СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
ВАЛЕНТИН АФОНИН. 22 декабря исполнилось 70 лет защитнику сборной СССР, ростовского СКА и ЦСКА Валентину Афонину. Он участвовал в двух чемпионатах мира и в 1970 году в Мексике специальным жюри был признан лучшим игроком в советской команд
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
ВАЛЕНТИН АФОНИН. 22 декабря исполнилось 70 лет защитнику сборной СССР, ростовского СКА и ЦСКА Валентину Афонину. Он участвовал в двух чемпионатах мира и в 1970 году в Мексике специальным жюри был признан лучшим игроком в советской команде.
В канун юбилея корреспондент «ССФ» вместе с юбиляром перелистал его семейный альбом.
фото из семейного архива
– Но матч в Рио запомнился не только почетной ничьей. В середине второго тайма меня заменил Хурцилава, и я ушел в раздевалку. А после игры в нее заглянула большая группа незнакомцев, и наш посол в Бразилии (на снимке второй слева) представил нам Роберта Кеннеди. Ребята в это время принимали душ, и в центре внимания оказались мы с Мишей Месхи. Кеннеди подошел к нам, пожал руки и сказал: «Ваши ребята мне очень понравились». На следующий день в бразильских газетах появился этот снимок. Мы с Месхи купили по несколько экземпляров.
Спустя несколько лет, когда Роберта Кеннеди уже не стало, Миша пригласил меня к себе на дачу в Дигоми. У входа в гостиную я увидел огромный (в человеческий рост) этот самый снимок.
фото из семейного архива
– Побывать в Рио-де-Жанейро, сыграть на знаменитом стадионе «Маракана», да еще против Пеле – это было заоблачной мечтой моей жизни. Тем не менее эта сказка стала былью. В конце 1965 года мы встречались в Рио со сборной Бразилии. Я опекал самого Пеле. Ох, и помучился я тогда, приходилось пускать в ход и хоккейные приемы… Пеле, естественно, возмущался. Один из двух мячей он все-таки забил. И хотя в начале второго тайма мы проигрывали со счетом 0:2, однако отыгрались. Вот так осуществляются мечты.
фото из семейного архива
– Мне посчастливилось играть у многих великих тренеров: Виктор Маслов, Николай Морозов, Михаил Якушин, Гавриил Качалин, Валентин Николаев… Но на первое место в этом элитном ряду я всегда ставил Всеволода Михайловича Боброва. В 1967 году по окончании сезона он пригласил меня и Лешу Еськова в ЦСКА. Алексей после долгих раздумий отказался, а я согласился. Не потому, что так хотелось играть в более престижном, чем СКА, клубе. Я перешел к Боброву. Для меня он был легендарным футболистом, хоккеистом, тренером. В конце 1968 года мы вместо отдыха, как сейчас у футболистов принято, летали на несколько матчей в Бирму. На снимке я с Бобровым на прогулке по Рангуну. Сейчас невозможно представить, чтобы по окончании сезона футболисты играли товарищеские матчи в таких далеко не футбольных странах, как Бирма, Гвинея, Вьетнам. А в наше время игроки и Болгарию считали заграницей и были рады получать по 10 долларов за игру.
фото из семейного архива
– За многолетнюю совместную службу в ростовском СКА с Виктором Понедельником мы съели не один пуд соли. А началась эта дружба-служба с дисквалификации на год. Зимой 1960 года Виктор перешел из СКА в ЦСКА, но в Москве ему не понравилось, и он самовольно вернулся домой. Я же из владимирского «Трактора» был приглашен в московское «Динамо». Но тоже в столице долго не задержался – сбежал в Ростов. Вот за это-то мы и были наказаны. Однако руководители СКА добились быстрой амнистии, и я, честно говоря, забыл о том, что мои документы (паспорт, трудовая книжка) остались в «Динамо». Увы, мой отказ играть в «Динамо» не прошел для меня без серьезных последствий. Но в этом я убедился спустя много лет, когда оформлял пенсию. Вот тогда-то и выяснилось, что более 25 лет я жил и служил (дослужился до майора) по липовым бумагам. Их выдали мне в СКА, и чтобы восстановить «родные», пришлось много побегать по разным учрежденим.
фото из семейного архива
– На фото я с женой Альбиной и внучкой Кристиной. Поженились мы почти 50 лет назад в Ростове, хотя Альбина, как и я, родилась и выросла во Владимире. Сейчас пока живем все вместе с двумя дочерьми и внуками в трехкомнатной квартире, что мне в 1968-м дали в ЦСКА. Но недавно я купил однокомнатную квартиру и сейчас ее ремонтирую.
Жена домохозяйка, а я уже 8 лет возглавляю футбольную школу «Приалит» в Реутове. Наша школа для премьер-лиги игроков не готовит, но у нас другие задачи – отвлечь ребят от улицы. Считаю, что нам это удается.
фото из семейного архива
– В чемпионате 1970 года ЦСКА и «Динамо» набрали по 45 очков. И в декабре в Ташкенте состоялся «золотой матч». Но он закончился вничью – 0:0, а на следующий день в переигровке мы выиграли и в Москву вернулись чемпионами. Победа вызвала огромную радость не столько у футболистов, сколько у генералов, маршалов. Помню, по случаю выигрыша нас принимал министр обороны Гречко. На фото он – крайний справа, а я – крайний слева. Мы получили из его рук ценные по тем временам подарки – фотоаппараты, радиоприемники. Потом выпили с ним шампанское. Ну а после приема уж отметили победу как полагается…
фото из семейного архива
– Это самый обидный момент в моей карьере. Тот самый матч на чемпионате мира в Мексике в 1970-м. Четвертьфинал с Уругваем. Тот самый скандальный гол, забитый в наши ворота Эспарраго на 118-й минуте. Эта боль не исчезла и через 39 лет. Причем причинили мне ее не только соперники, но и руководители команды. Посмотрите внимательно на снимок. Он был опубликован в мексиканской газете. В добавочное время при ничейном счете я (третий слева вверху) бросился отбирать мяч у Кубиллы. Но он успел сделать передачу в штрафную, и Эспарраго, опередив Кавазашвили, головой переправил мяч в сетку. Мы стали протестовать, считая, что Кубилла упустил мяч и пасовал уже из-за линии ворот. Начальник нашей команды Андрей Петрович Старостин потом неоднократно выяснял у меня: ушел или не ушел мяч за линию ворот? Я был откровенен: «Не видел». В итоге все шишки посыпались на мою голову. И за то, что не отобрал мяч у соперника, и за то, что не подтвердил версию наших руководителей о мяче, якобы поданном из-за пределов поля, и тем самым лишил их возможности все свалить на судейские ошибки. Слышать все это был мне горько до слез. Да, я не помешал уругвайцу сделать передачу. Но куда смотрели три моих партнера, позволившие сопернику без помех принять мяч? А куда побежал из ворот вратарь? Но все вопросы так и остались без ответа... Да что уж теперь.
Слабым утешением стало признание меня после чемпионата мира лучшим игроком сборной СССР. Сделало это специальное жюри. Оказаться в одной компании вместе с Пеле, Бобби Чарльтоном, Беккенбауэром и другими мировыми звездами было, конечно, почетно. Но я до сих пор вспоминаю не это, а тот самый мяч...
Валентин Иванович АФОНИН
Родился: 22 декабря 1939 года во Владимире.
Амплуа: защитник.
Игровая карьера: выступал в командах «Трактор» Владимир (1959-1960), СКА Ростов (1961-1967, 1971-1973), ЦСКА (1968-1970). В чемпионатах СССР сыграл 259 матчей, забил 1 мяч.
Достижения: чемпион СССР-1970, серебряный призер чемпионата СССР-1966. В сборной СССР (1965-1970) сыграл 42 матча. Бронзовый призер чемпионата мира-66, участник чемпионата мира-70, чемпионата Европы-68. Заслуженный мастер спорта.
Тренерская карьера: главный тренер команды ГСВГ (1975-1979), СКА Хабаровск (1982-1983), тренер команды «Сокол» Москва (1985-1998). Директор ДЮСШ «Приалит» Реутово – с 2001 г.