Дело о «800 долларах»
УГЛОВОЙ
Минуло уже десять дней после того, как Евгений Сычев принес в спартаковский офис заявление об уходе из клуба своего сына. Разноголосица мнений по поводу события, всколыхнувшего весь отечественный спорт, не утихает. Но пока вывод можно сделать только один: российский футбольный мир после демарша форварда с ног на голову не перевернулся. Что радует само по себе.
А ведь именно необратимо разрушительных последствий демарша Сычева не без оснований опасались руководители «Спартака» и их коллеги из других клубов премьер-лиги. Ведь если для футболиста самым эффективным способом разрешения разногласий с клубной администрацией станет разрыв контракта с последующим приобретением статуса свободного агента, то нас вполне может ожидать своего рода локаут со стороны игроков высшего дивизиона – желающих сменить клуб на лучших условиях наверняка найдется немало.
Другое дело, что не для всех в таком случае нашлись бы соответствующие запросам предложения. И тут уж четырехмесячной дисквалификацией никого не остановишь – из-за травм игрокам иногда и гораздо дольше, увы, простаивать приходится.
Но ничего этого, судя по всему, не произойдет. Руководители клубов на заседании Совета РФПЛ поддержали спартаковцев (правовую оценку поступку Сычева КДК, впрочем, даст только 4 сентября). Зато еще на прошлой неделе мы имели возможность удостовериться, что выгодный контракт не становится единственным, уничтожающим все остальные, стимулом для ведущих российских футболистов. Имею в виду первый матч сборной под руководством Валерия Газзаева – некоммерческий, официальный лишь по статусу ФИФА, а по сути товарищеский. Но сколько же желания доказать свою профпригодность и эмоций, замешанных отнюдь не на квасном патриотизме, увидели мы в игре национальной команды со шведами!
О патриотических чувствах я заговорил вовсе не для того, чтобы выставить Дмитрия Сычева малолетним рвачем. Вполне возможно, что у него и у его отца есть свои аргументы, которые толкнули их на столь радикальный шаг. Вот только они пока игроком и его родителем так и не озвучены. В то же время не стоит всерьез воспринимать домыслы, что Сычев играл в «Спартаке» за символическую по меркам профессионального футбола зарплату в 800 долларов. По весьма достоверным сведениям, он получал в несколько раз больше (это без учета премиальных).
Что ждет Сычева в будущем? Ситуация для нашего футбола настолько нетривиальна, что почти все варианты развития событий можно рассматривать только гипотетически. Но вот она, магия парности случаев, иначе говоря, удивительных совпадений домыслов и реальности во времени и пространстве: несколько лет назад, работая собкором «Советского спорта» в Среднем Поволжье, я познакомился с ситуацией, когда почти ровесник Сычева, профессиональный баскетболист, действительно (а не по нелепым слухам) получал по контракту пресловутые 800 долларов. В остальном, правда, совпадения заканчиваются. В первый же сезон тот парень стал лучшим снайпером баскетбольной Суперлиги! Его зарплата была увеличена, но уже по истечении контракта у него произошел конфликт с клубом – его руководство не предоставило игроку давно обещанную квартиру, ссылаясь на то, что он и так получал денег больше, чем было предусмотрено первоначальным вариантом контракта. Игрок, естественно, не стал дальше иметь дело с такими работодателями и новый контракт не подписал. Однако та история не сломала спортсмена, и сегодня он является одним из лидеров сборной России. Хэппи-энд? Да. Однако в принципиально ином случае с Сычевым (разорванный действующий контракт, угроза дисквалификации и прочие «отягчающие обстоятельства») до него сейчас очень далеко. Но все же хочется верить, что Дмитрий, чтобы сделать нужные выводы, проявит разум и характер, а руководители «Спартака» в свою очередь — последовательность и такт. Только тогда российский футбол сможет сохранить для себя талантливого нападающего.