География ЧМ-2002. Шаманская Африка
«Советский спорт» начинает серию публикаций, посвященных футбольным континентам. Стартуем с Африки.
Видит футбольный бог: недалек тот день, когда самый значимый трофей мирового футбола «изменит» Европе и Южной Америке с Африкой, Азией или Америкой Северной. Нужно знать будущих героев, если хотим стоять с ними в одном ряду. Их нравы нужно знать. Футбольные.
Шаманы, однако
Бытует мнение, согласно которому истинное лицо африканского футбола (если быть совсем точными, то южноафриканского) определяют так называемые «советники», «мудрые люди», «доктора», а если без камуфляжа, то колдуны и шаманы. В бюджетах многих клубов Африки даже существует (официально!) статья расходов на «психологическую подготовку» игроков, которая на самом-то деле предназначена для оплаты магических услуг.
Перед Кубком Африки-2002, что проходил в Мали, Конфедерация африканского футбола (КАФ) решила отказать в аккредитации всем «советникам». Как заявили руководители КАФ, такая мера вызвана негативной репутацией футбола «третьего мира», которую провоцирует подобная практика. Многие тут же высказались, что данный запрет не изменит ситуацию принципиально – он лишь немного осложнит колдунам их деятельность. Теперь им придется покупать билеты и насылать свои проклятия и порчи («худу» и «джуджу») не с кромки поля, а с несколько более дальнего расстояния. И были правы!
Министр спорта Камеруна Бидонг Мпкатт по окончании Кубка получил от местного колдуна-марабута счет на сумму в 45 тысяч евро за услуги, оказанные им камерунской сборной в матчах турнира. В сопроводительном письме маг сообщает, что он с самого начала соревнований патронировал «Неукротимых львов» (не выходя из дома!) и именно благодаря действию его амулетов они стали чемпионами.
Запретить колдовство в Африке – задача совершенно невозможная. У каждой команды ведь есть еще и свои «феньки» ворожбы, типа тренеров-волшебников (какого шороху навела история с задержанием Томаса Нконо, легендарного камерунского вратаря, а ныне тренера, перед полуфиналом последнего Кубка наций демонстрирующего на кромке поля подозрительные пассы руками) или предматчевых ритуалов. Саид Шиба, полузащитник сборной Марокко на ЧМ-98 вспоминал, как перед началом одного товарищеского матча противники образовали в центре поля круг и капитан помочился на ту точку, откуда мяч должен вводиться в игру. На победу…
Как-то один из лучших защитников в истории африканского футбола ганец Сэмми Куффур позволил себе высказать сомнения в силе чародейства (только дисциплина и труд могут сделать из африканского футболиста звезду!) и через день своей же командой… был изгнан прочь.
Чу! Шаман все слышит.
А годы летят!
Одно из объяснений неудачного выступления Африки на Кубке мира-2002 гласит: у тех же нигерийцев большинству игроков уже перевалило за сороковник.
В Африке, где метрическая документация ведется не столь тщательно, как в странах Европы и Америки, далеко не всегда настоящий возраст игрока соответствует проставленному в паспорте. Абеди Пеле, например, признавался, что в юношестве подделал свои документы. В середине 90-х в Германии возник скандал вокруг года рождения другой ганской звезды — Энтони Йебоа. По одним документам он родился в 1966-м, по другим — в 68-м. Один из немецких игроков по этому поводу блеснул черным юмором: «Чтобы узнать возраст африканца, нужно распилить ему ногу и сосчитать годовые кольца».
Кто знает, может быть, именно поэтому африканские футболисты в очень раннем возрасте становятся полновесными звездами, а сборные Черного континента штампуют победы на Олимпиадах, где возраст участников строго лимитирован. Факты? Пожалуйста. Нападающий сборной Сьерра-Леоне Мохаммед Каллон забил свой первый мяч за сборную в 15 лет, а отличившись в розыгрыше Кубка Африки, стал самым юным автором гола в истории этого турнира. Ганец Нии Лэмпти («черный самородок», как его называли) в 1991 году установил рекорд, забив в четвертьфинале Кубка УЕФА мяч за бельгийский «Андерлехт» в ворота итальянской «Ромы» в возрасте 16 лет и 3 месяцев. Селестин Бабаяро выиграл чемпионат Бельгии в 16 лет, а Нванкво Кану — первенство Голландии в 17. Информация к размышлению.
Бойня
Футбол Африки помимо завидной технической готовности может похвастаться еще и поистине жестокой борьбой за мяч. Никто не хочет уступать, а там хоть трава (читай, ноги) не расти.
Презрение к трусости и боли — в генах у любого африканского игрока. У спартаковца Жерри-Кристиана Чуйссе в паспорте, в графе «Особые приметы», запись: «На правой ноге следы спортивной травмы», а на этой самой ноге несколько белых пятен круглой формы. Память об Африке. Скольких она еще так наградила? Выживает сильнейший.
Выживает он и на трибунах. По словам Юрия Севастьяненко, тренера, 12 лет отработавшего в Африке и воспитавшего таких игроков, как Нуреддин Найбет и Хатем Трабелси, в Марокко между игроками и болельщиками столь сложные отношения, что часто и до драк доходит. «Во время тренировки футболист может запросто перескочить через забор, выяснить там с кем-то отношения и вернуться на поле. А после матчей зрители, бывает, и машину разобьют, и шины проколют. У меня игроки ходят с бейсбольной битой — для самообороны».
Африка прочно занимает первое место по числу жертвоприношений футбольному богу. Вот лишь несколько скорбных страниц в летописи Черного континента.
Декабрь 1969 г. Букау. Заир. 27 убитых и 52 раненых.
В момент приезда на стадион президента Мобуту ворота открываются, толпа устраивает давку, в которой затаптывают многих зрителей.
Февраль 1974 г. Каир. Египет. 48 убитых и 47 раненых.
На игре пожелало присутствовать 80 тысяч зрителей. Но стадион «Замалек» вмещает только 40 тысяч! В результате нижняя стена трибуны под напором зрителей обвалилась.
Май 2001 г. Аккра. Гана. В результате давки погибло более ста болельщиков.
За пять минут до окончания встречи фанаты проигрывающей стороны начали ломать пластиковые сиденья и бросать их обломки на поле. Полиция применила против фанов слезоточивый газ, в результате началась давка, унесшая десятки жизней.
Самый же кошмарный случай произошел в 1990 году в Сомали. Заполненные до отказа трибуны стали освистывать президента страны Мохамеда Саида Барре. В ответ охрана президента несколько раз выстрелила в направлении предполагаемого источника свиста. Люди кинулись к выходу. В давке, по официальным данным, погибло 23 человека, по неофициальным, объявленным международными правозащитными организациями, более 400. Для футбола это абсолютный рекорд. Коих бы поменьше.
Умеешь орать – тренируй
Голландец Кларенс Вестерхоф о том времени, когда он был главным тренером сборной Нигерии (1989—1994): «Когда в Африке вам говорят, что нет проблем, это значит, что они обязательно появятся.
Было дело, я пригласил легионеров на сбор в Лагос. На первую тренировку собралось 30 000 человек и… четыре игрока.
Только здоровое сердце позволило мне пережить последние пять минут матча с Италией на ЧМ-94. Мы выигрываем 1:0, я мечусь у бровки, кричу, чтобы отбивали мяч куда угодно, в рекламные щиты, на трибуны. А эти «тореадоры» демонстрируют чудеса обводки да еще успокаивают меня: дескать, коуч, что вы волнуетесь, ведь игра уже сделана. Ну и доигрались…»
По мнению большинства специалистов, одно из самых полезных качеств для тренера в Африке — это умение кричать на игроков.
Трайбализм
Засилье в Африке тренеров-европейцев связано не только с передачей опыта, но и с необходимостью отторжения всевозможных проявлений трайбализма — племенной обособленности.
Для многонациональных африканских стран естественно, если тренер поддерживает выходца из своего народа и не замечает талантливого парня из враждующего племени, если президент клуба назначает «своего» коуча, если команда разбита на группировки. Коррупция и трайбализм — две огромные (теневые) проблемы африканского футбола.
Всех – в концлагерь!
Любят в Африке футбол. Так любят, что от любви до ненависти не то что шаг — шажок. Могут одарить (Августин Эгуавон признался, что после победной для Нигерии Олимпиады-94 игрокам дали столько денег, что хватит на всю оставшуюся жизнь), а могут «ждать», как Вестерхофа. Один из лучших полузащитников в истории тунисского футбола, Абдельмаджид Шетали, участник ЧМ-78, как-то бросил: «Если бы мы в 78-м не выиграли стартовый матч у Мексики, мне пришлось бы отращивать бороду, чтобы в Тунисе меня никто не узнал». Игроки молодежной сборной Нигерии, потерпев однажды поражение на своем поле, просидели несколько часов в раздевалке, спасаясь от гнева толпы. В 1995 году брат Джоржа Финиди Игенавари Джордж из клуба «Энугу Рейнджерс» получил после проигранного матча пулю в спину и скончался в больнице.
Или такая история. В 1999 году в Кот-д’Ивуаре произошел путч. Власть захватила хунта. Отправляя команду на Кубок наций в Нигерию, военное правительство выразило твердое убеждение, что игроки с гордостью пронесут флаг отечества. Увы, сборная вылетела еще на первой стадии. «Не простим!» — взвыли главари хунты и… После возвращения домой всех футболистов Кот-д’Ивуара препроводили в концентрационный лагерь: пусть получат то, что заслужили, и, будучи отрешенными от футбольных забот, задумаются о том, как надо родину любить и честь ее защищать.
Неизвестно, как долго длился бы срок, если бы не взроптала международная общественность. Решила хунта найти выход из положения. И объявила на весь мир, что заключила футболистов в концлагерь для их собственного же блага, спасая от праведного гнева сограждан.
ЛЮБОПЫТНО
Роже Милла на самом-то деле Миллер. «Благодаря» безграмотным африканским чиновникам урожденный Альбер Роже Моок Миллер стал Миллой: такую фамилию поставили ему в свидетельстве о рождении.
На ЧМ-90 Милла запомнился странными танцами, коими он отмечал каждый свой гол. Поскольку в то время только-только входила в моду ламбада, журналисты так его экзерсисы и назвали. Однако Роже внес поправку: это не ламбада, а макосса – древний танец победы его племени.
Поражению Камеруна в 90-м от Англии 2:3 есть интересное объяснение: у африканской делегации уже были на руках билеты на самолет домой, и если бы пришлось задерживаться в Италии еще на неделю, это ударило бы по скудным камерунским финансам.
Исключая Францию с Португалией (там столько было колоний, что черпай африканские кадры — не хочу), на ЧМ-2002 в составе европейских сборных засветились немец Асамоа из Ганы, поляк Олисадебе из Нигерии и бельгиец Мпенза из Конго.
ПРОЗВИЩА
Все африканские сборные носят гордые прозвища. Вот некоторые из них: Египет — «Фараоны»; ЮАР — «Бафана-Бафана» или «Молодцы, мальчики!»; Нигерия — «Супеорлы»; Марокко — «Атласские львы»; Камерун — «Неукротимые львы»; Сенегал — «Львы Теранги»; Замбия — «Медные пули»; Буркина-Фасо — «Буркинийские жеребцы» ; Либерия — «Одинокая звезда»; Гана — «Черные звезды»; Тунис — «Орлы Карфагена»
АФРИКА НА ЧМ
ЧМ-70. Марокко – 4-е место в группе.
На первом для Африки чемпионате мира марокканцы лавров не снискали: проиграли два матча, один свели вничью (первое очко команда Черного континента получила в игре с Перу), пропустили шесть голов, забили два. Свое имя в историю как автор первого африканского мяча внес марокканец Хумане, открывший счет во встрече со сборной ФРГ.
ЧМ-74. Заир – 4-е место в группе.
Заир три своих матча проиграл с общим счетом 0:14! Причем встреча с Югославией закончилась победой югов 9:0 — рекорд Кубков мира!
ЧМ-78. Тунис – 3-е место в группе.
Накануне турнира перед Тунисом стояла задача сыграть так, чтобы не стать посмешищем подобно Заиру. Но реальность превзошла все ожидания. В стартовом же матче тунисцы добились исторической победы над Мексикой – 3:1 – первой для Африки на ЧМ.
ЧМ – 82. Камерун, Алжир – 3-е место в группе.
ЧМ – 86. Марокко – 1/8 финала; Алжир – 4-е место в группе.
Впервые африканская сборная вышла в плей-офф!
ЧМ – 90. Камерун – 1/4 финала; Египет – 4-е место в группе.
Выступление сборной Камеруна стало главным сюрпризом не только в рамках группы, но и в масштабах всего чемпионата. Руководимые нашим тренером Валерием Непомнящим (именем которого в столице Камеруна Яунде потом даже назовут улицу – «Мсье Валери») «Неукротимые львы» дошли до 1/4 финала, где уступили англичанам.
ЧМ–94. Нигерия – 1/8 финала; Камерун и Марокко – 4-е место в группах.
ЧМ-98. Нигерия – 1/8 финала; Марокко, Камерун, ЮАР, Тунис – группа.
ЧМ-2002. Сенегал – 1/4 финала; Нигерия, Камерун, ЮАР, Тунис – группа.
«Из грязи в князи, а князи в грязь». Так можно охарактеризовать выступление африканских сборных на продолжающемся в Японии и Корее Кубке мира. Дебютант ЧМ Сенегал повторил достижения Камеруна, дойдя до 1/4 финала (пока!), а хваленые и во многом дутые гранды поехали домой уже после матчей группового раунда.