Олег Романцев: Мы можем смотреть друг на друга честными глазами
С главным тренером Олегом Романцевым мы беседовали на следующий день после матча с бельгийцами. Специальный корреспондент «Советского спорта» оказался первым журналистом, которому Романцев ответил на волнующие всех вопросы по поводу выступления сборной на чемпионате мира.
Я БЫЛ И ОСТАЮСЬ ОПТИМИСТОМ
— Прошли сутки после окончания матча, который лишил нас надежд на продолжение борьбы на чемпионате мира. Тяжело вам, тяжело игрокам. Хоть что-то помогает отвлечься от грустных мыслей?
— В данной ситуации нет таких средств, которые могли бы заставить забыть, выбросить из головы переживания.
— Говорят, время — лучший лекарь. Судя по своим ощущениям, как долго будут терзать вас эмоции по поводу выступления сборной на чемпионате?
– Всю жизнь. Конечно, они будут не такими яркими и болезненными, как первое время, но подобные события невозможно вычеркнуть из памяти. Какие-то эпизоды чемпионата мира я уже пережил, какие-то продолжаю переживать до сих пор.
— Друзья познаются в беде. Когда чемпионат закончился, вы в ком-то из своих друзей разочаровались?
— Наоборот. Я понял, что вокруг меня настоящие единомышленники, которые не предадут ни при каках обстоятельствах.
— Быть главным тренером сборной — это всегда знать, что продолжительность работы на этом месте не столь большая, как в клубе. Принимая сборную, такой ли вы видели концовку? Были ли вы оптимистом или готовили себя и к подобному исходу?
— Я был оптимистом, да и сейчас остаюсь оптимистом. Но при этом был готов к любому повороту событий.
МНЕ НЕ В ЧЕМ УПРЕКНУТЬ ФУТБОЛИСТОВ
— Очень волновались накануне игры с бельгийцами?
— Перед матчем я всю ночь не спал. Понимал значимость этой встречи. Да и трудно заснуть, когда решается судьба сборной на чемпионате мира.
— Некоторые игроки признавались, что, наоборот, до конца не ощутили того факта, что они — на чемпионате мира. Кое-кто говорил, что переживал меньше, чем перед Лигой чемпионов. Другие футболисты сравнивали свои ощущения с предсезонными сборами.
— Как такое может быть?! Не могу объяснить, откуда взялись эти ощущения. Лично я по натуре максималист. И каждый матч, независимо от ранга, рассматриваю как решающий. Подобным образом стараюсь настроить и футболистов. У меня нет деления игр на первостепенные и второстепенные. Если дашь слабину в одной игре, в другой не наверстаешь. Я уже после поражения от эстонцев весной говорил ребятам в раздевалке: с такой игрой вы далеко не пойдете. Уже тогда пытался дать им понять: нельзя расслабляться даже в товарищеских матчах.
— Чем же тогда объяснить неудачу сборной на чемпионате?
— Во-первых, сразу хочу сказать: игроки сборной ни в чем не виноваты. Мне не в чем упрекнуть футболистов. Они сделали все, что смогли. Могу смело сказать: я выбрал футболистов, в которых не ошибся. О своем выборе не жалею.
— Но эти футболисты не показали той игры, которую ждали от них болельщики в России.
— Я прошу вас ни в чем их не упрекать и не пытаться выудить у меня слова критики в адрес ребят. Не буду никого критиковать. Каждый сыграл так, как умеет. В 1996 году, когда я тоже возглавлял сборную, при похожем результате команда, точнее отдельные футболисты, играть просто не хотела. Это я могу прямо заявить. И если тогда у меня возникало желание не заходить в раздевалку по окончании матча, то сейчас готов каждому руку пожать. Ребята бились до конца, выкладывая все силы. Нынешняя сборная просто не могла играть лучше. Мы можем смотреть друг на друга честными глазами…
— …Несмотря на то, что мы так и не увидели достойный футбол в исполнении сборной России?
— В этом не футболисты виноваты. Система виновата. Система воспитания молодых игроков, которая не закладывала фундамента психологической, технической, функциональной подготовки. Система не давала им расти и вырастать в высококвалифицированных футболистов. Многих приходится доводить до ума уже в клубах, но там нет возможности подолгу индивидуально заниматься с каждым молодым новобранцем. У нас нет общенациональной программы работы с детьми, нет условий для нормального творческого роста. Поэтому уровень игры футболистов — не их вина, а их беда. Не случайно сейчас мне вспоминаются слова Старостиных в подобных ситуациях: «Нам нечем жарить».
— В игре с бельгийцами вы выпустили Сычева именно вместо Смертина. Почему?
— Мы хотели усилить атаку.
— Аленичев в последнем матче проявил себя наилучшим образом. Не жалеете, что не использовали его по полной программе раньше?
— Трудно сказать. Ведь в матче с Тунисом мы победили. А во встрече с Японией не скажу, что Семшов провалил игру. Хотя, может быть, и стоило использовать Аленичева в большей степени.
ВЫСТУПЛЕНИЕ СБОРНОЙ — ЭТО МОЙ ПОТОЛОК
— С каким чувством вы расстаетесь с командой?
— Я уже в отставке, поэтому не ищите в моих словах выстраивания отношений, второго плана. Так вот, мы расстаемся друзьями. Это важно. Понимаю, футболисты могли показать только тот результат, который показали. Я тоже. Это их потолок на данный момент. Это потолок тренерского штаба. Мой потолок. Тут я не собираюсь отделять себя от команды. Могли сыграть лучше? Могли. Не сложилось.
— Игроки сборной во всех трех встречах показались мне чересчур закрепощенными.
— Правильное наблюдение. Ребята на тренировках выглядели в несколько раз мощнее, чем во время матчей. В том числе и это помешало показать игру более высокого качества.
— Физически наша команда смотрелась тоже не лучшим образом.
— Мы делали все, чтобы привести игроков к оптимальному состоянию.
МЫ ВИНОВАТЫ ПЕРЕД БОЛЕЛЬЩИКАМИ
— Если бы была возможность повернуть время вспять, что бы вы изменили?
— Ничего. Понимаю, что мне сейчас будут задавать вопрос, какие ошибки я допустил. Я все делал правильно. Делал все, что мог. Не буду утверждать, что абсолютно безгрешен. Каждый из нас ежедневно допускает какие-то просчеты. Но глобальных ошибок я за собой не вижу.
— Болельщики в России ждут ваших слов, обращенных к ним.
— Мы виноваты перед ними. Если они смогут — пусть нас поймут и простят.
НАША СПРАВКА
Олег Романцев
Родился 4.01.54 г. Заслуженный тренер России. Главный тренер команд «Красная Пресня» Москва (1984–1987), «Спартак» Владикавказ (1988), «Спартак» Москва (1989–1995, и с 1997 года), тренер-консультант «Спартака» (1996), главный тренер сборной России (август 1994 – июнь 1996 и с 1998 года). С марта 1993 года — президент ФК «Спартак» Москва. Под руководством Романцева «Спартак» 9 раз становился чемпионом страны, выигрывал Кубок страны 1992, 1994, 1998 годов, выходил в полуфинал Кубка чемпионов 1991/92, Кубка кубков 1992/93 и Кубка УЕФА 1997/98, сборная России вышла в финальную стадию чемпионатов Европы (1996 г.) и мира (2002 г.).
Под руководством Романцева сборная России провела 58 матчей, в которых одержала 36 побед, 12 раз сыграла вничью и потерпела 10 поражений, при разнице мячей 121-51.