Нужны ли наши тренеры на западе?

ТЕМА НОМЕРА
РОССИЙСКИЕ ТРЕНЕРЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
СВОИ СРЕДИ СВОИХ
Мы всеми силами верим в то, что российский футбол не хуже любого другого. И клубы наши рвутся в европейскую элиту, и лучшие игроки выступают за приличные зарубежные клубы. Судьи, правда, немного сдали позиции – все реже приглашаются на серьезные турниры. Но вот факт: российские тренеры никогда не работали ни в одном, даже среднем, европейском клубе. Не котируются? Почему?
Понятно, почему в советские времена наших тренеров никто не звал ни в Европу, ни в Америку: «железный занавес» не перепрыгнешь. По решению партии и правительства они могли лишь оказывать братскую помощь тем, на кого укажут. Вот и оказывали: Герман Зонин – Бирме, Владимир Маслаченко – Чаду, Анзор Кавазашвили – Гвинее, Игорь Нетто – Ирану…
Самые известные наши «международники» в российский период – Анатолий Бышовец (работа на Кипре, в Южной Корее да немного в Португалии) и Валерий Непомнящий (взлет сборной Камеруна на ЧМ-1990, работа в Турции, Южной Корее, Китае, Японии).
Есть еще уникальный Виктор Бондаренко, уже 25 лет покоряющий Африку (Мозамбик, ЮАР, Египет, Ангола). Согласитесь, на карте мира все эти страны, скорее всего, – футбольная провинция.
Но ни один российский тренер ни разу не работал в чемпионате большой европейской пятерки. Поговаривали, что в 1990-х мог перебраться в Италию Валерий Газзаев, испанский клуб «Депортиво» в то же время хотел заполучить Олега Романцева, но их переходы так и остались на уровне разговоров. Эти случаи лишь подтверждают правило: российские тренеры неинтересны западным менеджерам.
В чем проблема? Низкий уровень подготовки? Неготовность работать в западноевропейской среде? Найти ответы на эти вопросы мы попросили главного воспитателя тренерских кадров в нашей среде – директора Высшей школы тренеров Андрея Лексакова.

– Андрей Владимирович, что не так с нашими тренерами? Почему ими не интересуются европейские клубы?
– Главная причина – наши команды не показывают стабильно высоких результатов на международной арене. А по-настоящему заработать себе имя можно только там. Уже который год у нас все восхищаются Красножаном. А в Европе, поверьте мне, такой фамилии вообще не слышали. И, чтобы о Красножане там узнали, «Локомотиву» надо очень постараться в еврокубках.
Но есть и другая проблема. Большая часть российских тренеров просто не готова к проживанию и работе в европейской среде. Давайте посчитаем, кто из них владеет иностранными языками. Если говорить о топ-фигурах, могу назвать только две фамилии – Слуцкий и Газзаев. Да и то, английский Слуцкого и итальянский Газзаева, мягко говоря, неидеальны.
– Оставим топ-чемпионаты. Но ведь наших тренеров нет даже в европейских чемпионатах средней руки!
– А зачем им туда ехать? Наши тренеры – очень амбициозные люди. Если кто-то из них и готов уехать на Запад, то только в топ-клуб. Лучше уж работать в России, чем с каким-нибудь голландским или французским середнячком. У нас и платят лучше, и условия для работы намного приличнее. Знаете, что такое, например, тренировочная база эйндховенского ПСВ? Одна комната, в которой стоит 16 двухъярусных кроватей.
– Капелло и Анчелотти признавались, что учились тренерскому искусству по советским учебникам и конспектам советских тренеров. Насколько современные российские тренеры подкованы теоретически?
– Методически наши тренеры подготовлены очень хорошо. С этим вообще нет проблем. Я вам даже больше скажу: наши тренеры лучше и глубже понимают суть тренировочного процесса, чем многие европейцы. И объем знаний у них гораздо больше. Ни один европейский тренер не разбирается в вопросах физической подготовки, медицины и физиологии так, как наши тренеры. Типичная история: приезжает человек с Запада, ничего не знает, но уверен, что он самый лучший. Обойдусь без конкретных фамилий, но, поверьте, я много раз встречал таких, кто работал с российскими клубами.

– То есть по уровню образованию мы не отстаем от Запада?
– К нам сейчас приезжала комиссия ФИФА. Она контролировала процесс обучения тренеров на категорию PRO и признала, что наша образовательная система находится на самом высоком уровне. Можно даже сказать, входим в тройку – лучше только в Испании и Германии.
– А как же Голландия?
– По системности мы впереди голландцев. Но главный плюс голландских тренеров – они легко адаптируются в любой среде. Они же находятся в середине Европы. Немецкий язык у них – фактически родной, английский – тоже. Плюс они готовы ехать куда угодно, потому что в Голландии у тренеров крайне низкие оклады, даже в высшем дивизионе. По сравнению с нашей премьер-лигой, там вообще ничтожные заработки.
– Кого из нынешних российских тренеров, работающих в премьер-лиге, вам легче всего представить в Европе?
– Начнем с того, что все хорошие тренеры перемещаются по клубам со своими штабами. У нас, к сожалению, ни в одной команде нет такого тренерского штаба, который прямо сейчас был бы готов к работе в европейском клубе. Только зенитовский, но там все – итальянцы, кроме Симутенкова и Радимова.
А так назову Карпина. Он абсолютно европейский человек и готов там жить повседневно. Если он сейчас наберется здесь тренерского опыта и ему представится случай поработать в Испании, у него может очень хорошо получиться. Еще назову Слуцкого. Ну и Красножана, если он будет двигаться вперед.
– Когда российский тренер наконец появится в одном из чемпионатов топ-5?
– Только когда наша команда под руководством нашего тренера три года подряд сыграет в полуфинале Лиги чемпионов или три раза выиграет Лигу Европы.

СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ
ВЯЧЕСЛАВ КОЛОСКОВ,
экс-президент РФС, руководил отечественным футболом с 1979 по 2005 год:
– Причины две. Первая и самая главная – сейчас у нас просто нет тренеров высокой квалификации, которые могли бы составить конкуренцию зарубежным специалистам и заинтересовать топ-клубы. Не случайно таких тренеров не хватает нам самим. Поэтому в сборную, в клубы приглашаются легионеры. Считаю, что в России сейчас только два тренера – те, что прошли через киевское «Динамо», – могли бы быть востребованными и на Западе. Причина вторая – незнание иностранного языка, что в значительной степени осложняет работу любому иностранцу. Переводчики же, как правило, не более чем помощники и далеко не всегда полностью передающие мысли тренеров.
С этими проблемами мы сталкивались и тогда, когда я руководил нашим футболом. Не помню случая, чтобы какой-нибудь западный клуб проявлял интерес к советским специалистам. Были разговоры якобы о приглашении Лобановского и Романцева. Но они не уехали в Европу, и виной тому, по-моему, – незнание иностранного языка. Был еще один специалист высокой квалификации, который мог бы заинтересовать западные клубы, – Константин Бесков. Но он вряд ли уехал бы из Москвы.
Правда, при мне за рубежом работало много наших тренеров, но, опять же, не в Европе, а в Африке и Азии. Словом, выбор тренеров был побогаче, чем сейчас. Хотя и тогда не для суперклубов. Сейчас авторитет российских специалистов заметно упал, и это касается даже Африки и Азии. И это не случайно. У нас были очень сильный научный методический совет, целый научно-исследовательский институт. В этих учреждениях была хорошо поставлена подготовка квалифицированных тренеров. К нам регулярно приезжали делиться опытом зарубежные топ-специалисты. А потом все рухнуло. Хотя на Западе до сих пор не скрывают, что в работе по-прежнему используют нашу методику.
ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЕ
Опрос проводился на сайте www.sovsport.ru
Почему наши тренеры не востребованы на Западе?
4.6% Работодателей пугает наш менталитет
10.5% Мы не умеем себя подать
13.8% Будем успешно играть в еврокубках – позовут
32.9% Потому что мы ничем не сильнее местных
38.2% Потому что до топ-клубов не доросли, а заработки в России выше
Всего проголосовало 744 человека
uriykozlov
Наши тренеры за границей никому не нужны, потому что они снисходительно относятся к расслабленности игроков в играх, а там этого просто не понимают. Вагнер и Манише в разное время сказали: во что играют русские, мы не понимаем, но это не футбол.
Cвободный
1. Почти поголовное незнание английского языка и отсутствие желания что-то менять в этом плане. И как следствие – оторванность от зарубежных спортивных и бытовых реалий, что явно не способствует востребованности отечественных специалистов.
2. Менталитет другой и незнание психологии современного «человека мира». Не секрет, что большинство успешных современных футбольных структур – это глобальные проекты, в которых наглядно отображаются общемировые интеграционные процессы. Логично было бы предположить, что в них будут востребованы такие универсалы, как Спаллетти, умеющие найти общий язык и с камерунцем, и с украинцем.
3. Наши тренеры работают по устаревшим методикам. А вернее, как бы по советским методикам.
4. Отсутствие необходимой репутации. Имидж голландского, итальянского, немецкого тренерского цеха создавался десятилетиями. Кирпичик за кирпичиком. А с нашей стороны нет даже первой ласточки.
5. А ИХ и ТУТ неплохо кормят.
malena
Давайте смотреть правде в глаза. Репутация нашего футбола на Западе оставляет желать лучшего, и формируется она во многом исходя из объективной действительности: договорные матчи, скандалы в сборных (я имею в виду не кальян))), а письмо 14?). И это только вершина айсберга.
А что до необъективной реальности... Мы привыкли относиться к нашим тренерам как к людям второго сорта. Считается, что, пригласив иностранца, мы получаем гарантированное европейское качество: уж они-то все такие культурные, грамотные... Не то что наши. А если тренер невостребован дома, то вряд ли его кто-то будет стараться подписать.
А если взглянуть правде в глаза? Неужели Карпин хуже Лаудрупа? Вот Гуллита взяли. За какие заслуги? Кобелев же без работы! Надо просто любить свою страну и людей просто за то, что они есть, и за то, что они наши соотечественники. А мы – как та лягушка: вылезла на сушу и ну давай в свое болото гадить. Не многие из нас знают, что половина наших тренеров очень образованные и культурные люди, которые в свободное время и на стажировки ездят, и квалификацию повышают, и в театр ходят...
Владимир59
А у нас все составляющие футбольного действа примерно одного уровня – футболисты, тренеры, арбитры... И все для внутреннего пользования, больше особо нигде не нужны. Слишком много при футболе нефутбольных мотивов поется, сама игра чаще всего на задворках оказывается...
day
А я выскажу такую мыслишку: тренер – штучный товар (я говорю о хороших тренерах), а у нас практически все тренеры конвейерного типа, как ВАЗы, УАЗы и т.д. и т.п.
МНЕНИЯ
ЗА ЧТО НАШИХ НЕ ЛЮБЯТ?
Анатолий БЫШОВЕЦ, заслуженный тренер СССР и Украины:
– Наших тренеров просто не знают в Европе, потому что мы варимся в собственном соку. Вот у меня сегодня есть предложение возглавить одну из сборных, которая сейчас неудачно выступила на Кубке Азии. Предполагаю, что основанием для интереса к моей персоне стал мой опыт работы в Южной Корее. Приму ли я это предложение? Вряд ли. Несмотря на то что я уже три года без практики и очень соскучился по работе, желание найти работу в России все-таки перевешивает.
На данный момент я не вижу в России ни одного тренера, способного в будущем работать с европейским клубом. Мы находимся в тупике. Мы не смогли создать мост между нашим советским опытом и сегодняшним тренерским поколением.
Михаил ГЕРШКОВИЧ,руководитель Объединения отечественных тренеров по футболу:
– А в европейских топ-чемпионатах в принципе мало тренеров-иностранцев. Это у нас сейчас 26 тренеров с лицензией PRO (причем это только те, кто входит в наше объединение) сидят без работы, а на Западе свои кадры очень ценятся. Чтобы иностранцу возглавить хороший клуб из чемпионата «большой пятерки», нужно быть очень сильным специалистом.
В то же время хочу сказать, что с точки зрения понимания учебно-тренировочного процесса и знания методик наши тренеры как минимум не уступают европейцам. Плюс среди нового поколения наших тренеров довольно много тех, кто поиграл на Западе и хорошо понимает европейский уклад. Так что я совершенно не исключаю, что через несколько лет кто-то из наших тренеров будет работать в солидном европейском клубе.
Валерий ГАЗЗАЕВ, заслуженный тренер России:
– Что значит – не любят? Я не считаю, что наши тренеры совершенно не востребованы на Западе. В свое время европейские клубы проявляли интерес сразу к нескольким российским тренерам, но ни один из них по разным причинам так и не уехал. На меня, например, в начале 1990-х выходила итальянская «Фоджа». Велись вполне конкретные переговоры, но там сменился президент и тема закрылась.
Важно понимать, что сейчас по сравнению с 1990-ми ситуация сильно изменилась. Уровень российского чемпионата очень вырос, и, чтобы тренер сорвался из нашей премьер-лиги в Европу, должно поступить очень интересное предложение.
Дмитрий БУЛЫКИН, нападающий голландского «Ден Хага» (поиграл также в Бельгии и Германии):
– Во-первых, из-за незнания иностранных языков. Во-вторых, из-за отставания от современных методик. Это касается воспитания и тренировок. Между иностранными и русскими тренерами, с которыми я работал, большая разница. Особенно касательно психологии и подхода к футболистам. Есть европейский подход и есть наш, советский. Здесь больше доверия к футболистам и обращение к игрокам, как к личности. Никто не ходит и не проверяет по вечерам комнаты. Скажу больше: у нас даже взвешивание проходит пару раз в месяц. Игрок сам за себя ответственен. Вес повышает риск травмы, и если у игрока с этим проблемы, тренер может ему подсказать, но постоянно преследовать его не будет.
Из тех, с кем довелось работать, с наиболее европейским подходом был Прокопенко. Но из-за языкового барьера он мог реализовать себя только дома. А кто из наших говорит по-английски? Мутко в счет не берем!
Может, сейчас разница сокращается, я не знаю, уже давно не играл в России. То, что в клубах появились наши тренеры, поигравшие в Европе, – уже плюс. Надеюсь, в будущем ситуация будет меняться, русские тренеры будут поднимать свой уровень, учить языки и обучаться тренерскому мастерству в Европе. Правда, не верю, что это может произойти в самое ближайшее время.
Гаджи ГАДЖИЕВ, главный тренер «Анжи»:
– Девять лет назад я был приглашен в «Сандречче» Хиросима, но по личным обстоятельствам долго там не задержался. Но и этого времени хватило, чтобы узнать особенности жизни в незнакомой стране. Разумеется, у меня тоже была проблема с языком. Был, правда, переводчик, но чаще всего он был хорошим помощником только при решении бытовых вопросов. На предматчевых же установках, на разборах игр я неоднократно убеждался в том, что он пересказывал игрокам не мои мысли, а свои взгляды на футбол, полагая, что частое общение со мной сделало его футбольным специалистом. Но в целом я получил в Японии богатый опыт работы в футбольной команде.