Преемник Онопко определился еще три недели назад
СЕГОДНЯ. МОСКВА. СТАДИОН «ЛОКОМОТИВ». ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ – ШВЕЦИЯ
Итак, сегодня в Черкизове пройдет премьера обновленной сборной России, которую ко встрече со шведской национальной командой готовил тренерский штаб во главе с Валерием Газзаевым. Преждевременных оценок по итогам контрольного матча давать, конечно, не стоит. Но и времени на раскачку у нашей команды нет. Ведь уже следующая ее встреча будет архиважной – 7 сентября футболисты российской сборной в рамках отборочного турнира чемпионата Европы-2004 встретятся с ирландцами.
Решение о назначении Егора Титова капитаном сборной для многих стало большой неожиданностью – при всем богатстве выбора наставник остановился на кандидатуре спартаковца, с которым до недавнего времени едва ли был знаком.
– Все произошедшее стало для меня большим сюрпризом, – признается Титов. – Но если вы узнали имя нового капитана только на пресс-конференции руководства сборной в «Бору», то я был оповещен еще три недели назад.
– Кто же сообщил вам о столь высоком назначении?
– Позвольте оставить имя этого человека в секрете.
– Быть может, это был сам Газзаев?
– Нет, не он, не гадайте. С Валерием Георгиевичем я поговорил только в день сбора команды. Он сказал примерно следующее: «Я хотел, чтобы ты взял на себя функции капитана». Мы обстоятельно переговорили, и через некоторое время я покинул базу.
– Удивительное дело, когда после оглашения мы начали вас разыскивать и связались с мамой, то она в немалой степени была удивлена последними новостями.
– Я ей ничего не говорил. Секрет есть секрет.
– Как-то будете отмечать это событие в кругу семьи?
– Посмотрим. Такое событие не каждый день случается. Меня сейчас все поздравляют. Кстати, одним из первых позвонил Дима Парфенов. Зная, в какой ситуации он сейчас оказался, его добрые напутствия были более чем приятны.
– Не боитесь ответственности? Ведь в случае даже временных неудач команды вы рискуете оказаться под шквальным огнем критики со стороны некоторых СМИ и болельщиков.
– Мне уже 26 лет, а в этом возрасте глупо чего-либо опасаться. Даже двойной ответственности, которая на меня выпала. Почему двойной? Видите ли, одно дело быть членом национальной команды, а другое – быть ее капитаном. Несмотря на внешнюю уверенность в себе, все же испытываю что-то гнетущее. Нет, не боязнь, скорее, неловкость, ведь в команде предостаточно опытных футболистов, настоящих лидеров. Они и в сборной дольше играют, и по возрасту старше. Онопко, Овчинников, Семак, Даев, мои одноклубники Бесчастных и Ковтун. Не удивлюсь и не обижусь, если меня рано или поздно переизберут и назначат кого-то из них.
– Вы упомянули Виктора Онопко. Но его выступления за сборную, похоже, завершены…
– Кто вам об этом сказал?! Мне показалось, что Валерий Георгиевич ясно дал понять, что дверь в сборную открыта для всех. Другое дело, что происходит постепенная смена поколений, и это вполне нормально. Виктор – настоящий образец подражания для всех нас. Профессионал и просто порядочный человек. Пусть все знают: я очень уважаю Виктора и буду всегда его во всем поддерживать.
– Вас не смущает, что вы стали капитаном без учета мнения команды?
– Конечно, мне ближе демократичные выборы, когда повязку доверяют партнеры. Но что произошло, то произошло. Доверие тренера тоже ко многому обязывает. А что касается ребят… Что ж, буду стараться обрести у них авторитет.
– Между тем с некоторыми из нынешних сборников вы еще даже не знакомы.
– Это вообще не сыграет никакой роли. В основе «Спартака» я нахожусь уже восьмой год и со всеми игроками, прошедшими через клуб за это время, без труда находил общий язык за какие-то две-три тренировки. Это касается как понимания на поле, так и вне его. Конечно, с кем-то знакомство получалось легким, с кем-то приходилось труднее. Но мы, футбольные люди, всегда сходимся быстро и не ищем лишних проблем. Все происходит в процессе: где-то подскажешь, пошутишь, а где-то и новичок сделает первый шаг к общению.
– Вы уже долгое время «капитаните» в «Спартаке». Можете сформулировать принципы управления коллективом?
– Быть самим собой. Оставаться в любой ситуации естественным – на поле и в жизни. Вот, пожалуй, и все.
– Несколько слов о предстоящем матче. На поле российскую команду выведет ваш заместитель – Алексей Смертин. А вы, по утверждению врачей, наверняка не примете участия в предстоящем поединке. Успели обсудить с Алексеем, как будете взаимодействовать после возвращения в строй?
– Пока еще нет. Но проблем в этом не будет – все-таки не один год в сборной вместе играем. Что касается моей травмы, то здесь дела идут неважно. Профессор Пфайффер, прилетавший в Москву, обследовав мое колено, высказался за операцию. Что-то его встревожило. Не знаю, к чему в конечном итоге придут врачи, но мне категорически не хотелось бы ложиться под нож. Ведь любое хирургическое вмешательство – это достаточно долгая реабилитация, а мне не терпится вернуться на поле. Надеюсь на хирурга Балакирева из Первого московского диспансера. Он досконально изучил мое колено, и, быть может, благодаря этому специалисту все обойдется куда меньшими жертвами.
– Швеция… Не слишком ли грозный соперник для новой сборной?
– Да уж, испытание серьезное. Достижения скандинавов заслуживают всяческого уважения – именно они вышли из так называемой группы смерти. Но и у нас свои козыри – команда хотя только и собралась, но российский чемпионат в самом разгаре. Многие ребята находятся на пике формы, и это вселяет определенный оптимизм.
МНЕНИЯ
Людмила ТИТОВА, мама:
– Я оптимистичный человек и не сомневаюсь, что Егор справится c возложенной на него обязанностью. Умный и коммуникабельный парень, лидерство ему не в тягость. Может статься, что у новой сборной не пойдут дела, от этого никто не застрахован. В этом случае на долю моего сына выпадет много критики. Егор всегда адекватно на нее реагирует, и к справедливой обязательно прислушивается.
Анатолий КОРОЛЕВ, первый тренер:
– Егор всегда пользовался у ребят исключительным авторитетом. Не только из-за того, что был лучшим на футбольном поле, но и за свои человеческие качества. Могу охарактеризовать его одним словом: порядочный. Он до сих пор не забывает своих друзей по спартаковской школе, во всем их поддерживает. В сборной, конечно, немало достойных кандидатов на звание капитана, но неспроста же именно Егору доверили повязку в «Спартаке»!