Тина Канделаки: На спортивном ТВ автопилот невозможен

Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки рассказала обозревателю «Советского
спорта» о хитрости рейтингов, испанском класико и своей фамилии.
Откровение:
генеральный и креативный продюсеры «Матч ТВ» - Тина Канделаки и Наталья Билан -
делят один кабинет на двоих. Не сказать, что большой. Моя собеседница делает на этом легкий акцент: творчество -
первично, интерьеры вторичны.
Во
время экскурсии по светлым коридорам глаз выхватывает Игоря Семшова,
дожидающегося своего экспертного явления народу, людей за компьютерами,
наполовину торчащий из стены огромный мяч — дизайнерское решение-символ.
«Вмурованы в спорт», - будь этот слоган более благозвучен, его ждала бы на
«Матч ТВ» завидная судьба.
А
коридоры, кстати, генпродюсеру знакомы давно: когда-то именно в 3-м
аппаратно-студийном комплексе располагался канал «Муз ТВ», с которого Тина
начинала штурм российских телевершин.
«ЗАКРЫТИЕ КАНАЛОВ? ЭТО ДОМЫСЛЫ»
- В декабре возник интернет-шелест: часть каналов «Матч ТВ» закрывают. Будут ли жить «Матч! Игра», «Матч! Арена», «Матч! Футбол 3», «Матч! Наш спорт», «Матч! Боец»?
- Это домыслы. Как правило, по итогам каждого календарного года в любой крупной компании происходит пересмотр стратегии и бюджетирование. Это нормальные процессы, учитывающие особенности экономической ситуации. Такое есть и в «Сбербанке», и в «Ростехе» - везде. Идет переоценка прежних и выработка новых решений. Неэффективные моменты логично оставлять в уходящем году, с эффективными - переходить в год наступающий. «Матч ТВ» - не исключение. Внутри компании очень много дискуссий о том, как увеличить КПД и выйти на безубыточность.
Но меня всегда удивляет, когда некоторые внутренние обсуждения вдруг
предстают в публичной сфере готовыми решениями. Особенно часто такое случается
со спортивным ТВ. Главные каналы сокращаются, переформатируются, где-то целый
сериал с эфира снимают, - и все спокойно. К нам же прямо-таки отчаянный,
гипертрофированный интерес. В любом случае станем исходить из выгоды и необходимости . Каналы могут подвергнуться «переупаковке»
и рестайлингу, но сколько их останется, в данный
момент не обсуждается. Определенность должна наступить после оценки финансовых результатов этого календарного
года.
- Сокращение числа каналов —
это ведь не только прекращение вещания, но и расставание с сотрудниками?
- Повторю:
мы все внимательно считаем и поспешных заявлений не делаем - только после
тщательного анализа. Я сама работаю по 24 часа семь дней в неделю.
Никогда не жалуюсь, зона моего личного комфорта минимальна. И таких, как я, на
«Матч ТВ» много. Но есть и те, для кого работа не первостепенна, кто не готов к
стрессовым режимам. Поэтому любое сокращение - не только уход, но и приход
новых людей. С единственной целью - повысить привлекательность продукта для
потребителя.
- Шарф «Зенита», в котором вы
появились на недавнем матче в Краснодаре, входит в вашу минимальную зону
комфорта?
- Спокойствие мужа - важный компонент семейного счастья. Многие почему-то считают, что руководитель спортивного телеканала не должен демонстрировать спортивные предпочтения, которые есть в его семье. Но это же глупости! Муж с детства болеет за два клуба - «Зенит» и «Фиорентину». И то, и другое для москвича не слишком типично, согласитесь. Но так сложилось, что поделаешь? Мой приход на «Матч ТВ» никак на это повлиял, более того, не понимаю, почему это нужно скрывать. В Краснодаре мы были большой компанией, болеющей за «Зенит». Естественно, муж с заботой и любовью укутал меня клубным шарфиком. Но обсуждалось это так, словно в мире спорта произошло какое-то важное событие. Удивительный эффект.
А еще мой сосед - Вася
Березуцкий. Дружу и советуюсь с Евгением
Гинером, которого знаю не первый год. Многие мои друзья - закоренелые
спартаковские болельщики с огромным стажем. Неужели и это проблема? Наоборот,
если мои шарфы привлекают внимание к спорту, вижу в этом только плюс.

- Какую часть вашего рабочего времени занимают командировки?
- Не слишком большую. В первые месяцы
работы канала боялась от телевизора отойти, если честно. Телефон не отключала.
В какой-то момент поймала себя на мысли, что образовалась зависимость. Эфиры,
сюжеты, бесконечные вопросы… Мы с нашей
командой в этом смысле как пилоты: если один отпустил штурвал, второй
должен управлять.
- Автопилота нет?
- В спортивном телевещании автопилот
невозможен. Ты никогда не знаешь, как закончится матч, как закончится бой.
Ставим в эфир бокс с понятным хронометражем, и тут Трояновский проигрывает, к
сожалению, на первых секундах. Если еще и бой Гассиева с Лебедевым будет
недолгим, неизбежно полное смещение по
сетке, включая рекламные блоки. Программный директор должен очень быстро принять решение, есть ли
резерв и какой. Начинается кружевное плетение, как мы это называем. И ни на
одном другом федеральном канале такого нет. Кино и другие программы не могут
быть длинней или короче, как сетка сверстана, так все и покажут.
«СМЕШНО, КОГДА СЛЫШУ, ЧТО МЫ НЕ КУПИЛИ ЭЛЬ-КЛАСИКО ИЗ-ЗА МАТЧА «РОСТОВ» - «ЗЕНИТ»
- Матч Лиги Европы
«Вильярреал» - «Стяуа», транслировавшийся в прайм-тайм 8 декабря, не был ни
хитом, ни резервом. Зачем вы его показали?
- Есть набор событий, из которых мы
формируем сетку. В эту конкретную дату
тот матч, о котором вы сказали, был наиболее предпочтительным по сумме причин в
сравнении с другими событиями вечера. Кроме того, «Вильярреал» - команда Дениса Черышева: пусть небольшое, но
преимущество для российского зрителя. Это стандартный подход: выбирать лучшее
из имеющегося. Поэтому мне смешно, когда слышу: «Вы не купили эль класико,
потому что не хотели двигать по времени «Ростов» - «Зенит»». Все двигалось. Я
попросила «Зенит», там пошли навстречу: если уж не нам, то кому? Обратилась в
«Ростов», где Курбан Бекиевич тоже всегда идет навстречу. Вопрос был решаем, но
так сложились обстоятельства. Верстание сетки - не вопрос предпочтений
менеджеров. Есть план, который анализируется с точки зрения прогнозной доли.
Учитываются виды спорта, российские и зарубежные соревнования. Порой идем на
то, чтобы показать внутреннее событие с чуть меньшим рейтингом - это отвечает
идее развития отечественного спорта, то есть работает вдолгую.
- Испанское класико сработало
бы в короткую, но мощно. Почему вы не купили его?
- Приготовила подробный ответ.
Переговоры с испанцами начались давно, еще в период «НТВ-Плюс». Поначалу
планировали продлить с ними контракт на прежних условиях, для нас приемлемых.
Потом у испанцев произошли внутренние изменения, связанные со структурой
правообладания, и они сказали: «У нас есть звезды, которых нет в Англии,
поэтому мы хотим других денег».
- Каких именно?
- Мы в публичном поле не озвучиваем цифр, если договор
на покупку прав еще не заключен, но понятно, что данная цифра сильно завышена и
почти в два раза больше ранее обсуждаемой. Мы понимаем, что возможная
«амортизация» этой суммы на нашем рынке не сможет превысить понесенных нами
расходов.
- За матч?
- За чемпионат. Отбить такие деньги нереально, а ведь «Матч ТВ», отнеситесь к моим словам с доверием, это не благотворительность, а бизнес-модель. Мы живем в парадигме: «Покупаем, если можем заработать». Неважно, сколько это стоит – 3 миллиона или 38. Есть надежда получить сверху хотя бы копейку - берем. При этом цифры доказывают: испанская примера и даже класико вовсе не самый рейтинговый футбол в истории телеканала. Несколько матчей за сезон показывают неплохую долю. Но не весь чемпионат. Его покупка, скорее, имиджевая, а не бизнес-история, а у нас четкий фокус на окупаемость бизнеса.
- Что мешает купить те самые несколько матчей?
- Это моя мечта - купить класико и
выдохнуть. Разумеется, мы обсуждали с
правообладателями и эту опцию, и многие другие. Но поматчево испанцы свою лигу не продают. Их болельщики в
свое время скинулись и спасли от банкротства «Овьедо». Хотела в шутку
предложить такое нашим телезрителям: если вы так любите примеру, может,
скинетесь на трансляции? Соревнования такого уровня не показывают бесплатно
нигде в мире. Почти нигде.
- Замкнутый круг. Россия
никогда не увидит примеру даже за деньги?
- Переговоры продолжаются, прекращать их не планируем. Но цены на телеправа в мире растут, это тенденция. Мы на этом рынке не топ-игроки, однако испанцы исходят из своей, а не из нашей бизнес-модели.
«С ДОХОДАМИ ПО РЕКЛАМЕ И СПОНСОРСТВУ У НАС ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК»
- До данным TNS, доля «Матч ТВ» снизилась на 26
процентов. Опровергнете?
- О, это интересный момент. По
сравнению с чем? С сентябрем прошлого
года, когда «Матч ТВ» еще не было? Это была
ошибка исследователей, они ее поняли и исправили уже давно.
Существует логика телепрограммирования. На любом канале есть то, что держит
долю. Это программы-фронтмены, хедлайнеры эфира с точки зрения рейтинга.
Например, шоу Андрея Малахова на Первом. Или линейка сериалов. Если основные
слоты в порядке, остальное может позволить себе колебания. «Охоту на пиранью»
на «России-2», например, показали 42 раза! И правильно сделали - это стабильная
доля. Олег Добродеев - один из самых талантливых менеджеров на российском ТВ,
он прекрасно знал: чтобы поддержать спорт, нужны сериалы, причем премиальные.
«Россия-2» никогда не смогла бы позволить себе такие, но выручала «Россия 1». Плюс кинопоказ. Все!
Вот она - доля и рейтинг. «Матч ТВ» в принципе нельзя сравнивать с «Россией-2»,
потому перед нами стоит задача - спорт и
только спорт.
- Но вы ведь тоже показываете
кино.
- В очень скромных объемах. Компания
Федора Бондарчука сняла для «Матч ТВ» десять
спортивных фильмов, но зрителя к такому жанру надо еще приучить. В России нет
традиций спортивного кино и сериала, мы поднимаем
интерес к постоянному спортивному телесмотрению разных жанров с «нуля».
Был беспрецедентный случай, характеризующий потенциал «Матч ТВ»: 22 мая матч за третье место чемпионата мира по
хоккею показывали одновременно мы и Первый канал. В категории 18+, которая
гораздо шире нашей целевой аудитории «мужчины 25-59», мы Первый канал превзошли - и намного: доля игры на «Матч ТВ» составила
20.2% в категории «25-59», что на 76 процентов выше показателей Первого
канала, а в аудитории «4+» доля игры – 12 процентов. На 33 процента выше
Первого.
- О чем это говорит?
- О том, что телеаудитория, интересующаяся спортом, уже привыкла смотреть спорт именно на «Матч ТВ» Нам удалось привлечь молодых мужчин, категорию «18-24», которая спорт почти не смотрела. Важно учитывать и другие тенденции. Во-первых, заметно развивается мужское внедомашнее смотрение - люди предпочитают спортивные трансляции в барах и ресторанах. Во-вторых, примерно миллион телевизоров подключены дома через интернет. То есть нас смотрят, но в обсчет рейтингов это не попадает - мониторинговая система не поспевает за изменением зрительских моделей телесмотрения. В-третьих, мы начинали с позиции «спорт только у нас», а потом оказалось, что не только у нас - у других тоже.
Если учесть все это, выяснится: «Матч ТВ»
показал результат даже выше ожидаемого. Мы справились, за что низкий поклон
всей нашей команде. Силы, заинтересованные в развитии спорта в России должны,
извините за патетику, молиться на «Матч ТВ», который
показывает положительную динамику развития в не имеющем ранее аналогов
эксперименте. Здесь постоянный нерв и драйв, ноль рутины. «Выстрелил» на Олимпиаде гандбол - моментально
обвязываем эти трансляции разнообразной
и вкусной подачей. Проиграли гандболистки
- интерес падает, и мы резко
перестраиваемся. Спортивное телевидение непредсказуемо, как и сам спорт. Но в
этом же его огромная привлекательность.
- Почему бы вам тоже не показать «Пиранью» 42 раза, если она выжигает рейтинги?
- В лицензии указано: «Матч ТВ» - спортивный канал. Потому и кино мы будем показывать спортивное, обрамляя им события. В день важного боя «Малышка на миллион» или «Рокки» - это всегда в кассу. В январе 2016-го, когда спорта вообще не было, именно бокс и фильмы о нем вытянули нас по доле. Спорт мало того, что зависим от результатов, он еще и сезонен. И вот в таких условиях с доходами по рекламе и спонсорству у нас полный порядок, даже опережение.
«ПРАВА НА ПОКАЗ ЧМ-2018? ВСЕ ЖДУТ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
- Откуда в таком случае взялся
слух: «С Нового года на «Матч ТВ» нечем будет платить зарплату»?
- С такой пунктуальностью, как на «Матч ТВ», мало где платят, поэтому слух - абсолютная неправда. Но важно понимать: времена, когда рейтинги никого не интересовали, в прошлом. Это очень удобно: купил трансляции и показывай. Но это был не бизнес. А сейчас - бизнес. Мы не госструктура и не госканал, перед нами стоят четкие финансовые цели. Полезное остается, бесполезное уходит. В Азии распространена система ежегодного подсушивания компаний. Если грубо, любой бизнес за год обрастает жирком. И требуется оптимизация, возвращение в тонус, расставание с ненужным ради развития. Речь не только о зарплатах и количестве персонала, но и об инициативе. Нам нужны сотрудники, которые не выключаются из процесса после 19.00 или на выходных, которые всегда на связи, живут работой. Это не моя прихоть - общий тренд. Взамен талантливые и трудолюбивые получают уникальный шанс самореализоваться.
Впереди Кубок конфедераций,
домашний чемпионат мира, Россия будет в фокусе всей планеты. Когда еще дерзать,
если не сейчас? Человеческий ресурс -
вообще главное в бизнесе. На канале есть
люди, не хочу называть фамилии, - от них просто отвязаться невозможно. В любой
день, в любое время - фонтан идей, пробивная сила. Для таких хочется создавать
материальные условия, предоставлять эфирное время, поручать проекты. Да я и
сама такая. А есть такие, которые «отэфирили» и растворились. Ну, логично же,
что ставка будет сделана на первых!
- Какова ситуация с телеправами на чемпионат мира по футболу?
- Все ждут
определенности. Вице-премьер Виталий Мутко уже сообщил подробности: нами в
консорциуме («Матч ТВ» совместно с Первым каналом и ВГТРК) подана заявка на покупку прав ЧМ-2018. Как только появится информация - сразу сообщим.
- Кто в авангарде борьбы?
- Как обычно, телеканалы и
«Телеспорт». Какая в итоге сложится конфигурация, сказать сейчас сложно.
- Допустим, «Матч ТВ» выкупит
какую-то часть прав, одну треть. Сможете окупить затраты самостоятельно?
- Так было с Кубком мира по хоккею в
Москве. Совместно с Первым каналом купили права и очень хорошо заработали. Тщательно планируем, конечно, и «амортизацию» прав по предстоящим турнирам. Но
ни один рекламодатель не заключит сделок, пока не выкуплены права на показ. Пока неизвестны
сами финансовые «рамки», поэтому ждем.
- Госдотацию?
- Ясно, что потребуются комплексные
усилия, но какие - сказать пока не могу.
«КУЛЬТ ТУРА» С ОЛЬГОЙ СМОРОДСКОЙ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОМБА»
- Ваша любимая передача за
время существования канала?
- «Культ тура» с Ольгой Смородской -
эмоциональная бомба. Интервью Курбана Бердыева Тимуру Журавелю - суперсенсация.
Вообще сильных журналистских работ было много. Это и эксклюзивное интервью с
Конором Макгрегором, и разговор Кирилла Кикнадзе с Диком Паундом в разгар
холодной допинговой войны, и многое другое...
- Ваш главный прокол?
- Верила в то, что изменение телеупаковки при показе спорта приведет к быстрому росту рейтингов - и ошибалась: аудитория очень консервативна. При этом выстреливает порой неожиданное. Например, небольшая доза гимнастики во время Олимпиады вдруг привела на канал женщин с очень высокой долей, почти 10. В рекламном смысле женщины - денежноемкая аудитория. Второе глубокое разочарование: вера в мужиков. Жила надежда, что они станут смотреть качественное спортивное полотно, не отрываясь. Но оказалось: посмотрев трансляцию матча и аналитику с Карпиным, мужчины переключаются на хоббитов, «Вечер с Соловьевым» или «Занимательную механику». То есть им нужны разные жанры, а у нас пока нет своих «запасов» - все создаем с нуля.
Нет, например, мощных спортивно-политических ток-шоу, хотя на ESPN это тягачи канала, нет спортивного Познера и так далее. Все это в планах. Рассчитываем и на документальные драмы, спортивные фильмы, реалити вроде «Боя в большом городе», который на финише показал великолепные цифры. Уже приезжали американцы, их заинтересовал этот формат.
- Одно дело снять реалити в декорациях базы «Озеро Круглое», другое - на диком атолле, как в «Остаться в живых».
- «Матч ТВ» - коммерчески ориентированная бизнес-единица, мы тщательно все считаем. Тот
же «Бой в большом городе» - дорогой проект. Но мы довели его до конца и даже
сумели продать спонсору - производителю шин.
- Дорогой - это сколько?
- Отвечу так: один эпизод реалити-шоу
на каналах первой тройки может стоить 15-16 миллионов рублей и даже больше. На
«Матч ТВ» таких цен нет, у нас стоимость в разы
меньше. Есть исходящая из доли понятная стоимость часа, которой я
обязана придерживаться. Драматургически хочется очень многого, и мы к этому
стремимся. Если сложится с американцами, покажем в следующем сезоне «Бой в
большом городе» совсем другого уровня.
«РАБОТОЙ СРЕДИ МУЖЧИН МЕНЯ ИСПУГАТЬ СЛОЖНО»
- Цели, стоящие перед вами,
оцифрованы?
- Разумеется. Ориентир - определенная
доля и выручка. Но это сильно зависит от оплаты стоимости прав на
показ крупнейших спортивных событий. Нужны успешные
кейсы, с которыми предстоит развивать рекламные
и спонсорские вложения.
- Кто стал для вас открытием в
профессиональном и человеческом плане?
- Вряд ли вас удивлю, если назову
экспертов Карпина, Савина и Широкова.
Высочайший уровень.
- А из штатных сотрудников
канала?
- Многих знаю слишком давно, чтобы
удивляться. Того же Губерниева, например, который шутит: «С Тиной вели
корпоративы с детства». Вообще меня окружает множество профессиональных и педантичных
людей, а я очень ценю это сочетание качеств.
- Насколько вам досаждал
скепсис под названием «Девочка на
спортивном ТВ»? Преодолен ли он?
- Работой среди мужчин меня испугать
сложно. Очень многое зависит от 2017-2018 годов. Продолжаем двигаться вперед,
прекрасно понимая: интерес к спорту в нашей стране создать сложно, но можно. И
уникальный шанс - именно сейчас. Чемпионат мира - словно огромная акула,
которая несется сквозь толщу воды, а рыбку помельче влечет потоками вслед.
Глупо было бы не использовать эти потоки и не создать множество качественного
контента, востребованного не только в России - в мире. А к тому, что во всем,
от победы Трампа до поражения наших, всегда виновата Тина Канделаки, я уже
привыкла.
- На «Матч ТВ» был показан
фильм про «Зенит», который многие назвали «сладеньким». Вам он понравился?
- Это
качественный и эмоционально-яркий фильм. Нам
очень нужен околоспортивный контент и мы его активно создаем - видим в нем
потребность у телезрителей.
Понимаем, что как бы мы ни сняли фильм
про «Зенит», для болельщиков других клубов это будет, наверное, «сладенько». Но речь идет о цикле фильмов про все клубы
премьер-лиги. «Зенит» - только начало.
«КАНДЕЛАКИ - ОТ СЛОВА «СВЕЧА»
- Довольны тональностью
вещания канала в целом? У разных ведущих она почему-то довольно схожа.
- Пока не хватает юмора, иронии, а
мужская аудитория это ценит. Такое не возникает само по себе: нужны авторы.
Андрея Колесникова из «Коммерсанта» можно узнать по трем первым строчкам.
Леонида Парфенова, Владимира Познера, Алексея Венедиктова, Сергея Доренко - по
первым словам. А интонация канала - это всегда интонация авторов. Ищем.
- У Юрия Розанова или
Константина Генича есть своя интонация.
- Но у них нет своей программы.
- Почему?
- Меня в свое время не приглашали, например, в ведущие - я сама туда рвалась. А
интонация дает наибольший эффект в связке с инициативой.
- Лет семь назад вы с Ксенией Собчак вели торжество по поводу выхода «Жемчужины» в первый дивизион. И между вами на сцене слегка искрило. Сейчас поддерживаете отношения?
- Не
люблю ругаться, спокойно отношусь к критике. Живу по принципу - никогда не
говори «никогда». Ксения Анатольевна - талантливый ньюсмейкер, поэтому поживем
- увидим.
- Недавно был в Грузии и
обратил внимание: среди сванских, мегрельских, кахетинских и вообще грузинских
фамилий нет заканчивающихся на «аки».
- Канделаки - греческая фамилия,
этимология идет от слова candle
- свеча. Когда-то Канделаки принесли христианство в Грузию, это род
ортодоксальных греческих священников. На Крите очень много Канделаки. В
грузинской деревне Бзвани почти все - Канделаки. Со временем род огрузинился,
мы давно не считаем себя греками. Дед и отец родились в кахетинском селе Лагодехи, потом
семья перебралась в Тбилиси. Так что мы - имеретинцы.