«Вам лучше сдать свои полномочия…»

null
news

Главный тренер страны пошагово ходит – от любви до ненависти именно такое расстояние. И что следующий «шаг» готовит (взлет или падение), одному богу известно. Футбольному.

НЕПРАВИЛЬНО СЕБЯ ВЕДЕТЕ, ТОВАРИЩИ!

Мэтр спортивной журналистики Лев Филатов очень точно сформулировал тренерскую судьбу: «То фавор, то опала». То взлет, то улюлюканье. То аплодисменты, то соль на раны. Такая работа. И не стоит удивляться, если однажды вместо приветствия услышишь: «Закройте дверь с той стороны». Причем скажут это те, кто совсем еще недавно жадно жал руку и приветливо щурил глаза, расплываясь в улыбке. Они и теперь улыбаются — только другому. Новому главному. А потом новому новому главному. Или старому новому…

Бориса Аркадьева, первого главного тренера сборной СССР, уволили за «идеологическую диверсию». Поражение в переигровке от югославов на Олимпиаде-1952 в Хельсинки было представлено как проигрыш генералиссимуса Сталина маршалу Тито, коего советские карикатуристы тех лет представляли в лучшем случае с окровавленным топором в руках. Клуб ЦДСА, составляющий основу сборной, расформировали «за серьезный ущерб, нанесенный престижу советского спорта». Аркадьев был лишен звания заслуженного мастера спорта и снят с работы «за неудачную подготовку команды». Петрова обвинили «в недисциплинированности и грубости по отношению к товарищам», Бескова — в «безответственной игре», Николаева — только вдумайтесь! – в «неправильном поведении во время матчей». И как себя вести на поле, определяли футбольные дилетанты! Уму непостижимо… Со всех футболистов, кто был назван в обвинительных приказах, сняли звание заслуженных, а Крижевского, Башашкина и Бескова еще и дисквалифицировали на год. Председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта Н.Н. Романов несколько дней не выходил из дома, ибо его посадили под домашний арест. Сталин запретил встречать в аэропорту делегацию наших олимпийцев. Не было ни наград, ни встречи в Кремле…

Константину Ивановичу Бескову вообще везло на такого рода нелюбовь. В 1964 году, уже будучи тренером, он привел сборную команду к серебру Европы, но этого оказалось недостаточно. «Кому вы проиграли? – возмущению власть имущих не было предела. – Вы не испанцам в финале уступили! Вы режиму Франко Кубок отдали! Да еще в присутствии самого диктатора в ложе для почетных гостей». Бескова и его помощника Трофимова «посчитали более нецелесообразным привлекать в сборную», а начальника команды Андрея Петровича Старостина попросили уйти «по собственному желанию».

ПРОИГРАЛИ ПИНОЧЕТУ

За неудовлетворительное выступление в отборочном турнире к ЧМ-74 «ушли» Евгения Горянского. Он проиграл… генералу Пиночету.

Осенью 73-го сборная СССР должна была играть «стык» с чилийцами за право поехать в ФРГ на форум лучших сборных мира. Накануне первой встречи в Москве в ходе государственного переворота к власти в Чили пришли военные во главе с Пиночетом, а «друг всех советских людей», лидер чилийских коммунистов Луис Корвалан оказался за решеткой. Играя желваками, ЦК КПСС дало «добро» на домашнюю встречу (при пустых трибунах и полном отсутствии информации о чилийской команде в прессе!), но когда матч закончился нулевой ничьей, на ответную встречу сборную решено было не посылать. Какие гарантии, что выиграем? Вот и получилось: футболисты сборной СССР смотрели ЧМ-74 по телевизору, а «послы реакционного режима» участвовали в Кубке мира. Оргвыводы не заставили себя долго ждать – требовавшая сатисфакции власть получила ее в виде головы Горянского.

МАЛОФЕЕВ УЗНАЛ, ЧТО БОЛЕН

Через десять лет черную метку получил Лобановский. Когда руководимая им сборная из-за ошибки французского арбитра Конрата (судья дал пенальти за нарушение, имевшее место в метре от штрафной площадки) уступила путевку на Евро-84 португальцам, приказом за подписью председателя Госкомспорта Грамова Лобановскому и начальнику команды Никите Симоняну навсегда запретили работать со сборной страны. В решении коллегии было записано: «считать нецелесообразным дальнейшее использование…»

Вспоминает Никита Павлович Симонян: «Дело тут в методах, стиле управления футболом, который сложился за многие годы. Не припомню ни одного чемпионата, в итогах которого разобрались бы спокойно и трезво. Летели головы, сыпались выговоры. Действовал нерушимый принцип: проиграл – уступи место другому.

Помню, в 1978 году, когда я возглавлял сборную, шли отборочные матчи чемпионата Европы. Мы сыграли вничью с Финляндией. Результат мог быть и лучше, если бы накануне не выбыли из-за травм Блохин, Гуцаев, Шенгелия… В строю не осталось ни одного основного нападающего. Выйдем мы в финал или не выйдем, решала теперь встреча с командой Греции. Но к ней уже не я готовил игроков. Для меня решающим оказался матч с финнами. В причины ничьей не вникали. Мне просто сказали: «Вам лучше сдать свои полномочия».

В 1983 году сборную вместо Лобановского возглавил Малофеев. Его назначение было признано неожиданным, но отставка накануне ЧМ-86 и вовсе ошеломила. Прежде всего самого тренера. Эдуард Малофеев: «Когда я еще раз отказался взять себе «помощника» в штаб сборной, то вскоре узнал, что… заболел. Узнал из сообщения по телевидению. Точнее, один из руководящих подхалимов позвонил мне и сказал: «Тут, знаете, Эдуард Васильевич, такая ситуация… Вам, это, в сборную-то уже не надо на тренировки ходить. С ней на последний сбор другой тренер поедет». А вечером по телевидению и сообщили, что в связи с болезнью Малофеева руководство сборной возложено на другого человека».

КСТАТИ

По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля слово «отставка» происходит от «отставить». Отставить что-то от чего-то, ставить подальше, отстанавливать, относить, отодвигать прочь.

«Отставка» — это синоним глагола «увольняться», «быть увольняемому». «Увольнять» же значит «свободить, освобождать, отпускать, сымать с обязанности».

УВОЛЬНЕНИЯ ТРЕНЕРОВ СБОРНОЙ СССР

1952. Борис Аркадьев. Неудовлетворительное выступление на Олимпиаде в Хельсинки (проигрыш Югославии в 1/8 финала на фоне испортившихся отношений с режимом Тито).

1958. Гавриил Качалин. Разгромное поражение в товарищеском матче с Англией (0:5), самое крупное в истории нашей сборной.

1962. Гавриил Качалин. Неудовлетворительное выступление на чемпионате мира в Чили (проигрыш в 1/4 финала чилийцам).

1964. Константин Бесков. Неудовлетворительное выступление на Кубке Европы (проигрыш в финале «франкистской» Испании).

1968. Михаил Якушин. Неудовлетворительное выступление на чемпионате Европы (знаменитый проигрыш в «орлянку» Италии).

1972. Александр Пономарев. Официальная версия: по состоянию здоровья. Неофициальная: крупное поражение от немцев в финале ЧЕ-72.

1973. Евгений Горянский. Неудовлетворительное выступление в отборочных играх ЧМ-74.

1976. Валерий Лобановский. Неудовлетворительное выступление на ЧЕ и Олимпиаде в Монреале (третье место).

1979. Никита Симонян. Провал двух отборочных циклов подряд.

1982. Константин Бесков. Неудовлетворительное выступление на ЧМ в Испании (невыход в полуфинал).

1983. Валерий Лобановский. Проигрыш португальцам в отборочном цикле ЧЕ-84.

1986. Эдуард Малофеев. Официальная версия: по состоянию здоровья. Неофициальная: невыразительная игра команды в преддверии ЧМ в Мексике и отказ формировать штаб сборной по образцу ЧМ-82.

УВОЛЬНЕНИЯ (ОТСТАВКИ) ТРЕНЕРОВ СБОРНОЙ РОССИИ

1994. Павел Садырин. Выступление сборной России на ЧМ-94 в США было признано неудовлетворительным, и Садырина попросили освободить занимаемую должность.

1996. Олег Романцев. Та же история, что и с Садыриным, только Романцев сам подал в отставку после провала на Евро-96.

1998 (июль). Борис Игнатьев. Не выдержав давления со стороны СМИ и общественности, за три месяца до начала отборочных матчей ЧЕ-2000 Игнатьев освободил кресло главного тренера сборной.

1998 (декабрь). Анатолий Бышовец. Шесть поражений в шести матчах — сухая статистика пребывания у руля первой команды страны Анатолия Бышовца.

2002. Олег Романцев. После проигрыша бельгийцам в решающем матче группового раунда ЧМ-2002 весь штаб сборной во главе с Романцевым подал в отставку.

Новости. Футбол