Сергей Семак в погоне за вторым золотом
ПОРТРЕТ ЗВЕЗДЫ
Два гола-красавца в Парме, дубль за сборную в матче с албанцами. «Прорвало!» — воскликнут поклонники Сергея Семака. И будут правы. Признаться, долго мы ждали повода, когда же капитан армейцев сможет отметиться в нашей традиционной рубрике «Портрет звезды». Наконец дождались. Карьера Сергея развивалась стремительно: в 12 лет он мальчишкой приехал в Луганский спортинтернат, а через четыре с половиной года оказался на карандаше у Константина Бескова. В девятнадцать Семак впервые надел капитанскую повязку. Такого в нашем футболе еще не было.
ТРУДОЛЮБИЕ И ТАЛАНТ СДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО
Еще летом, во время чемпионата мира по футболу, мне довелось поговорить с родителями Сергея. Они очень переживали за своего сына, отправившегося защищать честь не только страны, но и семьи, в которой вырос, города, где родился, школы, где учился. «Мы смотрим на футбол несколько другими глазами, — говорила мне тогда мама Сергея Валентина Федоровна. — Переживаем страшно за его команды, но все внимание уделяется, безусловно, только ему. Я просто уверена, Сережа обязательно себя проявит не только в ЦСКА, но и в сборной России».
Когда после матча сборных России и Албании я вновь позвонил в Луганскую область, где живут родители Сергея, то услышал на другом конце провода восторженный и эмоциональный возглас его мамы: «Видите, мы нисколько не сомневались в успехе сына. Всей семьей смотрели отборочные матчи российской команды. Нельзя описать словами испытываемые нами чувства в моменты, когда Сережа забивал голы. Это что-то невероятное! Если человек профессионально относится к своей работе, вкладывает в нее душу, удача не может обойти стороной».
— Его трудолюбие, наверное, проявлялось еще в детстве? — спрашиваю Валентину Федоровну.
— Конечно, это так. Не помню случая, чтобы мне приходилось заставлять что-то делать Сережу. Инициатива всегда исходила от него. Он понимал, когда и что надо делать. Показательный пример — уроки. Некоторых надо заставлять сидеть над домашними заданиями. Он же сам отгонял всех и просил ему не мешать.
— Как же ему удавалось совместить несовместимые вещи — футбол и учебу?
— Исключительно благодаря трудолюбию. Других причин не нахожу, разве что талант можно добавить. Когда человек искренне хочет чего-то добиться и все для этого делает, а не сидит сложа руки и ожидая манны небесной, у него все получается.
— Когда вы заметили у сына любовь к мячу?
— Как только Сережа научился ходить, любимой игрушкой стал маленький мячик. С ним играли еще старшие братья. Не скажу, что другое его не интересовало, но мячику внимание уделялось повышенное.
— Много стекол в доме перебил?
— Признаться, такого за ним не замечала. Все активные игры проходили вне дома, поэтому вазы, окна и прочие предметы остались целы.
ПАПЕ ВСЕ СРАЗУ СТАЛО ЯСНО
Если на маме в основном лежали дела хозяйские, то основным воспитанием сына, когда тот стал на ноги, занимался отец. Родителям вообще было непросто, ведь помимо Сергея у них росли еще четыре сына. Каждый требовал к себе особого внимания и заботы.
— Я достаточно быстро увидел особую тягу Сережи к мячу, — рассказывает папа Богдан Михайлович. — Он был для него больше чем обычная игрушка. Знаете, как бывает: дети во что-то играют, потом им надоедает быстро, и они находят себе другое занятие. У него же все было иначе. С мячом мог возиться часами и не уставал. Ближе к десяти годам стало ясно, что из сына может получиться футболист. Впоследствии стали отдавать этому все силы.
— Насколько мне известно, самый сложный для вас период наступил летом 1988 года…
— Да. Когда Сергею исполнилось 12 лет, встал вопрос о его переезде в Луганский спортинтернат, один из сильнейших на Украине. Это означало, что мальчик в таком возрасте становится самостоятельным и, по сути, покидает дом. Для развития и роста ему это было необходимо, но попробуйте убедить в этом мать!
— Как сейчас помню, у меня из глаз текли слезы, когда заходил разговор об отъезде, — подтверждает Валентина Федоровна. — Как можно в таком возрасте отпускать сына?! Но в Сереже я была уверена, поэтому быстро поняла необходимость такого шага, и долго уговаривать меня не пришлось.
Если мнения родителей поначалу разделились, то сам Сергей Семак нисколько не сомневался в своем решении заканчивать школьную программу, попутно получая футбольные уроки в спорт-интернате: «Я поставил перед собой цель и должен был во что бы то ни стало ее выполнить. В крайнем случае, если получил бы отказ, сел бы в автобус и уехал из дома — настолько мне тогда хотелось играть в футбол. К счастью, до крайностей не дошло, поскольку отцу удалось переубедить маму».
С этого момента у будущей звезды российского футбола началась другая жизнь. Ранний подъем, завтрак, учеба, тренировки, домашние задания… И так каждый день.
— Конечно, приходилось тогда нелегко, — вспоминает Сергей, — но когда все делаешь в радость, особой усталости нет. Наоборот, получаешь удовольствие от общения с друзьями, учителями, тренерами. Всех их вспоминаю с особой теплотой, ведь благодаря им, а также при помощи родителей я смог чего-то добиться в жизни.
— С какими чувствами покидали родной дом в двенадцатилетнем возрасте?
— Я и сейчас, когда мне 26 лет, отношусь к разного рода переездам негативно. Не люблю покидать насиженных мест. Что уж говорить о том времени. Немного опасался, но спустя неделю понял: все будет хорошо.
— Какими были впечатления от учебы в Луганске?
— Как сейчас помню, у нас была очень веселая и дружная компания. Я, Шутов, Поцхверия, Гетьман здорово проводили время. И наставники у нас были хорошие. Жаль, не удается с ними пообщаться в последнее время. Вроде людей не забываешь, а позвонить или тем более подъехать времени нет совсем. Кругом одни заботы — футбол, семья и разного рода проблемы съедают все свободное время.
СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК
Одним из тренеров Луганского спортинтерната, оказавшим наибольшее влияние на становление Семака как футболиста, стал Владислав Глухарев. Именно он со своими помощниками больше всех возился с талантливым мальчишкой. Впрочем, слово «возился» здесь не совсем уместно, поскольку Сережа был примером для всех.
— Не поверите, но после первого же просмотра паренька я испытал огромную радость — именно таких талантливых ребятишек мы и стараемся искать по всей Украине, — признается Владислав Петрович. — Сережа сразу поразил своей великолепной техникой обращения с мячом и ловкостью. Он был невысокого роста, что делало его очень юрким.
— Родители были в восторге от трудоспособности Сергея. А как он проявил себя на тренировках?
— Могу говорить только в хороших тонах — на футбольном поле и вне него Сережа был образцом для подражания. Наверное, такое отношение к делу дается человеку от природы. Он ведь не только на занятиях работал до седьмого пота, но и в учебе проявлял недюжинные способности. Лучше всяких слов за него говорит только один факт: Сергей окончил школу с золотой медалью.
— Такое частенько встречается в вашем учебном заведении?
— Признаться, не часто. Так что в историю нашего спортинтерната Семак вошел.
— На какую позицию вы отрядили юного футболиста?
— Ему бессмысленно было подыскивать определенную позицию, поскольку с его данными можно успевать везде. И в защите отрабатывать, и голы забивать. Я его так и называл — свободный художник. Он умел буквально все. Мне доставляла истинное удовольствие его игра.
— Он был вашим любимчиком?
— Конечно, к талантливым ребятам относишься более тепло, но открыто показывать это нельзя. Есть ведь и другие, которые считают себя не хуже. Кстати, как мне известно, Сергея некоторые недолюбливали в группе, поскольку он добивался хороших результатов. Выражаясь обычным языком, завидовали парню.
— Проблем в этой связи у него не возникало?
— На моей памяти нет, но, как психолог, я понимал и чувствовал это.
— Каких успехов помимо золотой медали за учебу добился в интернате ваш ученик?
— Во всех турнирах, где участвовала его команда, он был заметным лицом. Много забивал, раздавал голевые передачи. Главное же — он рос как футболист.
— Другие школы его не пытались у вас переманить?
— Тогда было не принято «красть» ребят. К тому же наш интернат до сих пор считается одним из самых престижных.
СЕРГЕЙ ВОШЕЛ В РЯДЫ ДОСТОЙНЫХ
Судить о престижности того или иного учебного заведения можно по его выпускникам. Когда я услышал фамилии наиболее знаменитых, сразу понял: сюда можно отдать и своего ребенка. Рассказывает нынешний директор Луганского спортинтерната Анатолий Скалаух.
— Из футболистов, уже закончивших свою яркую футбольную карьеру, можно вспомнить Сергея Андреева, Александра Заварова, Сергея Юрана. Из ныне действующих — спартаковца Артема Безродного, экс-спартаковца Эдуарда Мора. Также прошли через наши стены Геннадий Зубов, выступающий за «Шахтер», Мамука Поцхверия, привлекавшийся в сборную Грузии. Большое количество наших воспитанников выступает в украинском чемпионате, а некоторые команды, как, например, «Заря», полностью укомплектованы футболистами спортинтерната.
— То есть вы доводите ребят до команды мастеров?
— Это является нашей основной задачей.
— Сейчас есть перспективные футболисты?
— Конечно. Например, Семак.
— Один из братьев Сергея?
— Верно. Николай учился до недавнего времени в десятом классе и проявлял себя с самой лучшей стороны.
— Почему вы говорите в прошедшем времени?
— Примерно месяц назад Сергей перевез брата к себе в Москву, и способный паренек проходит теперь стажировку в ЦСКА. Кстати, Николай является копией старшего брата не только внешне, но и в игровом плане.
— Вы держите обиду?
— Нет. Для нас главное — чтобы мальчик развивался и рос. Сергей связал судьбу с Москвой, поэтому желание видеть рядом родственников логично.
А вот что думает по этому поводу сам Сергей.
— Полагаю, в Москве Николаю будет легче раскрыться как футболисту. Нельзя говорить, что я хотел бы пропихнуть родного брата в ЦСКА. В любом случае все зависит от него самого, от того, как себя проявит. Я могу его только порекомендовать, в футбол же играть за него не буду. Наш тренер-селекционер Валерий Четверик дал положительную оценку после его просмотра, так что посмотрим, как дела у Коли пойдут дальше.
БРАТСКАЯ СВЯЗКА НАВОДИЛА УЖАС
Еще один брат Сергея — Андрей выступает сейчас в клубе второго российского дивизиона «Витязь» (Крымск). В свое время братская связка наводила ужас на соперников.
— Нам доставляло огромное удовольствие, если доводилось сыграть в одной команде, — рассказывает Андрей Семак. — В основном это происходило на уровне детско-юношеской школы, когда играли в мини или на турнирах «Кожаный мяч». Серега играл в нападении, а я чуть глубже. Взаимопонимание было идеальным. Забивали с пасов друг друга мы очень много. Потом наши пути редко пересекались.
— Сергей рассказывал, что постоянно выступал за команды 75-го года рождения, хотя сам на год младше.
— Да, я как раз сам 1975 года рождения, и мы могли играть вместе, если бы меня тоже не брали в более взрослую команду. Такое забавное стечение обстоятельств имело место на протяжении примерно пяти лет. Мы тогда очень много времени посвящали футболу — практически целый день гоняли мяч. Даже тренировок нам было мало: приходили домой, обедали и снова бежали на поле.
— Когда же Сергей успевал учиться, раз все свободное время уходило на футбол?
— Все зависит от человека. Если он поставил перед собой цель — обязательно ее добьется, как бы занят ни был. Мы порой не замечали, когда Сережа брался за учебники.
— Когда вы поверили, что реально можете стать профессиональными футболистами?
— И я, и Сережа еще в детстве бредили футболом и представляли, как будем выступать на высшем уровне. Ничего невозможного в этой жизни нет.
— Однако брату удалось достичь уровня сборной, а вы пока выступаете в клубе второго дивизиона…
— Но ведь кто-то должен там играть. Такого не бывает, чтобы все без исключения добивались огромных высот. Я лично к этому спокойно отношусь.
— А к тому, что вас постоянно сравнивают с братом? Не хотелось бы быть самим собой?
— А зачем нас сравнивать, раз мы на разном уровне выступаем.
— Хотелось бы еще поиграть с Сергеем в одной команде?
— Разве только в сборной России. (Улыбается.) Если серьезно, то, когда встречаемся во время отпусков или выходных, обычно так и делаем. Есть места, где наша связка по-прежнему действует.
УЕХАЛ В МОСКВУ… И НЕ ВЕРНУЛСЯ
Когда Сергею исполнилось шестнадцать лет, он со своей луганской командой приехал на очередной турнир в Москву. Его тренер Владислав Глухарев до сих пор с горечью вспоминает те дни, когда юный Семак приглянулся самому Константину Бескову, возглавлявшему в ту пору «Асмарал». Почему, спросите, с горечью? Казалось бы, что может быть почетнее — воспитать парня и отдать его в хорошие руки? Однако ответ Глухарева был прост: «Украина потеряла великого футболиста. Был бы он для нас таким же, как Шевченко». В Луганск Семак больше не вернулся.
Хотя выступать под руководством Бескова Семаку не довелось (он играл за фарм-клуб «Асмарала» — «Пресню»), дальнейшее его продвижение было стремительным. В 19 лет подающий надежды футболист перебирается в ЦСКА, где вскоре надевает капитанскую повязку. Сейчас уже трудно представить армейскую команду без своего лидера. Лидера, когда-то уже примерявшего золотую медаль. За учебу. На очереди медаль за достижения в футболе. Может, и она окажется золотой?
НАША СПРАВКА
Сергей СЕМАК, полузащитник.
Родился 27 февраля 1976 года в селе Сычанское Ворошиловградской (ныне Луганской) области.
Рост 177 см. Вес 74 кг.
Выступал за команды «Пресня» (Москва) – 1992 г.; «Карелия» (Петрозаводск) – 1992 г.; «Асмарал» (Москва) – 1993–1994 гг.; В ЦСКА (Москва) с 1994 г.
В чемпионатах России провел 232 матча, забил 56 мячей.
В чемпионате России-2002 провел 20 матчей, забил 5 мячей.
Серебряный призер чемпионата России 1998 г.
Бронзовый призер чемпионата России 1999 г.
Обладатель Кубка России 2002 г.
Финалист Кубка России 2000 г.
В составе сборной России провел 34 матча, забил 3 мяча.