Они открывали «третий мир»

null
news

Мы причастны к успехам «третьего мира»!

Изучив обширный список российских специалистов и игроков, в разное время делегированных на подъем азиатско-африканского футбола, вы придете к такому же выводу. И вас также осенит: а что же мы их мнения-то не спросим? На пороге перемен.

Спросим. Еще как спросим. Тем более, лучше «опытную» мудрость на ус мотать, чем, посыпая голову пеплом, втаптывать свою сборную в грязь. Итак, что же из опыта отсталых некогда стран может пригодиться новой сборной России?

Олег КУЖЛЕВ, играл в Тунисе в 93-м, в Китае в 1995-96 гг.:

– Любой команде можно пожелать, выходя на поле, рубиться так, как бьются в Африке и Китае. За честь страны, за флаг. Я помню такой случай: у нас в Тунисе в команде играли 6 сенегальцев, и, когда их хотели «попросить» из команды (конкуренция!), они готовы были на тренировках землю грызть, чтобы этого не произошло. Выступать на высоком уровне за сборную, за сильный клуб там дорогого стоит. Люди плачут от счастья, когда им такая возможность предоставляется.

Николай МАНОШИН, работал в Сомали (1977), Йемене (1978-80), Мали (1988-91):

– Легче сказать, что не нужно брать. Раньше у бразильцев был такой грешок: пропустят гол и все – руки опустили, берите нас тепленькими. Кстати, именно бразильцы первыми в мире ввели в штат тренера-психолога, чтобы он им говорил: не волнуйтесь, ребята, все в порядке, надо бороться, играть до последней секунды. Хочется, чтобы с российскими игроками такие психологи поменьше работали. Ну и, конечно, надо понимать, что наши футболисты никогда так технично, как африканцы, не сыграют. Мы другим брали. Про нас говорили: как собаки играют – плотно вцепившись в соперника, на зубах, на «физике». Это нужно возвращать. Свои козыри.

Виктор ПАПАЕВ, работал в Бахрейне в 1992-93 гг.:

– Во-первых, у них футбол идет на грани самопожертвования. Футболисты сами зажигаются и болельщиков «жгут», а под такую поддержку горы свернешь. Вот как надо играть! Вот как надо переживать! А у нас до того полярность развита: выигрывают – готовы на руках носить, проигрывают – враги народа. Во-вторых, все ж таки надо смотреть, как в мире играют. Какие тенденции в ходу. В Азии почему-то видят, а у нас нет. Переход из линии обороны в центр поля должен идти по кратчайшей линии. Крат-чай-шей! А мы поперечный пас в культ возвели. Только интересно, как с его помощью можно воротам противника угрожать? В-третьих, взаимоуважение, отношение к делу у них какое! Организация, дисциплина на высочайшем уровне.

Если же говорить в целом, то там финансовое дело с толком поставлено. Азиаты строят пирамиды прочно, на века – из детского футбола в юноши, а дальше в команду мастеров… Так и гоняют по кругу породистых ребят до бесконечности. Мы же как будто живем по принципу «хапка», причем по цепной реакции. Когда творческий процесс начнем финансово поддерживать, как это делают в Азии, тогда и можно будет спрашивать высокие результаты.

Анатолий БЫШОВЕЦ, работал в Южной Корее в 1994-96 гг.:

– Умение бороться, самоотдача, игровая дисциплина – этому у тех же корейцев может поучиться любая сборная. И что самое ценное: в отличие от наших футболистов, у большинства из которых эти качества нужно искусственно развивать, у азиатов они в крови.  

ЛЮБОПЫТНО

По словам Николая Маношина, в Африке просто отвратительное судейство. «Качество» его зависит от ценности подарка арбитру. «Как команды на матч приходят, так судьи прямо в руки тренерам «смотрят», мол, чего сегодня «вкусненького принес».

Олимпийский чемпион Мельбурна-56 Алексей Парамонов стал первым советским тренером, который уехал работать в Тунис. Дважды, в 1964-65 и 1975-76 гг., он возглавлял один из ведущих клубов страны «Этюаль дю Саэль» из города Сус. Вспоминал Алексей Александрович такой забавный случай. Когда он в первый раз в 64-м приехал в Тунис и увидел мальчишек, гоняющих мяч во дворе, то поразился тому, что своего вратаря они называли Яшин. И это в тысячах километров от Москвы!

Южноазиатский футбол (Япония, Китай, Корея) славится своей физикой. В Корее даже вратарей заставляют подтягивать скоростную выносливость. Игроки по девять километров за занятие накручивают! И это в сорокаградусную жару и в максимальном темпе. На все жалобы легионеров (свои-то не ропщут, выполняют) два ответа: «must» -- должен и «кореян стиль» -- у нас, мол, своя, корейская методика.