Гусев для Лобановского был вторым Шевченко
Родиться в спортивной семье — еще не значит стать спортсменом. Да к тому же более знаменитым, чем близкие люди, добившиеся мировой славы. Полузащитнику ЦСКА Ролану Гусеву это удалось, пусть пока он и не становился чемпионом мира, в отличие от своей сестры Элины. Кто такой Гусев, знает, наверное, любой мальчишка, даже не связанный с футболом. Очередное локальное достижение армейской «восьмерки» — звание лучшего игрока первого круга по оценкам «Советского спорта».
СЛЕЗЫ БУДУЩЕЙ ЗВЕЗДЫ
Сейчас, когда имя Ролана Гусева хорошо известно не только в России, но и за ее пределами, его можно смело называть самым одаренным игроком, начинавшим в ашхабадской футбольной школе. Согласитесь, Туркмения – не самая футбольная страна. Впрочем, перед талантливыми людьми нет никаких преград.
— Ролан родился крупным — 5200 граммов, — рассказывает его мама Алла Александровна, — но несмотря на это вскоре принял правильные формы тела и стал очень шустрым и подвижным. Судите сами, свои первые самостоятельные шаги мальчик сделал в семь с половиной месяцев. Кстати, его сестра Элина пошла также очень рано — в восемь месяцев.
— Легко ли Ролан поддавался воспитанию?
— Спустя два месяца после его рождения я развелась с отцом детей. К счастью, отсутствие в доме мужской руки на Ролана серьезным образом не повлияло. Работая педагогом в институте, я знала, как надо правильно поставить воспитание. Я их ни разу пальцем не тронула, вообще не наказывала. Они, собственно, и повода для этого мне не давали.
— Когда вы заметили тягу ребенка к мячу?
— Практически сразу, как только он пошел. Его любимой игрушкой был обычный мячик. Но тогда никто и не думал, во что это выльется. Серьезно заниматься футболом Ролан начал с пяти лет. Ему ничего не надо было — дай только мяч погонять. Через два года дворовых тренировок мы записались в Центральную ашхабадскую футбольную школу. В восемь лет ему стало неинтересно играть со своими сверстниками, и частенько его подключали к играм за старших ребят, например двенадцатилетних. Сколько себя помню, он в любой команде был лидером. При этом мальчик жутко переживал несправедливость. Однажды на турнире «Малая земля» в Новороссийске тренер не поставил Ролана в основной состав. И что вы думаете? Тот начал рыдать. Прибегает ко мне со слезами на глазах: «Мама, ну как же так, я ведь лучший в этой команде!»
«Действительно, все так и было. Я хорошо запомнил этот эпизод, — признается Ролан. — Тогда еще многого не понимал, чуть что — сразу в слезы. Впрочем, себе и тренеру я все доказал, став лучшим полузащитником турнира. Призу — хрустальной вазе — радовался еще долго».
МОРЕ ПО КОЛЕНО
Дела в Ашхабаде у Ролана шли хорошо, поэтому неудивительно, что вскоре встал вопрос о его переезде в Москву. Необходимо было прогрессировать. В Туркмении это невозможно. Тем более в школе, где учился Ролан, дела у него не заладились: «Признаться, я не придавал учебе большого значения. Вся голова была забита только футболом. Я мог запросто во время урока встать из-за парты, выпрыгнуть в окно и пойти гонять мяч. Была бы такая возможность, вообще бы в школу не ходил».
В то время в самом расцвете спортивной карьеры находилась старшая сестра Ролана Элина, добившаяся мирового признания в гандболе. Она вместе с мужем и приютила в столице двенадцатилетнего паренька.
«Успехи Элины оказали на меня серьезное воздействие, — рассказывает Ролан. — Мы постоянно подшучивали друг над другом, но все обычно заканчивалось ее словами: мол, я никогда не добьюсь таких успехов, как она. Я же ей предлагал не сравнивать гандбол с футболом, добавляя при этом: «Если мир узнал Элину Гусеву, то почему бы ему не узнать и Ролана?»
«Мне ничего не остается делать, как согласиться с Роланчиком, — говорит двукратная чемпионка мира и двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в Сеуле и Барселоне сестра Ролана Элина. — Он действительно многого добился, хотя только на внутренней арене. Было время, когда после неудач обещал все бросить и завязать с футболом, но потом с удвоенной энергией брался за дело. В этом заключался его противоречивый характер. Никогда ни с чем и ни с кем не соглашался, все делал по-своему. Случались с ним и забавные ситуации. Попросили как-то раз с мужем Ролана позвонить в справочную аэропорта и узнать об одном рейсе. Он набрал номер и слышит голос автоответчика: «Ждите ответа, ждите ответа». Он не понял и все повторял: «Девушка, скажите, пожалуйста. Алло, девушка, когда рейс прилетает…». Мы с мужем стояли и смеялись».
— Отпуская Ролана в Москву, я верила, что он сможет достичь своей цели, — продолжает Алла Александровна. — Он всегда тренировался до седьмого пота, но самое главное, ему это нравилось. Такая работа не должна была пропасть даром. Ну а чтобы он не скучал в Москве, я к нему прилетала каждый месяц и привозила подарков из Ашхабада. Тогда в Москве были проблемы с продуктами, вот я и тащила на себе 120-килограммовые сумки.
Интересно, что сам Ролан спокойно отнесся к переезду: «У меня был такой возраст, что море по колено. Я же ведь ничего не понимал особо. Просто хотел играть в футбол».
Вскоре муж сестры Михаил Кондрушкин (также спортсмен, мастер спорта по легкой атлетике и милицейскому многоборью. — Прим. авт.) выцепил Ролана из туркменской команды, приехавшей на юношеский турнир в подмосковном Ступино, и отвел мальчика в динамовскую школу. Тренеру Леониду Аблизину, кстати, ныне работающему с главным тренером «Динамо» Виктором Прокопенко, Ролан сразу приглянулся. О его успехах в новой команде говорит следующий факт: начиная с четырнадцати лет Гусев «не вылезал» из сборных. Юниорская, юношеская, молодежная команды покорялись парнишке легко и непринужденно.
— Хорошо помню день, когда с начинающим футболистом поехали на «Водный стадион», где тренировались динамовские мальчишки.– рассказывает Михаил. – Аблизин сразу запустил его в игру и стал за ним наблюдать. Что говорить, физически он был очень слабым, не мог даже на перекладине подтянуться, зато его техника не могла оставить равнодушным никого. К тому же он проявил характер, не желая уступать в единоборствах, компенсируя тем самым пробелы в тактической грамотности. Пришлось мне с Роликом много поработать, побегать кроссы в парке в Вешняках, прежде чем он догнал своих сверстников в физическом развитии. Аблизин оказал при этом неоценимую помощь.
А вот как вспоминает о своем ученике сам Леонид Аблизин:
— Когда Ролана привезли к нам на просмотр, сразу стало ясно: из этого парня выйдет толк. И хотя дела у него здесь заладились не сразу (все-таки Москва — это не Ашхабад), мы работали с ним и не давали послабления. В пятнадцать лет паренька, только-только попавшего в дубль, стали подпускать к тренировкам с основным составом. Все-таки школу Бескова ни с чем сравнить нельзя. Как видите, это принесло свои плоды, и Ролан много сделал для динамовской команды.
Гусев частенько вспоминает время, когда у тренерского мостика «Динамо» стоял Константин Бесков: «Не каждому выпадает честь находиться рядом с великими тренерами, поэтому необходимо впитывать в себя, как губка, каждое слово наставника. Стоит ли говорить, как эти уроки мне пригодились».
Да и сам Константин Иванович несколько раз открыто говорил, что с Гусевым у него не возникало никаких проблем: «Приятно работать с людьми, которые понимают и выполняют требования с первого раза. Ролан относился именно к таким. Я был уверен, что этот паренек раскроется и сможет заявить о себе в полный голос».
Однако настоящую путевку в жизнь Гусеву выдал сменивший на посту Бескова Георгий Ярцев. Именно этот тренер, славящийся своей работой с молодежью, стал активно доверять Ролану место в основном составе «Динамо». И тот заиграл.
— Вы не представляете, как мы все были счастливы, — говорит Алла Александровна. — Все друзья, знакомые наперебой звонили, чтобы поздравить сына с дебютом. Представляете, даже в Баку, где играла в гандбол Элина, его помнили и гордились им.
ИННА СДЕЛАЛА ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
Так сложилось, что взлет карьеры Ролана практически совпал с концом холостой жизни, если можно такое говорить про двадцатилетнего парня. Именно в этом возрасте он встретил свою вторую половинку — Инну, на которой вскоре женился.
— Не поверите, но за несколько месяцев до встречи с будущей супругой Ролан мне заявлял, что как минимум до 28 лет даже и думать о свадьбе не будет, — вспоминает мама Ролана. — Получается, думал об одном, а сделал совершенно другое. Не сказать, что я была категорически против, но не понимала этого шага. Однако практически сразу увидела в их глазах настоящую любовь, и на душе стало легко. Вы не представляете, какое удовольствие я получаю сейчас, воспитывая их дочурку Анфису.
«Всегда вместе, всегда рядом» — эта цитата из песни хорошо подходит чете Гусевых. Ролан и Инна используют любую минуту, чтобы находиться друг с другом, ведь судьбой футболисту предначертаны постоянные отъезды. «К уличным знакомствам я отношусь резко отрицательно, — говорит Инна. — Но в тот памятный день нашей встречи все было совсем иначе. Я почувствовала, что с этим человеком мне будет хорошо, и не ошиблась».
Судить о высоких чувствах в отношениях супругов можно хотя бы по небольшому примеру из личного наблюдения. Осенью 2001 года динамовцы отправились в Глазго на матч Кубка УЕФА. За день до игры после вечерней тренировки Ролан из автобуса по пути в гостиницу решил позвонить Инне с мобильного телефона, но оказалось, что на нем закончились деньги. Ждать какие-то двадцать минут до приезда в отель, откуда можно спокойно позвонить, ему совсем не хотелось. Поэтому у сидящего рядом соседа, коим оказался молодой Дейвидас Чеснаускис, был взят в «аренду» на секундочку телефон. В итоге за пять-семь минут любящий папа узнал обо всем, что делала его дочка за последние три часа. Вот такая привязанность!
ПОТЕРЯТЬ ГУСЕНКА БЫЛО НЕЛЬЗЯ
Многим хорошо известно, что Ролан — заядлый коллекционер, но не все знают, с чего началось хобби футболиста — собирать гусей в любом их виде, кроме живых, естественно. Собрание, насчитывающее несколько десятков деревянных, хрустальных, тряпочных и так далее гусей, появилось с подачи Инны. Однажды она решила подарить ему маленького плюшевого гусенка на счастье. С тех пор Ролан не расстается со своим талисманом, приносящим ему удачу. Правда, однажды все-таки пришлось на некоторое время лишиться любимой «игрушки». При отъезде с кипрского сбора гусенок случайно затерялся в постельном белье и остался на острове без своего хозяина. Обнаруживший позже пропажу Ролан поднял на уши всю гостиницу и заставил найти талисман. Через некоторое время гусенок снова был на привычном месте. Вот такой хэппи-энд.
СПОРТИВНАЯ ЗЛОСТЬ У РОЛАНА ОТ МАМЫ
Когда однажды я спросил Ролана, откуда взялись у него те или иные черты характера, он лишь недвусмысленно пожал плечами: «Таким родился, наверное. Специально в себе ничего не тренировал». Гусев может быть разным человеком. Сейчас он спокойный, но через секунду рвет и мечет. Особенно это заметно по поведению на поле. И называется это «спортивная злость».
— Знаете, откуда у него такие черты? — продолжает его мама. — Все от меня перенял. Я ведь, когда занималась легкой атлетикой, а позже гандболом, вела себя точно так же. Сколько мы ему ни говорили, чтобы на судей не налетал, не спорил с ними, ничего не помогает. Но не будь этой самой злости, не было бы и результатов, которых он достиг. Каким же счастливым он был после выигрыша Кубка России! Позвонил мне из раздевалки и не мог подобрать двух слов, чтобы описать свои чувства. Как же я его понимала тогда.
И если на поле Ролан способен потерять голову или контроль над собой (в разумных пределах, конечно), то в жизни даже в самых сложных ситуациях остается хладнокровным. Чуть ли не с ужасом нынешний армеец вспоминает дни, когда его судьба была непонятна даже для него самого. Как можно оставаться в душевном равновесии, если ежедневно домой названивают представители «Спартака», киевского «Динамо», ЦСКА и многих других клубов? И каждый задает один и тот же вопрос: «Ты определился?» Ролан с честью вышел из всех трудностей и с блеском сейчас защищает цвета своей новой команды. Говорят, в одной из бесед со своими помощниками главный тренер киевлян Валерий Лобановский сказал следующую фразу по поводу футбольного таланта игрока: «Я вижу в Гусеве второго Шевченко».
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ
Рассказывает Алла Александровна, мама Ролана:
— Незадолго до переезда в Москву команда Ролана готовилась к очередному турниру, который должен был пройти в Алма-Ате. Ему тогда было десять лет. На одной из последних тренировок два мальчика, игравшие с ним, рядом с полем мячом разбили осветительный фонарь. Узнавший об этом тренер построил перед занятием ребят и сказал: «За повреждение фонаря капитан команды Ролан Гусев остается дома и на турнир с нами не едет». Тот весь в слезах прибегает домой и навзрыд мне пересказывает историю, все время повторяя: «Мамочка, я не разбивал его!» На следующий день я вместе с ним пришла на тренировку, собрала всех и сказала: «Если сейчас разбившие фонарь не признаются в содеянном, я приведу милиционера с собакой, которая сама узнает, кто провинился». Через секунду те двое признались. Справедливость восторжествовала.
ДОСЛОВНО
Ролан ГУСЕВ, полузащитник ЦСКА (вспоминая себя двенадцатилетнего после переезда в Москву):
— У меня был такой возраст, что море по колено. Я же ведь ничего не понимал особо. Просто хотел играть в футбол.
НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ
Элина Гусева, сестра Ролана (о первых самостоятельных шагах в Москве):
— Однажды с мужем попросили Ролана постирать белье и некоторые вещи в стиральной машинке. Казалось, что может быть проще? Он устроил из этого настоящее шоу. Загрузил в аппарат немеренное количество разноцветных тряпок и начал ждать. Когда машинка заскакала у него по всей квартире, то он, как ковбой, запрыгнул на нее и стал держать. Надо ли говорить, что все белье потом было одного цвета.