Как Олега Романцева увольняли из «Спартака»

Еженедельник «Советский Спорт Футбол» вспоминает, как уходила эпоха.
news

15 июня 2003 года «Спартак» выиграл свой последний трофей в истории – Кубок России. Через четыре дня команду покинул Олег Романцев – великий тренер, после 15 сезонов и десяти выигранных чемпионатов, не захотел мериться с потерей власти в родном клубе.

Алексей Зинин, руководивший пресс-службой «Спартака» в 2002-2004 годах, помог «ССФ» вспомнить, как уходила эпоха.

РОМАНЦЕВ

- Ощущение, что «золотое» время «Спартака» подходит к концу, возникло еще чемпионской осенью 2001-го. У команды уже не было запаса прочности - за последние три года «Спартак» покинул целый ряд больших игроков, а смены подобного калибра не было и близко. От прихода многочисленных новичков и легионеров страдала идеология – главная движущаяся сила красно-белых. Не было стратегии развития. А ЦСКА, «Локомотив» и отчасти «Зенит» стремительно набирали обороты.

В такой ситуации нужны были четкие и логичные шаги коллектива единомышленников. При этом все – особенно президент клуба Андрей Червиченко, занявший этот пост в 2002 году, и главный тренер – должны были в чем-то прыгнуть выше головы. Но Андрей Владимирович только входил в футбол - ему еще предстояло узнать, что законы, принесшие успех в бизнесе, в спорте работают плохо. А великий тренер к тому моменту стал проигрывать самому себе, видимо, исчерпав лимит на подвиги.

Романцев и так продержался на самом верху слишком долго. Организм, на протяжении многих лет находившийся в состоянии колоссального стресса, стал «рассыпаться». Нервная система была истощена до предела. Не помогали ни таблетки, ни уколы. Олег Иванович не спал по трое суток, становился все более хмурым и замкнутым. Теряя силу, он все менее походил на великого Романцева. Выкуривал по полторы-две пачки за день – в комнате на базе пепельница вечно была с горой, безостановочно пил кофе. Чисто по-человечески за него было реально страшно. А давление продолжало расти.

Не удивительно, что Олег Иванович несколько раз порывался уйти. По-моему, такая попытка была и после разгрома от «Ливерпуля» (0:5 в матче Лиги чемпионов. – Прим.ред.) осенью 2002-го. Но, мне кажется, в тот момент сам Олег Иванович еще не был готов к отставке. В глубине души он надеялся, что вновь прорвется, победит, «ведь он же Романцев!». Хотя многие решения стали противоречить им же выстроенной системе. Стала ослабевать и безукоризненная до того дисциплина.

Показательный штрих. В «Спартаке» было заведено: как только Романцев заходит в салон клубного автобуса, тот сразу отправляется. Олег Иванович мог зайти даже раньше намеченного времени, и все равно все уже были внутри. В свое время на этом «погорел» Андрей Тихонов – в 1993-м в Роттердаме зашел в автобус после главного тренера и потом год «заслуживал прощения» в дубле.

И вот 2002 год. Команда должна ехать на игру. Олег Иванович занял свое место, пора выдвигаться, а ему говорят: «Кебе нет». Прежде невозможно было представить, чтобы команда кого-то ждала! Но времена изменились - это был уже другой «Спартак». Кебе появился спустя какое-то время и через переднюю (!) дверь мимо романцевского кресла (!!), как ни в чем не бывало, прошел по салону в наушниках, что-то напевая (!!!). То, что тренер пытался испепелить его взглядом, обычно наводящим на игроков ужас, на африканца абсолютно не действовало. Мы со Стасом Черчесовым и Володей Бесчастных переглянулись – у людей, знавших прежний «Спартак», читалось такое недоумение в глазах!

У ситуации не было никаких последствий, Кебе даже не оштрафовали…

ЧЕРВИЧЕНКО

- Романцев на протяжении долгого времени был в «Спартаке» даже больше, чем царь и бог. Но в начале «нулевых» ситуация сложилась таким образом, что клуб нужно было спасать – источников финансирования фактически не осталось.

Для Червиченко – добившегося в жизни всего, что хотел - футбол оставался страстью, нереализованной детской мечтой. Мне показалось, что поначалу, вкладывая в «Спартак» деньги, он даже не думал о том, чтобы стать хозяином клуба. У них с Романцевым были хорошие отношения, они вынашивали совместные планы.

В итоге, выкупив контрольный пакет акций и став президентом, Червиченко полностью взял финансирование клуба на себя. А когда ты вкладываешь свои деньги - не можешь оставаться в стороне. Тем более, нужно знать Андрея Владимировича – ярковыраженного лидера с мощнейшей энергетикой.

На мой взгляд, союз Романцева и Червиченко мог стать огромной силой. Но они оказались к этому союзу не готовы, им не хватило терпения в понимании друг друга. Оба – Козероги, упертые и дико уверенные в своей правоте. Каждый считал себя хозяином положения и не хотел уступать.

Перед началом сезона-2003 Червиченко, приехав на сборы и пообщавшись с Романцевым, был близок к отчаянию. Он сам не верил, что что-то еще может получиться. И Олег Иванович не верил. По ходу сезона это ощущение появилось у всех - «Спартак» вошел в штопор и падает. Нужна была хоть какая-то развязка. И она должна была наступить.

ЗАЯВЛЕНИЕ

13 июня, пятница

- Финал Кубка был в воскресенье. В пятницу вечером я только успел приехать на дачу – раздался звонок. Романцев. Время позднее, после десяти, но я не удивился – обычная практика.

- Алексей, ты можешь собрать завтра журналистов? Мне нужно встряхнуть команду.
По тону и интонации я сразу понял – это не просто эмоциональный всплеск, намечается что-то серьезное.

- Завтра суббота, а в воскресенье газеты не выходят. Я приглашу четыре ведущих телеканала – вас это устроит?

- И в программе «Время» покажут? Мне нужен широкий резонанс.

- Думаю, это реально. Во сколько подъезжать?

- Давай в 14.00.

Чувствовалось, что Олег Иванович что-то не договаривает. Вариантов было два - либо отставка, либо демарш. Я больше склонялся к версии, что Романцев хочет объявить: «После финала я уйду». Выиграв Кубок, он бы уходил победителем.

14 июня, суббота

- Я приехал пораньше. В гостиной романцевского номера на базе помимо Олега Ивановича находились друзья-соратники - Павлов и Федотов. Сели вчетвером, я попросил объяснить, что именно происходит. Олег Иванович позвал с собой в рабочий кабинет и показал на доску, на котором романцевским почерком большими буквами был написан текст заявления для СМИ. «Вот, читай». Сейчас не вспомню ни строчки, но суть заявления была следующей: Червиченко разваливает «Спартак», необходимо спасать клуб от этого человека.

Это была революция…

- Олег Иванович, хотите знать, чем все закончится? – я попытался его переубедить. - Грандиозным скандалом и вашей отставкой. Нарушение корпоративной этики в России не прощают.

- Меня поддержат ребята. Мы будем бороться.

- Олег Иванович, кто именно вас поддержит?

- Да вся наша команда!

- Олег Иванович, мы в 21-м веке. Все ребята связаны с клубом контрактами. При всем желании у футболистов нет юридических оснований для революции. Максимум чего они смогут добиться – это собственной дисквалификации. Более того, у них и моральных оснований нет. Только при новом президенте многие стали получать большие зарплаты.

- Моральные основания есть. Они – спартаковцы. И мы должны спасти «Спартак».

- У вас есть конкретные кандидатуры людей, которые вернут Червиченко вложенные им в клуб 100 миллионов долларов, и будут тратить в месяц как минимум по два миллиона на содержание «Спартака»?

- Алексей, я для себя уже все решил.

! Полностью материал читайте в свежем номере еженедельника «Советский спорт Футбол». Завтра уже в продаже!

Новости. Футбол