Юрий Семин: Тренерская школа в России сохранилась
Юрий Семин уже имеет давний опыт работы с главной командой страны. В 94-м он был в тренерской команде Павла Садырина, руководившей сборной России на чемпионате мира в США. И хотя в дальнейшем Семин зарекомендовал себя прежде всего как один из ведущих клубных тренеров страны, у него, разумеется, есть свое мнение относительно принципов работы с национальной командой. С главным тренером «Локомотива» мы побеседовали на финише завершившегося чемпионата мира.
— Если говорить о результатах нашей сборной, чемпионат оставил неприятные воспоминания. Да и судейские скандалы, и крушение фаворитов наверняка многих разочаровали. А что-то полезное из уроков мирового первенства тренер может извлечь?
— На чемпионате как никогда разнообразно были представлены лучшие образцы школ разных континентов. И турнир стал их наглядной демонстрацией. На нем было на что посмотреть, и лично я старался увидеть как можно больше трансляций из Японии и Кореи. Не следует полагаться исключительно на чужой опыт, но познакомиться с ним все-таки стоит. К тому же чемпионат проходил в сложных климатических условиях. И все тренеры еще раз убедились, насколько важна в современном футболе функциональная подготовка игроков.
— Но ведь многие сборные испытывали трудности из-за того, что большинство их футболистов были переутомлены во время клубного сезона. Наверное, это и нашей команды касалось?
— Да, я считаю, что участники чемпионата находились в неравных условиях: тем командам, которые были сформированы из футболистов, выступающих в ведущих европейских клубах, приходилось весьма тяжело. Еще бы, с учетом матчей в евротурнирах и выступлений за сборные им пришлось провести чуть ли не по 60 матчей в год! И очевидно, что лучше бы проводить чемпионат попозже, чтобы футболисты из Старого Света могли немного набраться сил.
— Сейчас много спорят о том, кто должен руководить сборной России, часто заходит речь об иностранных специалистах. Как считаете, в Европе существует много самостоятельных тренерских школ и какая из них наиболее адаптирована к российскому футболу?
— Конечно, наставники каждой футбольной страны имеют свои особенные взгляды на футбол. И у них могут быть и плюсы, и минусы. Вот ведущие итальянские тренеры, безусловно, являются высококлассными специалистами, но, на мой взгляд, в какой-то момент они слишком уж увлеклись защитными построениями и их «каттеначио» эффективен не всегда. Если же говорить о нашем футболе, то я убежден, что российская тренерская школа имеет хорошие традиции и ее возможности далеко не исчерпаны.
— Вас убедили в этом прошлогодние матчи Лиги чемпионов, когда вы столкнулись с ведущими европейскими специалистами?
— О своей команде, а значит, и о собственной работе много говорить неудобно. Замечу только, что осенью прошлого года «Локомотив» практически не уступал своим соперникам в Лиге чемпионов ни тактически, ни физически. Исход игры не в нашу пользу зачастую решали лишь отдельные звезды, например, Кафу.
— Языковой барьер при работе иностранного специалиста со сборной может оказаться решающим отрицательным фактором?
— Возможность общения на одном языке важна практически в любой профессии. А уж тренеру для взаимопонимания со своими игроками она тем более необходима. Но я не считаю, что из-за проблем с языком следует в принципе отказаться от идеи приглашения на пост главного тренера сборной иностранца. Разные ведь специалисты бывают: если человек действительно хочет всерьез работать и решать большие задачи, он ответственно подойдет к языковому вопросу. Вот в «Баварии» же в свое время поставили Трапаттони условие: за два месяца выучить немецкий язык. И ничего, он справился с задачей и здорово работал.
— Совмещение работы в клубе и в сборной для российского тренера, на ваш взгляд, в нынешней ситуации возможно?
— Выскажу свое личное мнение: я считаю, что такое совмещение нежелательно. Вряд ли оно пойдет на пользу работе любого специалиста.
— И последний вопрос. Как считаете, могла наша сборная выступить в Японии лучше?
— Я полагаю, команда имела неплохой потенциал. Но утверждать со стороны, что она непременно должна была сыграть более успешно в финальной части чемпионата, нельзя.