
ТРАГЕДИЯ СИНЬОРИНИ
Трагедия Синьорини потрясла всех. Будучи неизлечимой, болезнь постепенно сужала функции его речевого, дыхательного и двигательного аппарата. Почти два года назад, 24 марта 2001 года, «Дженоа» организовала благотворительный матч, доходы с которого пошли на врачебные издержки Синьорини и учебу его четырех детей. На стадион «Феррарис» пришло 25 тысяч человек, а поддержать Джанлуку приехали многие знаменитости, с которыми или под началом которых он играл, — Джаннини, Конти, Пруццо, Мелли, Эранио, Таккони, Пануччи, Скухравы (футболисты), Лидхольм, Сакки, Скольо, Баньоли (тренеры).
Синьорини уже в то время был очень плох, потерял речь и способность двигаться. Мало кто вообще ожидал его увидеть на стадионе, но он появился и даже сделал круг вокруг стадиона в инвалидном кресле, которое катила его дочь Бенедетта.
Вечером 5 ноября 2002 года у Джанлуки наступил острый респираторный криз. Больного отвезли в госпиталь, где он спустя два часа и умер. Незадолго до смерти он попросил жену Антонеллу надеть на него футболку «Дженоа» с его шестым номером, в которой он и был похоронен. «Такова была его последняя воля, — рассказывает Антонелла. — «Дженоа» являлась его жизнью, его любовью. И потом, это был не тот человек, который любил пиджаки и галстуки. В последний вечер его жизни наш младший сын неожиданно попросил меня вставить в видеомагнитофон кассету с записью его интервью. Он хотел послушать голос папы, ведь тот три года как лишился речи».
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЗЕМАНА
Поворотным моментом в истории допинговой проблемы в итальянском футболе стало заявление в июле 1998 года известного тренера Зденека Земана, в то время возглавлявшего «Рому». Земан в интервью журналу «Эспрессо» сказал, что допинг в итальянском футболе расцвел пышным цветом, и в качестве примеров звезд, использующих его, привел Джанлуку Виалли и Алессандро Дель Пьеро. Последний, по мнению наблюдательного чеха, что-то уж больно резво превратился из субтильного юноши в мускулистого мужика. В ответ Виалли обозвал Земана террористом и подал на него в суд за клевету.
Однако хотя заявления тренера и были голословными, Олимпийский комитет тут же объявил о создании специального органа, уполномоченного отслеживать применение игроками итальянских клубов запрещенных препаратов.
Следователь Раффаэлле Гвариньелло, сделавшийся главным «нюхачом», ретиво взялся за работу, допросил крупных футбольных чиновников, несколько десятков звезд и даже… Диего Марадону. Он проверил на отсутствие допинга всю «скуадру адзурру», вернувшуюся с чемпионата мира во Франции. Ни у кого из 22 ее членов ничего обнаружено не было.
Антидопинговому комитету очень хотелось показать плоды своей «работы», поэтому едва на кого-то из футболистов падало подозрение в применении чего-то недозволенного, они тут же подвергались суровому наказанию без особого разбирательства. Так под горячую руку «инквизиции» попал, в частности, Игорь Шалимов, выступавший в серии В за «Наполи». Игорь не теряет надежды через суд доказать свою невиновность.
В начале 1999 года Гвариньелло заявил, что располагает «черным» списком, в который входит от 60 до 200 футболистов, выступающих в Италии, подозреваемых в применении допинга.
МЕДИЦИНСКИЙ ЛИКБЕЗ
СИНДРОМ ЛУ ГЕРИГА
Синдром Лу Герига — довольно редкая болезнь. Она поражает нервную систему, в особенности нейроны — нервные окончания, посылающие импульсы мышцам.
Лу Гериг, давший болезни название, — это легендарный американский бейсболист, выступавший в 1923—1939 годах за одну и ту же команду — «Нью-Йорк Янкиз». Он установил рекорд, приняв участие в 2130 матчах подряд, причем без единой замены. Только через 56 лет его рекорд был побит. 6 сентября 1995 года бейсболист из «Балтимора» Кол Рипкен-младший вышел на свою 2131-ю игру.
Что касается Герига, наделенного прозвищем Железный Конь, то он играл бы и дальше, если бы не вмешались врачи, обнаружившие у него «мистическую» болезнь, происхождение которой было им непонятно. Дальнейшее пребывание Герига на площадке было чревато смертью. 4 июля 1939-го, в день первого матча, на который «Янкиз» вышли без своего Железного Коня, Гериг попрощался с болельщиками и партнерами, сказав в микрофон: «Я чувствую себя счастливейшим человеком на Земле».
Его судьба нашла отражение в голливудском фильме «Гордость «Янкиз», где роль Железного Коня исполнил Гари Купер.
ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ
ЭМПОЛИ
В прошлом и позапрошлом годах по Апеннинам прокатилась целая волна допинговых скандалов. Наиболее «отличился» клуб «Эмполи», выступавший тогда в серии В. Применение его игроками запрещенных средств подтвердили их пробы, взятые по окончании матчей с «Пистоезе» и «Реджиной».
Федерация оштрафовала клуб на 60 тысяч евро и отстранила доктора команды Франческо Амманати от выполнения своих обязанностей на четыре года. Однако результаты матчей «Эмполи» остались неизменными, очковых потерь не последовало, и клуб благополучно вышел в серию А. Специальная комиссия по расследованию применения допинга продолжает работу и, возможно, в скором времени огласит новые результаты, к которым причастны ведущие команды серии «А».
ЮВЕНТУС
Недавно была предана гласности такая любопытная информация: несколько лет назад в лазарете «Ювентуса» содержалось 281 наименование различных препаратов, причем большинство таких, какие нельзя выписывать пациентам без предъявления рецепта. «Для организации, не относящейся к медицинской структуре, такое количество весьма странно, — говорит профессор Джанмартино Бенци. — Подобный ассортимент больше подходит госпиталю среднего класса. Одно из двух: либо игроки «Ювентуса» были все как один невероятно болезненны и только и делали, что лечились от целого спектра недугов, либо лекарства сознательно применялись с какими-то другими целями».