Футбольный бизнес по-русски
Известно, что после распада советской командно-административной системы страна не сразу пошла по рыночному пути развития. Это касается и футбола: в России игра миллионов обрела черты цивилизованного бизнеса только после экономических реформ эпохи президента Бориса Ельцина.
НА ГРАНИ КРИМИНАЛА
При этом стартовые позиции участников футбольного рынка оказались неравными. Некоторые получили в свое распоряжение собственность (стадионы, учебно-тренировочные базы, офисную недвижимость), другие начинали с нуля. Не случайно на ведущие позиции в первых чемпионатах России выдвинулись никогда не блиставшие в советские времена волгоградский «Ротор» и владикавказская «Алания».
Президент волгоградской команды Владимир Горюнов быстро сориентировался в новых реалиях российской экономики. Волгоград в начале 90-х для футболистов из провинциальных городов казался неким Эльдорадо, где прямо в аэропорту вручали ключи от квартир и машин. Как говорят в футбольных кругах, традиция выплачивать солидные «подъемные» в России также зародилась на берегах Волги.
Еще дальше пошли в столице Северной Осетии. При мощной поддержке со стороны тогдашнего президента республики Ахсарбека Галазова в 1995 году главный тренер Валерий Газзаев собрал во Владикавказе квалифицированных футболистов не только со всей Осетии, но и из Грузии и Москвы. В тот сезон в первый и единственный раз была нарушена гегемония «Спартака» в футбольном первенстве России.
При этом надо учитывать, что раньше хозяева футбольных клубов нередко были связаны с криминалом. «Спонсорство» использовалось как механизм отмывания денег. Справедливости ради отметим: подобный подход – дела дней минувших. Сейчас криминала вокруг клубов нет.
ТРИ ПУТИ
Существует три модели ведения футбольного бизнеса в России.
1. Содержание команды одним меценатом. Классические примеры – «Локомотив» и «Торпедо». Четко выраженный хозяин «Локо» – Министерство путей сообщения. При этом клуб и сам зарабатывает успешными выступлениями в Лиге чемпионов и продажей лучших игроков. Но все же успехи команды Семина оплачены в основном пассажирами, даже теми, кто болеет за «Спартак», «Зенит» или «Аланию».
Ни для кого не секрет, что «Торпедо» существует благодаря «Лужникам» во главе с Владимиром Алешиным. Гендиректор «Лужников» являет собой пример грамотного хозяйственника. Благодаря его четкому руководству вся доставшаяся «Лужникам» в постсоветское время инфраструктура используется с максимальной отдачей, что обеспечивает постоянный и высокий доход.
2. Бюджетное финансирование. Схема проста: необходимо отыскать губернатора, который любит футбол, пробить через местную законодательную власть соответствующую цифру в областном или городском, а лучше в двух сразу бюджетах.
Такой подход – палка о двух концах. Когда в Волгограде помешанного на футболе губернатора Ивана Шабунина сменил коммунист Николай Максюта, у «Ротора» начались проблемы. Команда боролась уже не за места в еврокубках, а за выживание в высшем дивизионе. Поэтому в провинции часто используется комбинированный вариант. Прошлогоднее пятое место самарских «Крыльев» стало возможным после того, как в президентское кресло сел вице - президент «Сибирского алюминия» Герман Ткаченко. Однако стабильное финансирование волжской команды было бы невозможно без деятельного участия губернатора Константина Титова.
3. Создание акционерного общества. Наибольших успехов в плане футбольного бизнеса добились в Санкт-Петербурге. С 1993 года, когда ФК «Зенит» был преобразован в АО, число его акционеров постоянно увеличивается. Из всех российских клубов именно питерский стоит ближе всех к выходу на фондовый рынок. Правда, чтобы выйти на европейский уровень, о чем постоянно говорит господин Мутко, необходимы серьезные инвестиции. А их получение напрямую зависит от забитых мячей Александра Кержакова и филигранных передач Андрея Аршавина.
АО — оптимальная юридическая форма организации клубного хозяйства. Она дает больше возможностей для привлечения инвесторов. Как следствие клуб в состоянии сформировать более солидный бюджет.
ГОСУДАРСТВО НЕ ПОМОЖЕТ
Итак, многие наши клубы научились привлекать мощных спонсоров. Достаточно назвать, например, соглашение московского «Спартака» с «ЛУКОЙЛом» или питерского «Зенита» с «Газпромом». Ожидать же крупных государственных инвестиций в бюджеты клубов сегодня вряд ли возможно. Такова, увы, наша реальность.
По мнению председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Александра Жукова, не совсем понятно, почему государство обязано содержать профессиональный клуб. Во всем мире команды обеспечивают себя сами. Другое дело — детско-юношеский футбол. На его развитие государство должно выделять средства, так как эта сфера футбольного хозяйства не может быть рентабельной уже по определению.
КСТАТИ
Суммы спонсорских контрактов являются коммерческой тайной. По нашим сведениям, разговоры о генеральном (титульном) спонсорстве клубов российской премьер-лиги начинаются с 1 миллиона долларов.
Возьмем Турцию. Известно, что представлял собой турецкий футбол еще каких-нибудь 15–20 лет назад. А как он вырос сейчас с общим экономическим подъемом в стране! Турция переживает экономический подъем. Соответственно резко прибавили и клубы, и национальная сборная. Заработала экономика – в стране появились деньги, есть возможность приобретать классных легионеров. Да и свои игроки не уезжают. В результате футбол обретает второе дыхание.