Пиренейский царь из подмосковной Лобни
ПОРТРЕТ ЗВЕЗДЫ
Сегодня даже нелепая травма, полученная накануне чемпионата мира, вряд ли способна разрушить созданный Александром Мостовым образ одного из самых успешных и удачливых российских легионеров. А между тем свой путь в большом футболе Царь (такое «говорящее» прозвище дали ему коллеги) начал в скромной «Красной Пресне», с которой работал тогда молодой тренер Олег Романцев. А потом были «Спартак», «Бенфика», «Канн», «Страсбур», «Сельта», наконец. Мы предлагаем вам взглянуть на биографию Мостового глазами людей, которые имеют к ней непосредственное отношение и сами знают о футболе отнюдь не понаслышке.
ДЕСЯТЫЙ НОМЕР ДОСТАЛСЯ ОТ ОТЦА
— Саша оказался у нас с женой единственным ребенком в семье, — рассказывает отец лидера сборной России Владимир Яковлевич Мостовой. – И мы конечно же уделяли ему максимум внимания. Но он никогда не был избалованным и капризным. Общение с ним получалось легким – он быстро научился внимательно слушать собеседника.
— Интерес к футболу у него когда появился?
— Он очень рано полюбил возиться с мячом во дворе. Но долгое время мы не спешили отдавать его в спортшколу. Мы жили в подмосковной Лобне, и лично меня вполне устраивало уже то, что сын не шатался без дела по улице, а играл в футбол.
— Мальчишки ведь часто заигрываются до темноты. Вам не приходилось сына разыскивать на улице?
— Нет, конечно. Я знал, что Саша дорогу со стадиона домой всегда найдет. Я ведь его лет с пяти на матчи с собой брал, поскольку сам играл за местный клуб в первенстве «Урожая». Кстати, у нас тогда довольно интересная команда подобралась. В ней играли, к примеру, Виктор Егорович, выступавший позже за «Спартак», и Владимир Жигунов, будущий зенитовец. У меня тогда в клубе был 10-й номер. Его же потом и Саша выбрал… Любопытно – я ведь однажды чуть в «Спартаке» не оказался. Наша команда обыграла в товарищеском матче «Спартак» – 3:2, а я забил в нем два мяча. Никита Павлович Симонян мной и заинтересовался. Однако наш тренер «не растерялся» и сказал, что мне уже 32 года, сразу 8 лет приписав. Ну, и Симонян, разумеется, тогда сразу интерес потерял к моей персоне.
— Вы следили за тем, как сын делает первые шаги в футболе?
— Очень внимательно. Я даже еще когда он в «Кожаном мяче» участвовал, ездил с его командой по стране на зональные турниры. Видел, что у него неплохо получается. И в конце концов мы с женой решили отдать Сашу в спортшколу.
— Армейскую. Вы в то время симпатизировали ЦСКА?
— Нет, клубные пристрастия здесь оказались ни при чем. Просто на армейский стадион на Песчаной улице нам было удобнее добираться из Лобни. Электричка приходила на Савеловский вокзал, откуда на Песчанку шел троллейбус. Просматривали мальчишек перед набором в учебные группы школы ЦСКА знаменитые Алексей Гринин и Альберт Шестернев. Сын успешно прошел отбор. Так в одиннадцать лет Саша стал армейцем.
— Кроме футбола у него в школьные годы были какие-то увлечения?
— Ему очень нравился еще и хоккей. И довольно долго Саша им тоже занимался в армейской школе. Мы с женой все беспокоились, что зимой он постоянно мерзнет в долгой дороге на стадион. Но его занятиям хоккеем все же не препятствовали. А потом уж Саша сам сделал выбор в пользу футбола.
НЕЗАБИТЫЙ ПЕНАЛЬТИ ЕДВА НЕ СТАЛ РОКОВЫМ
Дольше других специалистов в армейской спортшколе с Сашей Мостовым работал заслуженный тренер России Евгений Николаев.
— Когда я начал работать с группой, в которой занимался Александр, он был уже вполне сформировавшимся для своих лет футболистом, — вспоминает Евгений Александрович. – У него просматривались отличные задатки. Правда, до шестнадцати лет он не попадал даже в сборную Москвы. Однако я никогда не сомневался, что Мостовой способен заиграть на высоком уровне.
— Что придавало вам такую уверенность?
— Понимаете, я не придавал большого значения тому, что Саша не выглядел на поле так ярко, как, к примеру, его сверстник Сергей Кирьяков. Но зато он всегда выделялся своей колоссальной надежностью в игре. Мостовой уже в школьные годы умел дорожить мячом, распоряжаясь им очень грамотно. Словом, в его игре практически не было провалов. Он обладал какой-то не детской рассудительностью. Саша довольно поздно пришел в нашу школу. Но большой опыт дворового футбола, я думаю, пошел ему на пользу. Он сохранил свое видение игры, а в задачи тренеров входило помочь ему развить свои лучшие качества.
— С Мостовым-школьником вам легко было наладить человеческий контакт?
— Да, вполне. Саша рос удивительно коммуникабельным парнем. Он старательно накапливал советы преподавателей, хотя не останавливался и в саморазвитии. Я, со своей стороны, чувствуя его ответственность, при необходимости шел ему навстречу. К примеру, в тех случаях, когда Саше нужно было перекроить время тренировок из-за занятости в хоккейной группе. Меня это не беспокоило, поскольку я знал, что он и от сверстников-футболистов не отстанет.
— Отец Александра тоже довольно серьезно занимался футболом. Вы придавали этому какое-то значение?
— Гены родителей, безусловно, нельзя не учитывать. Правда, существует распространенное мнение, что на детях великих «природа отдыхает». Может, и так. Однако ведь отец Мостового не играл на высшем уровне. Зато у него была соответствующая «закваска». И можно сказать, что Саша смог усовершенствовать то, что заложил в него отец. И получилось это у него здорово.
— Скажите откровенно, вы уделяли юному Мостовому больше времени на тренировках, чем остальным мальчишкам?
— На мой взгляд, тренеры, утверждающие, что у них никогда не было любимчиков, явно лукавят. Всегда ведь есть в группе мальчишки, которые своим талантом, усердием на тренировках вызывают особую симпатию. И, естественно, к ним начинаешь относиться наиболее внимательно. Не скрою, Саша был в числе именно таких ребят. Но я вовсе не стремился при этом держать его под пристальным контролем. Прежде всего, в мою задачу входило помочь ему реализовать свой талант, а не зарывать его постоянными придирками.
— А был ли в школьной жизни Мостового эпизод, который радикально повлиял на его будущее в футболе?
— Я сейчас припоминаю случай, наоборот, едва не перечеркнувший футбольную биографию Александра. В 94-м году наша команда участвовала в турнире памяти Всеволода Боброва. В решающем матче ЦСКА встречался с тбилисским «Туно». Дело дошло до серии пенальти. При счете 5:4 в пользу соперников Саше довелось исполнять последний удар. Он вышел к мячу и уверенно отправил его в сетку. Но судья вдруг попросил его перебить из-за того, что... вратарь соперников сдвинулся с места до удара! Саша ударил в другой угол и промахнулся, после чего упал на «поляну». Я его смог поднять с земли только минут через десять – у парня была форменная истерика. Тогда 15-летний Мостовой решил проститься с футболом. Я его не стал сразу же разубеждать. Но позднее, когда Саша пришел в себя, постепенно начал вытаскивать его на тренировки. И он вскоре вновь почувствовал вкус игры. А затем стал быстро прогрессировать.
— Но после окончания школы приглашение в армейскую команду он не получил…
— Да, так уж случилось, что тренеров ЦСКА он не заинтересовал. Тогда я созвонился с Олегом Романцевым, работавшим в то время с «Пресней», и Саша оказался в его команде. А в 90-м, уже будучи спартаковцем, Мостовой в составе сборной Союза стал победителем молодежного первенства Европы. В той команде играл и еще один мой воспитанник – Миша Еремин. Вскоре после успеха нашей молодежки мне было присвоено звание заслуженного тренера страны.
— Сейчас вам часто удается пообщаться с Александром?
— Нет, не часто. Он ведь бывает в России крайне редко. Но, разумеется, я внимательно слежу за его игрой, радуясь всем победам своего воспитанника.
ЗА САШУ ЗАСТУПАЛСЯ СТАРОСТИН
— В начале 86-го Саша играл на Мемориале Гранаткина в составе юношеской сборной Союза, с которой работал тогда Анатолий Бышовец. Однако через полгода он оказался не в ЦСКА, чья школа воспитала его, а в скромной «Пресне», — начал рассказ о причудливых виражах судьбы Александра во взрослом футболе Мостовой-старший. – А вскоре сына пригласили уже в «Спартак». Наверное, в этом нет ничего удивительного — у Бескова, тренировавшего тогда красно-белых, всегда был наметан глаз на перспективных молодых игроков. Однако для Александра приглашение в «Спартак» стало настоящим сюрпризом – он об этом даже не мечтал. А вот я, когда сын оканчивал школу, не сомневался, что он сможет проявить себя на высоком уровне. Очевидно, родительское чутье подсказывало.
— О возвращении сына в ЦСКА вы с тех пор, наверное, уже не думали?
— Нет, разумеется. Хотя в армейском клубе подобные планы вызревали. Анатолий Башашкин, с которым мы довольно часто общались, мне даже однажды пообещал, что Александра непременно призовут в армию (он тогда только-только в «Спартак» перешел). Но Николай Петрович Старостин был достаточно влиятельным человеком, чтобы этого не допустить. И Саша продолжил играть там, где ему хотелось.
— Вы часто наблюдали игру Александра с трибуны?
— Конечно, пока он играл на родине, я старался не пропускать домашние матчи с его участием. Больше того, мы с женой, бывало, и в Тарасовку наведывались во время предыгровых сборов «Спартака» и наблюдали тренировки команды. Романцев против таких визитов не возражал, наоборот, был очень общителен с нами.
— А он не беспокоился, что, приезжая в Тарасовку, вы перекормите Александра домашними деликатесами?
— Ну, это было исключено. Кое-какие гостинцы мы, конечно, привозили, но особо с ними не усердствовали – понимали, что на спартаковской базе футболистов и так кормят всем необходимым. К тому же и сам Саша просил не что-то поесть привезти, а собрать побольше новостей о делах его школьных друзей. У них была очень дружная компания, хотя теперь, конечно, они встречаются совсем редко.
— Как бывший футболист, вы можете позволить себе упрекнуть сына за какой-то неверный ход на поле?
— Ни в коем случае! Наоборот, я ведь понимаю, что такое футбол и как сложно выполнить на поле классный прием. Все знают, что нужно делать на поле, но не у каждого это получается. Да, что говорить, даже Пеле ведь, случалось, промахивался из выгодных положений. Так что сына за неудачи я никогда не ругал – ни в его школьные годы, ни теперь.
СВОЮ «ПОЛОВИНУ» НАШЕЛ ВО ФРАНЦИИ
— В «Спартаке» Александр выигрывал золото первенства страны, показал себя в Кубке чемпионов, пробился в национальную сборную. Вы не считаете, что именно в составе российского чемпиона он достиг пика своей карьеры?
— Если и достиг, то только одного из двух – отечественного. Но после его отъезда за границу ему предстояло доказать свою профпригодность в западном футболе. А это удавалось далеко не всем российским игрокам. Не все гладко складывалось там поначалу и у Саши. В «Бенфике» и «Канне» он только адаптировался к жизни на Западе. А вот в «Страсбуре» он уже сумел как следует зарекомендовать себя. И оттуда его ведь ни в какую не хотели отпускать. Ну а последние пять лет Саша остается одним из ведущих игроков «Сельты». А такая роль в клубе, который занимает серьезные позиции в авторитетном национальном чемпионате Испании, на мой взгляд, дорогого стоит.
— Свою «половину» Александр тоже нашел за границей – во Франции. Вы с женой не расстроились, что не довелось погулять на традиционной русской свадьбе сына?
— Ничуть. Мы очень рады за Сашу, что у него есть крепкая и счастливая семья. Они со Стефани подарили нам двух внуков. Мы с женой хотя бы раз в год выбираемся к ним в гости во Францию или Испанию. А свадьба – это всего лишь ритуал. Сейчас ведь часто бывает так, что люди просто живут в гражданском браке и чувствуют себя прекрасно.
— Вы уж извините за следующий вопрос: когда на первой же минуте матча с югославами на Кубке LG Александр травмировал бедро, что вы почувствовали?
— Что тут говорить – сердце защемило, конечно. Очень за сына переживал. Я ведь на следующий день сел за руль и сам отвез Александра в ЦИТО, где нас поджидал врач сборной Юрий Васильков. Правда, медики нас успокоили – травма оказалась не очень опасной. Но сыграть на чемпионате мира сыну так и не довелось. Жутко обидно. «Готовился вместе со сборной как ее полноправный игрок, а съездил в Японию как турист», – сам Саша так говорит. А почему так получилось? Теперь уже, конечно, бессмысленно рассуждать. Но я все-таки считаю, что не стоило в том майском Турнире четырех Александра и других легионеров-ветеранов заигрывать. Они тогда ведь только-только завершили сезон в своих клубах и начали работать в сборной на фоне усталости. Если бы имели побольше времени для отдыха, то наверняка к чемпионату мира были бы в полном порядке.
— А каковы, по-вашему, все-таки истинные возможности российской сборной?
— Я все-таки считаю, что она была способна достойно проявить себя на минувшем чемпионате мира. Все ведь могло случиться иначе, завершись иначе некоторые ключевые игровые моменты встреч с японцами и бельгийцами. И тогда мнения о ее выступлении наверняка высказывались бы совсем иные.
— В обновленной сборной вы себе Александра можете представить?
— Состав сборной определяют только тренеры. Им ведь многие нюансы надо учитывать. А как непосредственный свидетель могу сказать, что Александр, отдохнув, к сезону здорово подготовился. Я ведь летом два месяца провел с сыном в Испании и Португалии, где «Сельта» участвовала в тренировочных турнирах. Так она там и «Бенфику», и «Порто» обыграла. А потом еще и «Пари Сен-Жермен» разгромила – 4:1, хотя тот уже к тому времени стартовал во французском чемпионате и был «на ходу». Саша в той игре два гола забил. Так что уверенный старт «Сельты» в национальном первенстве меня не удивил.
ДОСЛОВНО
«По-прежнему готов играть за сборную, если буду ей нужен, несмотря на то, что в одной из российских газет недавно опубликовали мое интервью, где я, якобы, утверждал, что больше не хочу выступать в национальной команде. Если бы я действительно принял такое решение, то официально объявил бы о нем на страницах «Советского спорта». У меня такая возможность была не раз, но я этого не сделал, поскольку считаю, что играть за сборную – почетная обязанность для любого футболиста. Если, конечно, он соответствует ее уровню и востребован тренерами команды».
Александр МОСТОВОЙ
«На мой взгляд, тренеры, утверждающие, что у них никогда не было любимчиков, явно лукавят. Всегда ведь есть в группе мальчишки, которые своим талантом, усердием на тренировках вызывают особую симпатию. И, естественно, к ним начинаешь относиться наиболее внимательно. Не скрою, Саша, был в числе именно таких ребят».
Евгений НИКОЛАЕВ, тренер
МЕЖДУ ТЕМ
В набирающем ход чемпионате Испании «Сельта», за которую уже седьмой сезон выступает Александр Мостовой, в четырех турах одержала три победы и один матч завершила вничью. В турнирной таблице она сейчас занимает второе место. А российский Царь успел записать на свой счет два гола.