«Башашкиным будешь?»

null
news

ПАМЯТЬ

Анатолий Башашкин на протяжении нескольких сезонов был сильнейшим центральным защитником в нашем футболе. Рослый, внушительный, он царил в штрафной площади, как бы олицетворяя собой защитника-стену, о которую разбиваются волны атак. Мало кто умел так подстраховывать партнеров – защитников и полузащитников, как Анатолий. Он умело взаимодействовал со своими вратарями – Никаноровым, Чановым и Разинским в ЦСКА, а в сборной СССР – с Ивановым и Яшиным.

В обороне, не в пример своему славному предшественнику Кочеткову, позволявшему иногда вольности в действиях, Башашкин всегда был строг и четко выполнял тренерские наставления.

Когда 23-летний Анатолий Башашкин был принят в ЦДКА, «команду лейтенантов», его поставили на место левого полузащитника. Эта позиция уже была знакома ему по игре за детские и юношеские команды, в том числе и спартаковские, а также за тбилисский Дом офицеров (москвич, он в войну проходил службу в Закавказском военном округе).

На первых тренировках Башашкин почувствовал себя совершенным новичком – в двухсторонних играх его соперниками оказались лучшие нападающие страны во главе с Федотовым и Бобровым. А тут еще Борис Андреевич Аркадьев поставил перед дебютантом армейцев две, казалось бы, взаимно исключающие друг друга задачи: опекать визави из атакующей команды и вместе с тем действовать в зоне, на определенном участке, поддерживая своих нападающих.

Через год Аркадьев предложил левому полузащитнику дубля место центрального игрока обороны в основном составе, где Башашкин с успехом заменил одного из самых видных «конструкторов» армейской футбольной брони Ивана Кочеткова.

После поражения сборной СССР на Олимпийских играх 1952 года была расформирована команда ЦДСА. Анатолий оказался в «Спартаке», где действовал в некоторых матчах неуверенно, допуская грубые ошибки. Сказывался удар, нанесенный неудачей в олимпийском турнире, и последовавший затем разгон команды ЦДСА. Но вскоре клуб возродился, и Башашкин вновь надел футболку с красной звездочкой. Его избрали капитаном команды. Кроме того, он носил капитанскую повязку и в сборной Москвы, пока ее не назвали сборной СССР. Возвращение Башашкина в ЦДСА стало началом его нового расцвета. Его с полным правом включили в сборную СССР, которая победила на Олимпийских играх 1956 года.

На футболистов ЦДКА-ЦДСА в первые послевоенные годы ходили, как в театр, любой из них был звездой – Федотов, Бобров… Башашкин тоже был в их числе. Его популярность была особого рода – он вошел в народную мифологию.

…Страждущие около винных отделов в 50-х годах, объединившись по парочкам, обращались едва ли не к каждому, подходившему к прилавку: «Башашкиным будешь?» Не третьим, а именно Башашкиным. Дело в том, что тогда центральный защитник в любой футбольной команде играл под третьим номером.

Сам Анатолий Васильевич, человек строгих правил, всегда неуклонно соблюдавший спортивный режим, поначалу возмущался, пока капитан армейцев Алексей Гринин не сказал ему: «Так это же народное признание твоего класса».

…40 дней назад на 79-м году жизни Анатолия Башашкина, одного из последних игроков легендарной «команды лейтенантов», не стало.

Новости. Футбол