Первые драки

null
news

НА ФУТБОЛЕ
С ИГОРЕМ ФЕСУНЕНКО

Ну а теперь я вновь возвращаюсь в этой колонке к любимой теме: история бразильского футбола. Эти рассказы помогут нам с вами понять причины столь ошеломляющего успеха бразильцев.

К концу первого десятилетия ХХ века футбол в Латинской Америке уже перестал быть забавой, а превратился в спорт со всеми его бурными страстями. Рыцарство и джентльменство стали уходить в историю. 22 июня 1911 года произошла первая в бразильском футболе драка: в матче «Америка» — «Ботафого» после грубого подката Габриэля де Карвальо был снесен «ботафогенсе» Флавио Рамос. В следующее мгновение игрок «Ботафого» Абелардо Деламар влепил Габриэлю де Карвальо звонкую пощечину, после чего началось побоище с участием всех игроков. Матч удалось доиграть, но затем Лига дисквалифицировала Абелардо Деламара на целый год, а Габриэля де Карвальо… всего на месяц! В знак протеста клуб «Ботафого» устроил в честь Деламара торжественный банкет и… прекратил свое участие в чемпионате.

Но самой значительной переменой в футбольной жизни Бразилии стало быстрое вытеснение англичан бразильцами. В 1915 году два последних чисто английских клуба «Wanderers» в Сан-Пауло и «Rio Criket» в Рио-де-Жанейро прекратили участвовать в чемпионатах, и бразильский футбол стал действительно бразильским.

Кроме того, постепенно под влиянием успехов Фриденрайха рядом с «академиками» в командах начали появляться и «цветные». Этот процесс, правда, был куда более затяжным — он завершился только в самой середине века. Его отголоски ощущались даже при формировании бразильской сборной, отправлявшейся на чемпионат мира 1958 года. (Не случайно Пеле и Гарринча появились в основном составе лишь к третьему матчу, а великий Джалма Сантос вышел только в финале.) Протекал он болезненно, о чем говорит, например, горькая реплика бразильского журнала «Спорт» в 1915 году: «И как же это мы – люди, посещающие академии, занимающие определенное положение в обществе, посещающие литературные вечера, наслаждающиеся «файф-о-клоками», вдруг видим вокруг себя на футбольном поле рабочих, слесарей-механиков, плотников, водителей и представителей других профессий, которые никак не соответствуют окружению, в котором мы живем!»

Любопытно, что в Аргентине, где к концу ХIХ века практически не было ни негров, ни мулатов, ни индейцев, процесс вхождения «простонародья» в футбол был куда более легким. Но расизм ощущался и там: приезжавшие на матчи в Буэнос-Айрес бразильские команды, если в них были замечены негры, именовались «макакитос» («обезьянками»). Дело дошло даже до того, что Конфедерация бразильского спорта распорядилась при выезде своих команд в Аргентину не привлекать «цветных» спортсменов!    

* Из рубрики «ОНИ СКАЗАЛИ ЭТО»:

«Без Пеле бразильская команда весьма ослаблена. В самом деле: кто такой этот Амарилдо, который, говорят, заменит Пеле?»

(Эленио Эррера – тренер сборной Испании перед матчем с командой Бразилии на чемпионате мира 1962 года после тяжелой травмы Пеле. Сборная Испании проиграла 1:2, оба бразильских гола забил Амарилдо.)