Весла и футбол
Итак, неделю назад я начал рассказ о том, как 8 июля 1923 года болельщики элитарных клубов решили проучить «плебеев» из «Васко да Гама» во время матча этой команды, состоящей сплошь из негров и мулатов, с «Фламенго». Фанаты «Менго» пронесли на трибуну стадиона сотни весел: напомню, что клуб этот еще до появления в нем футбола активно культивировал парусный и гребной спорт. И с момента своего основания в 1895 году он именуется «Клуб регат Фламенго».
И этими веслами прямо там, на трибунах, торседорес «Менго» принялись избивать «васкаинос» каждый раз, когда те пытались подбадривать свою команду. Кажется, это был первый в истории случай такого жестокого столкновения торсид прямо на трибунах. За пределами стадиона стычки уже случались, но на трибуны эта война перекинулась именно с того памятного дня. А поскольку полиция не была готова к такому неожиданному казусу и ничего не предприняла для предотвращения избиения, беззащитная торсида «васкаинос» сникла, перестала поддерживать свою команду. Игроки «Васко» почуяли что-то недоброе, утратили боевой задор и… проиграли.
По окончании поединка (он был выигран «Фламенго» 3:2 при явном попустительстве судьи Карлито Роша, который не засчитал абсолютно верный гол «васкаинос» на последних минутах) ликующие фанаты «Менго» организовали торжественный автомобильный (100 машин!) парад. Они шли через весь город от раскидистых пальм пляжа Фламенго через богемный, славившийся хулиганистым нравом своих обитателей квартал Лапу. Там был забросан камнями и бомбами португальский бар Капела. Затем радостные фанаты проехали по улицам Эваристо Вейга, авениде Рио Бранко, через площадь Республики к площади 11 июня. Мимоходом они разгромили португальскую пивную «Виктория», в которой «васкаинос» обычно отмечали свои славные победы.
Свирепо сигналя, гремя барабанами и взвизгивая трубами, этот кортеж плыл под овации толпившихся на тротуарах зевак, и при его приближении в панике закрывались лавки португальцев, задвигались шторы, спускались жалюзи и ставни. Португальские лавки, которые не успели вовремя закрыться, сильно пострадали: кого-то подожгли, кому-то расколотили витрины. Над входом в штаб-квартиру «Васко» близ пляжа Санта Лузия был подвешен двухметровый башмак, служивший до того рекламой португальского обувного магазина на улице Катете. А на шею бронзовому первооткрывателю Бразилии знаменитому португальскому мореплавателю Педро Альваресу Кабралу подвесили гигантскую связку лука.
Поразительно, что ни полиция, ни пресса, ни то, что принято называть «общественным мнением», не осудили этого варварства, и до сих пор тот матч числится в анналах «Фла», как одно из самых славных свершений любимого клуба. Вспоминаю, с каким восторгом говорил мне об этой странице его истории один из самых авторитетных летописцев «Менго» умнейший и добрейший Иван Алвес, интеллигентный человек, талантливый журналист, вдохновенный рассказчик, с которым мы долго и крепко дружили, несмотря на абсолютное несходство наших футбольных «религий»: Иван был, естественно, фанатичным «красно-черным», а я — не менее стойким приверженцем «Ботафого».
Но — возвращаюсь в те бурные двадцатые годы, — несмотря на только что описанную неудачу в матче с «Фламенго», чемпионом Рио-1923 стал все-таки «Васко». И об этом – в одной из следующих колонок.
ЦИТАТА ДНЯ:
«Футбол восхитителен, потому что у него нет логики. Никто не угадает результата предстоящего матча. Слабый вдруг поднимется с колен, сильный захлебнется в своей самоуверенности и проиграет. В футболе всегда таится неожиданность, мгновения красоты чередуются со вспышками агрессии. Полет фантазии, блеск сюрпризов превращают футбольный поединок в игру страстей».
(А.Л.Мендес де Алмейда – бразильский писатель).