БСК летит вперед, на «Локомотиве» короткая остановка
Два года назад, когда начался демонтаж старых конструкций стадиона «Локомотив» на Б.Черкизовской улице, с трудом верилось, что через несколько лет появится новое, построенное по современным технологиям спортивное сооружение. Но оно выросло на старом месте, причем произошло это досрочно, не через пять лет, как планировалось первоначально, а подобно птице Феникс, возродившейся из пепла, новый стадион «Локомотив» возник через два года. И это в основном благодаря строителям и руководителям Балтийской строительной компании, которые лишний раз доказали свою состоятельность и ответственность. Стадион, правда, не сдан под ключ, но главное дело сотворено, и участники первых встреч чемпионата России на перестроенной арене и первые тысячи зрителей, побывавшие на матчах «Локомотив» — «Уралан» и «Локомотив» — ЦСКА, искренне порадовались новому спортсооружению. После этого генеральный директор БСК «Москва» Олег Тони со спокойной совестью улетел отдыхать, поэтому нашему корреспонденту удалось поговорить о компании, о строительстве стадиона «Локомотив» с заместителем генерального директора Сергеем Петровичем Матвеевым.
С БЕРЕГОВ БАЛТИКИ НА МОСКВУ-РЕКУ
— Сергей Петрович, прежде всего должен сказать, что футболисты и тренеры «Локомотива», «Уралана» и ЦСКА отметили отличную работу вашей компании и попросили передать строителям большое спасибо.
— Приятно слышать.
— Расскажите о своей компании. Ведь судя по названию, надо полагать, она находится на берегах не Москвы-реки, а Балтийского моря.
— Балтийская строительная компания была создана восемь лет назад в Санкт-Петербурге. Ее основатель — известный транспортный строитель Игорь Александрович Найвальт. Первоначально БСК задумывалась как компания, которая будет специализироваться на модернизации и реконструкции скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Эта задача была решена еще в прошлом году, а к тому времени наша компания стала строить и другие, промышленные и жилищные, объекты, причем география строительства расширилась от Калининграда до Находки. В БСК около 80 управлений, 3 завода и в общей сложности работают более 30 тысяч человек.
— Поскольку МПС и БСК в какой-то степени родственные отрасли и решают задачи строительства и эксплуатации железных дорог, то, видимо, выбор вашей компании в качестве генерального подрядчика при строительстве «Локомотива» не стал случайностью.
— МПС остановило свой выбор на нашей компании действительно не случайно. Но объяснение тому не только в том, что у нас общий знаменатель, в данном случае железная дорога. Согласитесь, что далеко не каждому родственнику можно доверить забить гвоздь в своем доме, а тем более построить целый спортивный комплекс. Доверие МПС к БСК объясняется прежде всего тем, что наша компания при реконструкции магистрали Москва — Санкт-Петербург доказала свою состоятельность и верность данному слову. Более того, за несколько лет она успела накопить немалый опыт, так что по праву стала лидером в строительной отрасли. Руководители МПС на собственном примере убедились в том, с кем имеют дело, поэтому без колебаний заключили с нами контракт на строительство не только стадиона, но и спортивного комплекса в целом, в который входят ледовый дворец, аквапарк, многоярусный гараж, стоянка.
ЧИСТО ФУТБОЛЬНЫЙ СУПЕРСТАДИОН
— Но в строй вы ввели только стадион. В чем его основное отличие от других спортсооружений, скажем «Лужников», которые почти полвека были главной спортивной достопримечательностью Москвы?
— Прежде всего, «Локомотив» — чисто футбольный стадион, без беговых дорожек. За годы, прошедшие после реконструкции «Лужников», в мире строительства произошло немало изменений, появились новые технологии, которые были использованы нами при строительстве стадиона, насыщение его самым современным инженерным и специальным оборудованием.
— Насколько известно, первоначально предполагалась реконструкция стадиона. Однако вы полностью демонтировали его и построили новую арену. Была ли в этом острая необходимость?
— То, что сделано нами на «Локомотиве», аналогично строительству храма Христа Спасителя, на месте которого, напомню, 70 лет назад пробовали вознести к небесам Дворец Съездов, потом, наоборот, ушли в землю, соорудив бассейн «Москва». Когда же возник вопрос о восстановлении храма, лучшим вариантом было признано строительство его заново. Так и на «Локомотиве» были полностью снесены трибуны, поменялись коммуникации, и на этом месте появилось все новое, сделанное по самым современным технологиям. С гордостью могу сказать, что нам не стыдно за свою работу — стадион получился и красивым, и безопасным во всех отношениях. Например, как и при реконструкции Останкинской телебашни, была использована современная вантовая система, причем укрепляющие стержни между трибунами выполнены в виде буквы «Л», так что получилось и надежно, и красиво. Интересное конструкторское решение применено при разработке прозрачного козырька над стадионом. Важно и рациональное использование подтрибунного пространства. Есть просторные раздевалки для игроков, арбитров, специальные комнаты для собраний, предматчевых установок, а также большой пресс-центр, тренировочные залы со всевозможными тренажерами. Одной из особенностей «Локомотива» можно считать то, что при желании поле можно будет использовать не только для игры в футбол, но и для других зрелищ, для этого надо будет установить специальные платформы с театральной сценой. По крайней мере, у нас такой проект есть, а остальное будет зависеть от финансового положения клуба, пожеланий его руководителей. Не секрет, что за основу мы взяли амстердамский стадион, и приезжавшие недавно специалисты из Голландии признали, что «Локомотив» по некоторым компонентам превосходит амстердамскую арену.
ЖУЧКИ СЪЕЛИ ТРАВКУ
— «Лужники» по красоте не уступают многим лучшим стадионам мира. Однако решить проблему поля на нашей главной арене никак не могут. Не повторится ли подобная ситуация и на «Локомотиве»?
— Мы, разумеется, учли просчеты строительства поля в «Лужниках», где после долгих мучений недавно вообще отказались от травяного покрова и сочли нужным уложить искусственный газон. Ничего подобного на «Локомотиве» не произойдет, поскольку на нем установлена самая современная система полива, дренажа и подогрева, что обеспечит нормальный рост травы и исключит, в частности, такой нежелательный процесс, как ее гниение, которое явилось главной причиной отказа от травяного газона в «Лужниках».
— Тем не менее газон на «Локомотиве» успели поменять. Почему?
— Это не наша вина. Хотя и в самом деле пришлось поменять 25% всего ковра из-за того, что там жучки съели много травы. Дело в том, что он был доставлен швейцарской фирмой с австрийских Альп, но поставщики не до конца выполнили наши рекомендации. Правда, есть и другая версия — жучки, возможно, из-за смены высоты и температуры в Москве проявили поразительную активность.
— Стадион вы построили в сжатые сроки, в два раза быстрее, чем было запланировано. Как вам это удалось?
— Главенствующий показатель — это очень грамотный подход к вопросу организации строительного процесса в структуре БСК. В нашей компании имеются все подразделения строительной промышленности, причем речь идет не об отдельных работниках, строителях, а о целых подразделениях, которые оперативно решают свои задачи.
— Ложи VIP есть теперь на всех стадионах. Но на «Локомотиве» они, говорят, представляют собой что-то особенное. Это действительно так?
— У меня нет возможности сравнивать ложи VIP на разных российских стадионах — ведь важно не только, как они оборудованы, но и что входит в обслуживание хозяев или гостей этих лож. И все же скажу, что на «Локомотиве» ложи для особо важных людей действительно впечатляют отделкой, уютом, отличным видением поля с любой точки арены. Они расположены между верхним и нижним ярусами по всему периметру стадиона, и каждая из них рассчитана на 10—25 человек.
— БСК имеет такую ложу?
— Сами мы не просили, а предложений от руководителей футбольного клуба нам не последовало.
БЕЗОПАСНОСТЬ — НА ВСЕ СТО ПРОЦЕНТОВ
— А как обстоят дела с обеспечением безопасности зрителей, участников?
— При разработке проекта были учтены все пожелания надзорных органов — пожарной охраны, УВД, были тщательно проработаны все случаи вандализма на стадионах во всем мире. Первое, что было взято за основу, — это жесткое разделение небьющимися стеклянными щитами толщиной 12 миллиметров секторов на трибунах. А для особо буйных болельщиков выделен даже вандальный сектор, расположенный на верхнем ярусе. Далее разработана и установлена система видеоконтроля — если не ошибаюсь, по периметру находятся 27 телекамер, которые наблюдают за 22 входами. На каждом ярусе имеются также дополнительные камеры, которые передают информацию на диспетчерский пульт. Позаботились мы и о противопожарной безопасности, применив две системы тушения: водяную и порошковую. Все это, не сомневаюсь, гарантирует стопроцентную противопожарную безопасность.
— Сто лет назад булыжники были орудием пролетариата. А в наши дни футбольные фанаты в борьбе с милиционерами, омоновцами, соперниками из других команд взяли на вооружение пластмассовые сиденья на стадионах. На «Локомотиве» сиденья могут быть использованы как диски для метания в соперников?
— Не думаю, хотя вряд ли кто даст твердую гарантию. Как говорится, сила есть — ума не надо. Лично я пробовал оторвать одно сиденье, но у меня это не получилось, хотя слабаком себя не считаю. Надеюсь, что примененный нами крепеж не позволит оторвать сиденья и хулиганам.
— Слышал, что именно из-за сидений верхний ярус пока закрыт. Это так?
— Не совсем, хотя задержка с пуском зрителей на верхний ярус и в самом деле связана с болельщиками. Дело в том, что изначально в проекте была допущена одна, как выяснилось позже, существенная неточность: наши расчеты по крутизне ступенек вроде бы полностью соответствуют российскому ГОСТу, но, как уточнил комиссар ФИФА, все-таки не отвечают мировым стандартам. Поэтому мы вынуждены заниматься доработкой, устанавливать в каждом ряду верхнего яруса защитные леерные ограждения, общая длина которых достигнет 12 километров. И в этом одно из объяснений, почему в июле мы не сдали стадион под ключ. Впрочем, это не явилось нарушением договора по срокам — торжественное открытие «Локомотива» заранее было приурочено к 3 августа, когда на стадионе состоится праздник, посвященный Дню железнодорожника.
СУДЬБА АКВАПАРКА ПОД ВОПРОСОМ
— По контракту с МПС вы должны построить не только футбольный стадион, но и аквапарк. Какова его судьба?
— Откровенно говоря, ничего нового и утешительного по этому поводу сказать не могу, хотя по договору мы сделали все, чтобы построить аквапарк в намеченные сроки. Остальное будет зависеть только от руководителей МПС и футбольного клуба, которые до сих не приняли решения о будущем этого сооружения — то ли достраивать, то ли поставить объект на консервацию. Мы, во всяком случае, готовы сделать и то и другое, хотя и пробуем доказать руководителям МПС нецелесообразность консервации: ведь это не постановка паровоза в депо, а очень дорогостоящая процедура. В моем понимании, на консервацию, например, практически уйдет три четверти денег, которые потребуются на окончание строительства, поскольку придется возвести фасад, кровлю аквапарка, все застеклить, провести другие работы. Приходится нести лишние расходы на то, чтобы сохранить дорогостоящее зарубежное оборудование в хорошем состоянии — наши склады уже им забиты, и мы вынуждены просить зарубежных поставщиков не торопиться с доставкой оставшегося оборудования.
ЧЕТЫРЕ «КИТА», ПОСТРОИВШИЕ «ЛОКОМОТИВ»
— Представьте тех, кто построил это футбольное чудо на Большой Черкизовской.
— Возглавляет финансово-промышленную группу «Балтийская строительная компания», как я уже говорил, Игорь Александрович Найвальт, непосредственно строительством стадиона занималось одно из крупнейших подразделений «БСК-Москва». Ее генеральный директор Олег Вильямсович Тони — убежденный сторонник внедрения всего современного. Важно учесть, что БСК появилась в Москве позднее других аналогичных компаний, когда строительный рынок был практически поделен, и нам не просто было завоевать место на нем. Считаю, что нам это удалось. Теперь у нас новые задачи — удержаться на нем. Нет сомнения в том, что «Локомотив» — лишнее свидетельство мощи БСК и со временем подтвердит, что наша компания строит на века.
— Но Найвальт и Тони — это руководители компании. Их заслуга в появлении в столице суперстадиона, способного принимать любую команду, безусловно, велика. Но ведь были и непосредственные строители, архитекторы. Может быть, назовете их.
— Все строительство, считаю, вытащили четыре «кита», которые два с половиной года работали на «Локомотиве», как говорится, с первой лопаты и до последнего гвоздя. Это БСК-44, возглавляемая Игорем Николаевичем Бакутиным, БСК-55 — начальник Дмитрий Иванович Усачев, БСК-24 — Владимир Борисович Хон и БСК-МГСС — Олег Александрович Райко. Непосредственно на стройке всеми работами руководил один из заместителей генерального директора «БСК-Москва» Геннадий Константинович Ковалев. На последнем этапе большую помощь нам оказала администрация футбольного клуба «Локомотив».
СТАНУТ ЛИ АРХИТЕКТОРЫ И СТРОИТЕЛИ «ЛОКОМОТИВА» ЛАУРЕАТАМИ ГОСПРЕМИИ?
— Что расскажете об архитекторах, которых, говорят, намерены представить к госпремии?
— Мы работали в тесном сотрудничестве с московской проектной организацией МНИИП «Моспроект-4», которую возглавляет вице-президент Союза архитекторов А.В. Боков, а главным архитектором «Локомотива» был руководитель Мастерской-6 МНИИПО КОЗ Д.В. Буш. О том, как мы поработали, можно судить хотя бы по тому, что такие спортивные комплексы, как «Локомотив», хотят построить «Спартак», ЦСКА, а также в Екатеринбурге, Казани. Что касается предполагаемого присвоения архитекторам госпремии, то нужные документы, насколько мне известно, уже поданы в соответствующие комиссии. Если архитекторы станут лауреатами, то это, безусловно, будет им заслуженной наградой.
— В таком случае есть надежда, что не будут забыты и строители БСК — ведь именно они воплотили в жизнь идею архитекторов.
— Строители действительно оказались в роли Пигмалиона, который вдохнул жизнь в мраморную Галатею. Но не нам решать: быть ли строителям БСК лауреатами госпремии.
КСТАТИ
Еще одним подтверждением разноплановой строительной деятельности БСК смело можно назвать и завершающееся строительство Патриаршего подворья в московском районе Орехово-Борисово.
Стадион «Локомотив» рассчитан на 30 000 зрителей: верхний ярус — 14 500, нижний — 15 500. Размеры поля 105х68 м. Освещение 1200 люкс. По периметру между ярусами оборудованы 60 лож VIP, в каждой из которых от 10 до 25 мест. Ложа прессы вмещает 150 человек.
Первый матч на новом клубном стадионе футболисты «Локомотива» провели 5 июля нынешнего года. В тот день команда Юрия Семина обыграла элистинский «Уралан» со счетом 1:0.