Вкусная считалочка
ГРАНИ ГОЛА
Спустя три недели мы возвращаемся к исследованию различных сторон гола. На очереди голевые и «сухие» серии.
Раз, два, три, четыре, пять — я продолжаю забивать.
Три, четыре, пять, шесть, семь — не пропускаю я совсем…
Прости меня, читатель, за это проявление детсадовского искусства, но лучшего эпиграфа для опуса на тему «Долгоиграющие футбольные страсти» я не нашел. Была задача просторечием завлечь, чтобы потом накрыть тяжестью сериальной жвачки, вот и блеснул рифмоплетством.
Впрочем, со жвачкой это я погорячился. В отличие от телевизионных «Санта-Барбар» и «Вечно плачущих богатеев» футбольные сериалы никогда не приедаются. Не превращаются в подобие ежедневного антидепрессанта — лишь бы челюсти ходили. Наоборот! С каждой следующей серией вкуса только прибавляется. Интерес заставляет сжимать карандаш и делать в столбик вычисления — рекорд близок! И ломать голову: как же это ему удается столько забивать (не пропускать)?
Скажем «нет» нагромождениям мыслей! Скажем «нет» глобализму выводов! Все элементарно: человек просто выходит и забивает. Еще и еще. Или не пропускает. Игру, вторую, третью… А потом обрывается серия. Или нет. Чтобы «продолжать банкет» футболисту следует (наверняка сейчас ждете: работать, работать и работать) просто… еще раз забить. Или еще раз не пропустить. Только и всего! Максим Левицкий по этому поводу точно высказался: «Старайся, потей, думай не думай, а как на поле будет — игра покажет. Опять сухим уйдешь или полную кошелку завалят…» И никаких крибле-крабле-бумс. Или забил и поставил себе еще один плюсик в зачетку, или жди новой серии.
Конечно, смиренно наращивать рекордные показатели вам не дадут. И первым помешанным на играх с цифрами станешь ты сам. Оказаться рекордсменом, внести свое имя в историю кто ж не захочет. Футбол и амбициозность — нельзя представить одно без другого. Но есть одна вещь, которая способна утихомирить «статистическую горячку». Ре-зуль-тат! Сергей Овчинников: «Если человек следит за статистикой, то серия может и давить. Если же он ориентируется сугубо на результат команды, тогда индивидуальные порывы отходят на второй план. Выигрываете и выигрываете. Работа сделана, и хорошо». Вратарю, проведшему в этом сезоне 668 минут в «сухом состоянии», верить можно. Стоит только заметить, что голевая («сухая») серия подразумевает определенный класс команды. О каких рекордах может идти речь, если клуб балансирует на грани вылета?
А так, закрывая результатом (в случае с Овчинниковым — золотой гонкой) тягу к личным радостям, можно схватить сразу двух зайцев: выгоду командную и выгоду личную. Медальку — в купе с «вкусной» считалочкой.
«СУХАЯ» ТРОЙКА
Виктор БАННИКОВ, «Динамо» (Киев), 7.08.67 — 17.04.68 — 1122 минуты.
Защитники: Турянчик, Соснихин, Щегольков, Островский.
Лучший вратарь страны — 1964, 1970.
Первый президент Федерации футбола Украины. Этот пост занимал до 1996 года. В апреле прошлого года умер от рака.
О своем рекорде «летающий вратарь» (Банников в 18 лет выполнил норматив кандидата спорта по прыжкам в высоту — 195 см) узнал только в 50 лет. Считал, что это и к лучшему. «Могли сглазить, как Нигматуллина…» Был убежден, что Руслану не удалось превзойти его результат из-за шумихи: «У вратаря «Локо» сформировалась идея фикс: «Иду на рекорд… Иду на рекорд…» К тому же нельзя сравнивать защитников, с которыми я играл (Турянчик! Соснихин! Островский!) с оборонцами «Локомотива».
Юрий РОМЕНСКИЙ, «Динамо» (Киев), 26.06.80 — 18.10.80 — 1098 минут.
Защитники: Лозинский, Демьяненко, Журавлев, Каплун, Балтача.
По опросу газеты «Одесса-Спорт» был признан лучшим вратарем одесского «Черноморца» за всю историю клуба. Достижение Роменского ценно вдвойне: киевское «Динамо», в котором ему довелось выступать, переживало трудный период смены поколений. Ушли такие мастера, как Мунтян, Рудаков, Трошкин, Решко, Фоменко, Онищенко. Пришли молодые футболисты — Бессонов, Балтача, Журавлев, Демьяненко, Лозинский, Евтушенко... Однако это не помешало питомцам Лобановского стать чемпионами страны в 1980 году, а Роменскому достичь результата в 1098 «сухих» минут. В ответ на лестные высказывания в свой адрес Роменский (кстати, в этом году отпраздновавший 50-летие) любит повторять: «Совершенных людей нет. Только Бог совершенен».
МАКСИМ ЛЕВИЦКИЙ, «Черноморец» (Новороссийск), 8.11.99 — 12.06.2000 — 810 минут.
Защитники: Жиров, Анатолий Морозов, Чуйссе, Снытко.
Максим признался, что часто вспоминает ту новороссийскую серию. Считает, что в ней была «виновата» вся команда. «Мы уже тогда применяли модную ныне схему игры с двумя опорными полузашитниками».
Интересно, что «размочил» Левицкого… Егор Титов. Этим футболистам всего через полгода суждено было стать партнерами — Левицкий транзитом через «Сент-Этьен» пришел в «Спартак». На вопрос, не подкалывает ли Максим своего капитана, вратарь ответил: «Да бывает, вспоминаем. Я ему говорю: «Что ж ты, Егор, не мог тогда в штангу попасть?» А он: «Извини, Макс, там в штангу сложнее было угодить, чем в ворота (улыбается)».
МНЕНИЕ
Игорь Чугайнов, защитник «Локомотива» 1994 – 2001 гг.:
– Все способствовало рекордной серии Нигматуллина: хорошая форма самого Руслана, удачная игра обороны, и без фарта не обошлось. Хотя чем ближе была рекордная планка, тем сильнее давил груз ответственности. Пресса шумиху подняла… На тренировках мы пытались раскрепоститься, выкинуть все из головы, подшучивали над Русланом: «Смотри, еще один матч «сухой» сыграем — должен будешь». Или: «Вот завалим кого-нибудь в штрафной, тогда и посмотрим, как ты рекорд установишь». Увы, превзойти результат Банникова нам не удалось. Остановились на отметке 940 минут.