Геннадий Нижегородов: Мрачные мысли оставляю в автобусе
Укомплектованность всех линий столичного «Локомотива» вызывает уважение. Однако качественный и количественный состав обороны серебряного призера нашего чемпионата и обладателя Кубка России производит, пожалуй, наибольшее впечатление. Но Геннадий Нижегородов, перейдя зимой 2000-го в команду Юрия Семина из уже начинавшего свое крутое пике нижегородского «Локомотива», с удивительными внешней легкостью и быстротой закрепился в основе своего нового клуба. И сейчас без этого цепкого защитника заднюю линию лидера российской премьер-лиги представить сложно. Впрочем, дела у Геннадия успешно складываются не только на футбольном фронте: в конце июня в его семье произошло прибавление – родился сын, которого назвали Костей.
О ВЫБОРЕ В ПОЛЬЗУ «ЛОКО» ЖАЛЕТЬ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ
— Переход из нижегородского «Локомотива» в московский представлялся вам единственно верным вариантом трудоустройства?
— Приглашений у меня было тогда достаточно много. Но наиболее успешно развивались переговоры со столичным «Торпедо». После того как мы пообщались с Владимиром Алешиным и Виталием Шевченко, речь уже шла о подписании контракта. Однако как раз тогда Николай Худиев, работавший с молодежной сборной страны, за которую я играл, рассказал мне, что мной интересуются и тренеры «Локомотива». Переговоры прошли очень быстро, и я подписал соглашение с клубом железнодорожников. С тех пор у меня не было причин жалеть о том решении.
— Вряд ли этому стоит удивляться. В основной состав «Локомотива» вы пробились, наверное, в максимально короткий срок. Так ведь?
— Да, пожалуй. И не скрою, что я и переходил в клуб с желанием непременно играть, а не сидеть в запасе. Думаю, уже по ходу первых тренировочных сборов в межсезонье мне удалось получить кредит доверия у тренеров команды. Оставалось только его отработать во время чемпионата, что я старательно потом и делал. Защитников в «Локомотиве» хватает, но такая серьезная конкуренция, если не нервничать, а работать с большой самоотдачей, должна идти только на пользу. Лично же мне к тому же очень помог Игорь Чугайнов, исполнявший тогда обязанности капитана команды. Он не давил на меня, дебютанта, а поддерживал своевременными советами. Вообще обстановка в «Локо», по-моему, располагает к тому, чтобы новички быстро осваивались в нем.
— Перейдя в столичный «Локомотив», быстро почувствовали, что оказались в российском элитарном клубе?
— Практически сразу. Но принадлежность к элитной группе клубов в основном проявлялась отнюдь не в материальных категориях. Прежде всего из первых впечатлений в клубе мне запомнилось ощущение, что настрой на каждый матч должен быть предельно высоким. Другое дело, нам не всегда удавалось взять важные очки, но ответственность команды в целом и каждого из нас в отдельности чувствуется постоянно. Нижегородская же команда часто решала проблему сохранения прописки в высшем дивизионе, и соответственно основная ставка делалась лишь на отдельные матчи, в которых ее можно было решить быстрее всего.
ГАЛСТУК ПОСЛЕ МАТЧА НЕ СТЕСНЯЕТ
— Однако об имиджевых характеристиках в вашем клубе тоже не забывают. В отечественном футболе «Локомотив» остается единственной командой, игроки которой появляются после матча из раздевалки в костюмах при галстуках. Вы-то сами себя в цивильной клубной униформе как ощущаете?
— Меня галстук после игры ничуть не стесняет. И лично я считаю, что установить эту традицию «Локомотиву» подсказала логика развития профессионального клуба. Если перед нами ставится задача приблизиться к высококачественным европейским образцам футбола, то мы должны стремиться соответствовать определенному характеру поведения не только на поле, но и за его пределами. Кстати, на выездные матчи российской премьер-лиги мы, случается, отправляемся в спортивной форме. Однако в ближайшем будущем, вероятно, и подобных исключений делаться не будет.
— Вам довелось играть в командах таких разноплановых специалистов, как Юрий Семин и Валерий Овчинников. Для вас существует определение «психологическая совместимость между футболистом и тренером»?
— Я считаю, что при серьезном отношении к делу и совершенно разные люди в футболе могут найти общий язык. Хотя, разумеется, индивидуальный подход к игрокам тренерам иногда нужно искать. Ну а в «Локомотиве» Юрию Павловичу два раза повторять ничего нам обычно не приходится. Но бывает, конечно, вызывает игроков группами по амплуа – объяснить специфические тактические установки.
— Кстати, в обороне «Локомотив» использует различные варианты игры. Как вы относитесь к такому многообразию?
— По-моему, это плюс для всего нашего футбола. Хорошо ведь, когда команда способна применить против определенного соперника нужный тактический вариант, в данном случае – действий в обороне. А то ведь еще несколько лет назад почти все российские команды действовали в защите исключительно «по игрокам». Теперь же мы и зонную оборону применяем, а порой и вовсе обходимся без «либеро», выстраивая «линию».
БУДЕТ НУЖНО – СЫГРАЮ НА БРОВКЕ
— Самому-то вам как удобнее играть?
— Чаще всего мне доводилось действовать персонально против форварда соперников. Но я на этой роли не зацикливаюсь. Если б было нужно, например, бровку целиком закрыть, то, надеюсь, справился бы.
— Переход на европеизированный вариант обороны «в линию» вам в «Локомотиве» тяжело давался?
— Главное, на мой взгляд, в том, что мы его последовательно отрабатывали. Никаких шараханий ведь не было. Началась прошедшей зимой предсезонная подготовка, и мы на сборах новую схему стали отрабатывать. Да, не все сразу получалось. Проиграл же тогда «Локо» датскому «Виборгу» 1:5, но никто не поспешил объявить эксперимент провальным. Мы продолжили работу, и теперь линейная оборона усилила тактический арсенал команды.
— А неудачи в официальных матчах вы лично как переносите?
— Обычно стараюсь все обдумать, какими бы неприятными мысли ни были, в первые же часы после неудачной игры – в автобусе, например, или в самолете. По крайней мере, домой в совсем уж мрачном настроении не возвращаюсь – приношу только добрые мысли. Тем более теперь, когда в нашей семье появился малыш. Хотя жена все равно понимает, что на меня свалились неприятные переживания, и старается о неудачных эпизодах не напоминать.
МОЕ ВРЕМЯ ЕЩЕ ПРИДЕТ
— Пока вы играете за «Локомотив», ваша команда дважды завоевывала серебро чемпионата России. Как считаете, когда она была ближе к чемпионству – в позапрошлом сезоне или год назад?
— Если судить о силе клуба по его очному противостоянию со «Спартаком», то два последних года «Локомотив» держится на весьма достойном уровне. Но обидные поражения нам пока не позволили достичь «золотой» вершины. В 2000-м решающим стал проигрыш «Торпедо», а в прошлом сезоне мы уступили аутсайдерам – «Черноморцу» и «Факелу». Таких провалов нужно научиться избегать. Но уже сейчас радует, что по крайней мере у нашей команды нет боязни чемпиона.
— А кто, по-вашему, станет главным соперником вашего клуба в борьбе за золото в нынешнем году?
— Трудно судить с большой долей уверенности. Конкурентоспособность «Спартака» во многом зависит от того, насколько быстро ему удастся преодолеть кризис. А игровой потенциал ЦСКА пока точно оценить тоже нелегко. Армейская команда, похоже, еще не до конца сформировала свою игру – очень уж в ней много дебютантов.
— Вы ведь находились в поле зрения тренеров сборной. Однажды вас даже вызывали на ее сбор. Расстроились, что не ездили в Японию?
— Нет, пожалуй. Все-таки мне не так много лет. Надеюсь, мое время еще придет.
ДОСЛОВНО
Геннадий НИЖЕГОРОДОВ, защитник «Локомотива»
«Меня галстук после игры ничуть не стесняет. И лично я считаю, что установить эту традицию «Локомотиву» подсказала логика развития профессионального клуба. Если перед нами ставится задача приблизиться к высококачественным европейским образцам футбола, то мы должны стремиться соответствовать определенному характеру поведения не только на поле, но и за его пределами».