Олег Романцев: Чемпионат мира – это не битва за Москву
Нередко даже самые мужественные люди, попадая в экстремальную, ранее незнакомую ситуацию, сбиваются с намеченного курса. Но Романцев верен себе. Несмотря на колоссальную психологическую нагрузку, он держится, на мой взгляд, весьма спокойно и основательно. И это дает серьезный повод для оптимизма.
Путь, усыпанный цветами, никогда не приведет к славе. Романцеву же по пути его команды на чемпионат мира страна бросала под ноги в основном кактусы. Мало кто считает, что сборная России способна добиться на мировом первенстве серьезного результата, а некоторые и вовсе желают ей провала. А посему Олег Иванович понимает, что его тренерское кресло теперь превратилось в электрический стул. Однако сидит главный тренер на нем уверенно, словно не боится, что по проводам побежит ток. И все же не исключаю возможности, что в этом интервью наставник немного лукавит, стараясь, лишний раз не нагнетать страсти.
УМИРАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ
— Кто-то из наших игроков может перегореть, ведь опыт участия в подобных турнирах имеют единицы…
— Да я сам на чемпионате мира дебютирую, так что для меня здесь пока многое в диковинку. И потому на ваш вопрос я не знаю ответа.
— А тренер вашего калибра может перегореть?
— Нет, только сгореть.
— Осознаете, что этот крупнейший турнир наложит отпечаток на всю вашу дальнейшую карьеру?
— Нет.
— Есть ли у вас ощущение «или сейчас, или никогда»?
— Я далеко не Матросов. Если вы намекаете на то, что я сейчас умру ради победы, то это не так. Футбол — не Сталинградская битва и не битва за Москву, а всего-навсего игра. Как бы сильно ни хотелось взять верх, загонять себя в могилу не планирую. И даже если, не приведи Господь, мы не сможем здесь добиться благоприятного результата, я не собираюсь на любимом деле, которому посвятил почти 40 лет, ставить крест. И в том, и в другом случае жизнь будет продолжаться. Как и у каждого из игроков и тренеров нашей команды. Да и не только нашей.
— Японские журналисты не досаждают?
— Покажи им палец, они откусят всю руку. Японцы меня еще в России поразили. Очень дотошные люди. Каждому обязательно было нужно эксклюзивное интервью, и просьбы об этом поступали каждый день десятками. Я и не подозревал, что в не самой большой стране мира такое огромное количество газет и телеканалов. По прибытии в Симидзу в очередной раз поймал себя на мысли: что ни делается – к лучшему. Оказывается, и в том, что нам испортили поле, можно найти свои плюсы. Теперь нашу базу охраняют, как секретный военный объект. Количество полицейских утроилось. Они не только никого не пускают внутрь, но и следят, чтобы никто не забирался на прилегающие холмы. Получилось, что впервые после жеребьевки мы смогли хоть на какое-то время спрятаться от японцев.
— Как думаете, нас здесь уважают?
— Вы же были на нашем товарищеском матче с местным клубом и сами все видели. Болельщики нас тепло поддерживали все 90 минут, было очень приятно.
— Это человеческий аспект — я имел в виду чисто футбольный. На ваш взгляд, боятся «самураи» русских или нет?
— Я бы не стал применительно к спорту говорить о каком-то страхе. Люди выходят на поле не для этого. А вот опасаться японцы нас должны. Убежден: каждая команда, попавшая на мировое первенство, с тревогой поглядывает на своих соперников. Вы не представляете, насколько велико было опасение сильнейшей команды планеты в матче-открытии с Сенегалом. И вы сами убедились, что у французов для этого были весомые основания.
РАЗДРАЖАЮТ РАЗГОВОРЫ О СЛАБОСТИ ТУНИСА
— В связи с этим вас не раздражают разговоры о том, что Тунис – это подарок судьбы в виде трех очков?
— Еще как раздражают! Если команда прошла огонь, воду и медные трубы в отборочном цикле и попала на такой форум, она уже заслуживает уважения. К тому же если бы в футболе побеждал тот, кому предсказывают победу, то это был бы не футбол. Никто меня не переубедит, что любая сборная на чемпионате мира способна преподнести сюрприз. А Тунис я достаточно хорошо изучил, и, поверьте мне, это отнюдь не слабый противник.
— Планируете смотреть матчи, проходящие в других группах?
— Вживую нет, а по телевизору постараюсь охватить максимально возможное количество. Ведь это не только отдых и развлечение, это наша перспектива. Да и в профессиональном плане наверняка будет, что почерпнуть полезного.
— Интересно, насколько тяжело вам дается ваше внешнее спокойствие? Вы всячески пытаетесь разрядить обстановку, снять напряжение. Вот дыр-дыр для тренерского штаба организовали.
— Я вижу, как нелегко моим помощникам — тренерам, врачам, массажистам. Они все время в работе, постоянно под бременем высокой ответственности. А когда люди напряжены, надо дать им возможность выплеснуть отрицательную энергию. Мне в какой-то степени легче, чем им. Я получаю разрядку, проводя тренировки. Вдобавок я всегда черпал силы от футбольного поля. А если еще и игроки все выполняют здорово, то мое настроение заметно улучшается.
РИСК ОПРАВДАЛСЯ
— Череда микротравм, обрушившихся на наших парней, не выбивала из колеи?
— Нам приходилось рисковать. Совсем сбросить нагрузку было нельзя, потому что многие футболисты в командных действиях (именно на этот компонент игры мы делаем основную ставку) чувствовали себя не совсем уютно. Наигрывать новые связки, а в подзабытых возобновлять взаимопонимание по-настоящему можно только в контактных упражнениях, но они всегда чреваты повреждениями. Я считаю, что мы достаточно легко отделались. По крайней мере, определяя состав на стартовый матч, я не буду испытывать проблем с выбором исполнителей. Даже Мостовой восстанавливается такими темпами, что скорее всего и он сможет выйти на поле 5 июня. По крайней мере, в наших беседах Саша постоянно выражает надежду на это.
— В течение последнего сбора кто-нибудь из ребят вас удивил?
— Возможности каждого я прекрасно знал. Игроки работали в полную силу, никто не разочаровал, но и выше головы тоже пока никто не прыгнул. Да на данном этапе этого и не надо. Будет здорово уже, если в официальных встречах ребята просто продемонстрируют то, что умеют. Тогда мы решим поставленную перед нами задачу выхода из группы.
КСТАТИ
Олег Романцев по-прежнему фаворитом группы H, в которую попала сборная России, считает японцев: «Во-первых, хозяева подобных турниров никогда в истории не вылетали на начальной стадии. А во-вторых, японская сборная сама по себе представляется неудобным, сильным соперником».
Наибольшие же шансы на завоевание мировой короны, по мнению Олега Ивановича, имеют французы, аргентинцы, немцы и бразильцы. «Первые — действующие чемпионы мира и Европы. Игроки знают, как вести себя в подобных ситуациях, они опытны. Их менталитет позволит им в ключевых моментах сыграть более раскрепощенно, чем их оппоненты. Да и по подбору исполнителей с французами смогут тягаться единицы. Например, аргентинцы, обладающие просто-таки фантастическим составом и демонстрирующие содержательный футбол. Ну а немцев и бразильцев я назвал по традиции. Хоть и те, и другие переживают сейчас не лучшие времена, они умеют выжимать максимум на подобных форумах. Не случайно на двоих у них 7 наивысших титулов планеты».