Ковтун гнется, но не ломается
Возвращение на футбольное поле после неприятной травмы руки получилось у Юрия Ковтуна феерическим. В матче против «Анжи» он сначала подключился к атаке и сравнял счет, а затем сумел отдать голевую передачу. В очередной раз защитник «Спартака» доказал, что умеет преодолевать трудности, коих было немало в его спортивной судьбе, и остается настоящим профессионалом. Недаром же его место в основном составе сборной России нового образца практически не вызывает сомнений. Хотя многие его одногодки уже отправлены на пенсию.
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ – В КРОВИ
Обидно слышать, когда некоторые футбольные специалисты заявляют о том, что-де мало в российском футболе талантливых ребят, способных стать большими мастерами. Не правда это. Их много, однако в силу разного рода причин не всем удается достичь высот футбольного искусства. Возможно, та же судьба постигла бы и Юрку Ковтуна, не попади он в нужное время к мудрому наставнику, который привил ему на всю жизнь любовь к ИГРЕ.
Павел Петрович Котельников до сих пор работает детским тренером в городе Азове Ростовской области. За тридцать с лишним лет воспитал порядка двадцати футболистов, выступавших в командах мастеров. Среди них – Владимир Галайба (победитель турнира УЕФА 1978 года), поигравшие в высшей лиге российского первенства Александр Булашенко за «Ростсельмаш» и Сергей Иванов за «Ладу». Ну и, конечно, Юрий Ковтун, который пришел в специализированный спортивный класс девятилетним пацаном.
Сначала Юра играл в одной команде со старшими ребятами, потом – со своими одногодками. Был капитаном команды. После азовской ДЮСШ в 10-м классе отправился в Ростовский спортинтернат. Там заметили, что он толковый парень, и взяли в ростовский СКА. Переход из детского футбола в юношеский прошел успешно.
Многие его одногодки подавали большие надежды, обладали незаурядными способностями, однако стать профессиональными футболистами довелось лишь единицам. Кому-то помешало отсутствие характера и терпения, кто-то стал курить, выпивать, сел на иглу. В этом смысле Ковтун являл собой пример образцового ученика.
— Самоотверженность у него в крови, — говорит Павел Петрович Котельников. — Он настоящий боец. Старательный, дисциплинированный. Помню, азовский «Луч» играл в Адлере на одном из многочисленных в то время юношеских турниров с какой-то грузинской командой. При счете 1:1 на последней минуте Юрка подключился к атаке и забил победный гол, гарантировавший нам призовое место.
Естественно, тренер внимательно следил за успехами ученика. Когда Юрий закончил службу в армии, его наставник обратился к своему брату – в то время президенту клуба «Новбахор» из Намангана – с просьбой помочь подыскать для молодого футболиста подходящую команду. Уже в 1991 году должен был состояться дебют Ковтуна в союзном первенстве в составе ташкентского «Пахтакора». Во всяком случае, на предсезонных сборах он оставил о себе благоприятное впечатление. Увы, ташкентская одиссея длилась недолго: Советский Союз развалился. Юрий вернулся в Ростов и оказался в «Ростсельмаше».
Потом карьера Юрия Ковтуна продолжилась в наших знаменитых клубах – московских «Динамо» и «Спартаке», последовал вызов в сборную России. Естественно, в родном Азове за каждым поворотом в судьбе кумира следили с особым вниманием. Радовались его успехам, сопереживали неудачам. В свое время своеобразным шоком стал для всех в Азове автогол Ковтуна в игре со сборной Исландии.
— Зная характер Юрия, я не сомневался, что он вернется в футбол и заиграет на прежнем уровне, — говорит его первый тренер. – На мой взгляд, если бы он не трогал тогда мяч, это не спасло бы команду. Дальнюю штангу замыкал нападающий исландцев, и он бы наверняка забил. В том игровом моменте была безвыходная ситуация.
Ковтун очень помог Котельникову в его дальнейшей работе. Предъявляя высокие требования к ребятишкам, Павел Петрович всегда приводит пример спартаковского защитника, подчеркивая, что только терпение и труд все перетрут. И еще. Детский тренер убежден: у российского футбола есть будущее. Глядя, с каким остервенением и самоотдачей бьются на поле его нынешние воспитанники, Котельников искренне верит, что ему еще не раз доведется гордиться своими учениками.
СКРОМНЫЙ ГЕРОЙ
У Юрия Ковтуна есть друг. Тоже коренной азовчанин. Тоже футболист. А началась их многолетняя дружба с того момента, когда еще совсем «зеленый» Юрка пришел в команду второй лиги «Луч».
Кто играл в футбол, тот знает, что крайние защитники почти всегда особенно близки друг другу. Ковтун играл слева, а Сергей Лавров – справа. Их разделяет семилетняя разница в возрасте, которая поначалу казалась просто громадной. Первые шаги Ковтун делал в команде мастеров, будучи самым молодым. Вот тогда-то 16-летнего паренька и поддержал коллега по амплуа, помог освоиться в новом коллективе.
— Он казался каким-то уж больно худым и длинным, — вспоминает Сергей Лавров. – Он был совсем еще молод, но играл с нами на одном уровне. Жесткий такой был, неуступчивый, выигрывал все верховые мячи, любил подключаться к атакам. Помню, в первый год выступления за «Луч» в матче против «Дружбы» (Майкоп) Юра прошел прямо по центру, не встречая особых препятствий, а затем как бабахнул издалека и забил красавец-гол.
По словам Сергея, в Юрии он больше всего ценит надежность и искренность. По его мнению, он и на поле такой же, как в жизни: играет честно и никогда не бьет соперника исподтишка.
— Я знаю, что у нас есть люди, которые в случае необходимости не откажут в помощи, — говорит Лавров. – Ковтуны очень гостеприимные. Помогают детским домам. Когда мы встречаемся семьями, проводим время легко и весело.
А однажды Сергей стал свидетелем поистине героического поступка своего друга. Правда, поначалу он не хотел мне рассказывать эту историю, потому что Юрий не любит, когда его хвалят. Это случилось на подмосковной даче Ковтунов, куда в очередной раз приехали погостить Лавровы. Перед сном старые друзья-приятели решили совершить вечернюю прогулку. Спустились к протекающей неподалеку речке. И тут Юрий заметил, как с пристани упал в воду ребенок. Не раздумывая ни минуты, он бросился в реку и спас жизнь 5-летнему мальчику.
ЛИЗА ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИЛА НАШУ ЖИЗНЬ
Жена Юрия Людмила, как никто другой, знает обратную сторону жизни Ковтуна-футболиста. Только ей известно, как он настраивается на матч и расслабляется после игры, как переносит неудачи и радуется успехам.
В БЫТУ ЛИДЕР – Я
— Я знаю мужа с трех лет, — говорит Людмила. — Вместе мы ходили еще в детсад. Он порядочный человек. Лидером в коллективе никогда не был, но и середнячком его назвать нельзя. Он молчалив, но к каждому его слову всегда прислушивались. И во всех командах, где бы ни выступал, пользовался уважением.
— Дома он тоже тихий?
— Да, в быту роль лидера беру на себя я. Его, собственно, и дома почти не бывает. Он весь в футболе. Настоящий профессионал. Что будет после завершения его карьеры, одному Богу известно.
ДРУЗЬЯ ИСПАРИЛИСЬ
— Как Юрий настраивается на матчи?
— Не бреется. После победной игры — тем более. Он может до следующего матча ходить с бородой. И тогда я спрашиваю у него: «Ну что, будет команда выигрывать, так ты и бриться не будешь?» Помните, в прошлом сезоне «Спартак» одержал подряд несколько побед? Зарос ужасно.
— А как он расслабляется после игр?
– После поражения его лучше не трогать. Придет и молчит. А я жду, когда он заговорит первым. Он молчит-молчит, потом садится напротив меня и начинает рассказывать, изливать душу. Я исполняю роль слушателя, иногда мне удается привести его в чувство.
После полученной в апреле травмы Юра не мог смотреть игры с участием «Спартака». Так сильно волновался! Он включал телевизор, усаживал меня на диван и уходил на улицу гулять с ребенком. Моей задачей было периодически выходить на балкон и сообщать, какой счет.
— Людмила, вы делите с мужем и радость, и печаль. Скажите, как Юрий себя ведет в трудные минуты своей жизни?
— Очень тяжелый период в нашей жизни был после поражения в Исландии, этого проклятого автогола. Ну не хотел он, понимаете? Юра был в подавленном состоянии, ни с кем не общался, даже с друзьями, которых, к слову, почти не осталось. Все куда-то испарились!
Но самым сложным периодом в нашей совместной жизни стал последний сезон выступления Юры за «Динамо». Помнится, его в числе других игроков обвиняли во всех смертных грехах, в отсутствии профессионализма и в продажности. Их пытались унизить. Со своим взрывным характером я бы на месте Юры не вынесла всего этого, послала бы всех к чертовой матери. Однако он говорил тогда: «Я должен потерпеть и доказать, что на многое способен, что обвинения не имеют под собой никаких оснований. Я не дам повода злым языкам утверждать, что сдался». В то время у меня с ним на этой почве постоянно возникали разборки. К тому же в течение года Юра не получал ни копейки в «Динамо». И это как раз в тот момент, когда мы все наши сбережения вложили в строительство новой квартиры и остались фактически на нуле. Переход в «Спартак» стал для нас настоящим спасением. Тем не менее Юра всегда тепло вспоминает о годах, проведенных в «Динамо», дружит с бывшими одноклубниками.
ЮРЕ НЕ НРАВИТСЯ НИ ОДИН ЖЕНИХ
— В одном из интервью Юрий сказал, что после рождения дочери он по-другому стал смотреть на жизнь…
— Лизочка — долгожданный ребенок. Я не могла родить 10 лет. Появление дочери изменило нашу жизнь полностью. Юра перестал обращать на меня внимание и рассматривал меня как прилагаемое к своей дочери. Начиная с месячного возраста, когда он дома, я к Лизе не подхожу. Он ее купает, готовит ей кушать… Все это доставляет ему большое удовольствие. Когда уходит из дома, дает мне различные наставления относительно дочери.
Я дурею в четырех стенах нашей квартиры, а он сидит дома с Лизой. И гуляет только с ней. А мне так хочется побыть с ним вдвоем… Так нет же! В свободное время нас ждут детские театры и клубы. В зоопарке мы уже всех зверей знаем, а они — нас. Я обделена его вниманием. Как-то спрашиваю его: «Ты кого больше любишь, меня или ее?» А он: «Ты еще спрашиваешь?» Нашей дочери будет непросто начинать самостоятельную жизнь, ведь он ее во всем контролирует. А недавно заявил: «Я не знаю, как отдавать ее замуж? Мне заведомо не нравится ни один жених…»
— Не верится, что вы, такая энергичная женщина, постоянно сидите дома.
— Я — домохозяйка, официально нигде не работаю. Правда, вместе со своей сестрой стараюсь наладить кое-какой бизнес в Ростове. Так что свою копейку я в дом все-таки приношу. Конечно, я не смогу прокормить его так, как он кормит меня. Но и голодать он в случае чего не будет!
— «В случае чего» – это после окончания футбольной карьеры?
— Да. Когда я ему напоминаю о возрасте, то он на это очень болезненно реагирует. Говорю ему: «Ты самый старый в «Спартаке». Он мне отвечает: «Не говори так, я не старый!» Приводит мне примеры футбольного долголетия. Он мечтает как можно дольше играть в футбол. Хотя при этом старается реально оценивать свои возможности.
ДОСЛОВНО
Я с семьей как-то отдыхал на берегу моря.
Прихватил с собой на пляж футбольный журнальчик, прилег почитать. И тут моя дочь как крикнет: «Папа!», указывая на обложку журнала, где была размещена фотография Юрия Ковтуна. Все окружающие сначала таинственно переглянулись, а затем еще долго смотрели на меня со значением, — вспоминает Сергей ЛАВРОВ.
В футбольную секцию Юрия привел его отец, большой поклонник этой игры. Еще раньше пытался связать свою судьбу с футболом старший брат – Виктор.
Не было у него прозвища. У него фамилия как прозвище.
Павел Котельников, первый тренер Ковтуна.