«Оптовый рынок» закроет УЕФА
ФУТБОЛ + БИЗНЕС
Почему с нового сезона УЕФА меняет схему, по которой футбол доходит от игроков к аудитории, разместившейся у экранов телевизоров? Ветер перемен дует не только со стороны телекомпаний, требующих снижения цен, против существующего положения дел выступает и Европейский союз.
ЛУЧШАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ФАБРИКА
Как только была создана Лига чемпионов, стало понятно: УЕФА хочет сделать из этого турнира самое привлекательное в финансовом отношении соревнование Старого Света. Коммерческое предприятие получилось на славу и стало главной футбольной фабрикой: затмила Кубок кубков (его пришлось отменить) и Кубок УЕФА, реорганизация которого тоже не за горами. В Лиге все самое-самое: лучшие клубы, огромные премиальные и, конечно, высочайший интерес телевидения. Именно последнее и является едва ли не основным источником доходов клубной элиты Европы. Зимой 99-го УЕФА заключил выгодный контракт, согласно которому ряд европейских топ-телегрупп получил эксклюзивное право на трансляцию Лиги чемпионов. Клубы, помимо премиальных, которые выплачивались не только за каждый проведенный матч, но и за каждое завоеванное очко (есть специально разработанная система подсчета призовых денег), имеют и неплохой заработок, обеспеченный телевизионными компаниями. На 32 команды Лиги чемпионов, которые играли в решающей стадии турнира, отпускалось 366 миллиона швейцарских франков, а на 40 клубов Лиги, которые не вышли в групповую стадию, – 234 миллиона. Вообще же на продаже телевизионных прав УЕФА зарабатывает около миллиарда швейцарских франков. Клубам поступает три четверти этой суммы, оставшаяся четверть – на содержание Европейского футбольного союза.
ПРОТЕСТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Но всеобщую идиллию нарушил Европейский союз. Оттуда в УЕФА пришло предупреждение в связи с тем, что такой контракт с телевидением нарушает правила свободной конкуренции и не позволяет многим телекомпаниям получать «картинку» с матчей Лиги. В Евросоюз только в последнее время поступило более 60 критических замечаний и предложений от телеканалов, руководителей клубов, агентов по продаже спортивных прав относительно несправедливого распределения телекартинки Лиги чемпионов. По сути, ЕС добивается раздробления целостных эксклюзивных европейских телепакетов. В России сначала матчи Лиги могло показывать только ОРТ, затем права перекупил НТВ (сублицензию у которого приобрел НТВ ПЛЮС). Остальные же телекомпании, от поселковых студий до федерального канала, не имели доступа к трансляциям.
Камнем преткновения в этой ситуации стал вопрос о прибылях команд, которые с дроблением телепакетов непременно упали бы. Именно сумма призовых, которые получают по итогам розыгрыша Лиги лучшие клубы Европы, и вызвала конфликт между УЕФА и так называемой группой G-14, которая обещала поднять гонорары победителям до невероятной суммы в 100 миллионов долларов! А, скажем, мадридский «Реал», выиграв турнир весной 1998 года, заработал только 13,8 миллиона. УЕФА заверил, что деньги будут найдены. И нашел, заключив договор, который и вызвал негативную реакцию ЕС.
Чтобы помочь выжить и телекомпаниям, и клубам, и были изменены правила телевизионной игры. По предварительным данным (официальные УЕФА обнародует весной), телеканалы смогут получить право показа едва ли не каждого конкретного матча. Телетрансляционный «оптовый рынок» вскоре станет розничным.