Высшие футбольные лиги, по замерам УЕФА, не добрали 7,2 млрд. евро за пандемийные годы

Снижение болельщиков на трибунах составило примерно 210 миллионов - по расчетам УЕФА, это около 4 млрд. евро.
Сам же УЕФА при этом потерял только небольшую часть доходов от реализации билетов на ЧЕ-2020(1), которая все равно будет покрыта проведенным турниром. Выпавшие доходы в 1-1,5 млрд. евро принципиального давления на финансовое состояние организации не окажут.
Из коммерческих доходов выпадают 2,4-2,7 млрд. евро. Сюда входит вся коммерческая деятельность, исключая ТВ - музеи, матч-дэй, кейтеринг, экскурсии, аренда торговых точек, потери клубных магазинов, гранты, субсидии и т.д.
Ущерб от потери ТВ-сделок пока оценивается в 700 млрд. евро, но может спокойно дойти до 1,4 млрд. Но есть один нюансик. Английская премьер-лига совершенно спокойно заключает контракт на 5 млрд. фунтов на три года с триумвиратом из Sky Sports, BT Sports и Amazon. Sky TV - часть американского холдинга Comcast с капитализацией около 250 миллиардов долларов, BT Group - британский ТВ-холдинг, с оценкой в 17 миллиардов фунтов. Что такое Amazon - знают и так все.
Про ТВ-трансляции речь зашла неспроста, потому что для топ-клубов и топ-чемпионатов это одна из базовых статей доходов. У «Барселоны» за 2019 год поступления от продаж прав на трансляции составили 298,1 млн. евро, или 35% от выручки. У «МЮ» - 273,7 млн. евро, или 38%. У «Ливерпуля» - 299,3 млн. евро или 49%. У «Ромы» - 144,5 млн. евро или 62(!)%. При этом проведение матчей дает значительно меньше - из команд топ-20 по выручке 25% таких доходов только у «Арсенала», у остальных - не более 20%. Выручка от реализации собственных прав на трансляции, клубного ТВ, контента входит в коммерческую деятельность, она дает до 50% доходов. То есть статья доходов в виде ТВ-показов и стриминга у клубов не выпала - исключения составляют Франция и Бенилюкс, решившие не доигрывать чемпионаты- 19/20. Но и там потери были не критичными - до конца оставалось не более четверти игр и федерации быстро пришли к компромиссу с продкастом. Более того, даже несмотря на опасения УЕФА, что в новом мире болельщиков на трибунах будет меньше (причем здесь можно долго спорить, в ряде стран и городов это культ, прошедший через поколения), выпадающие доходы от продаж билетов, абонементов и матч-дэя с лихвой компенсируются PPV, клубным контентом по недорогой подписке, продажами прав на создание фильмов или сериалов о командах.
Весь нормальный мир давно коммерциализирует футбольчик и на нем зарабатывает. Из российских клубов в рейтинг Deloitte по доходам попал только «Зенит» с выручкой в 180,4 млн. евро и 28-м местом. Ну и то, часть доходов там от Лиги чемпионов, а матч-дэй и трансляции - это смешно. Реально перспективных коммерческих проекта в России три - «Краснодар», «Уфа» и...»Красава». в Краснодаре работают достаточно умные люди, «Уфа» хорошо зарабатывает на раскрытии талантов и неспроста заинтересовала City Football Group и Red Bull как один из филиалов в СНГ. «Красава» вероятнее всего, будет первой командой, которая сделает стриминг и пэй-пер-вью в России нормальным явлением, и если Савин не налажает, то история реально может стать прибыльной как для инвесторов/спонсоров, так и для него.
Ах, да. Про ТВ-доходы РПЛ. Телеграм-канал "Экономизм" сравнил их с английскими. У них это 5 миллиардов фунтов на три года. Или около 1,7 миллиарда за сезон. У нас - 1,7 миллиарда рублей. В 104 раза меньше.
Чистая прибыль «Газпрома» по РСБУ составила 363 миллиарда рублей за первый квартал. Чтобы купить телеправа на РПЛ, «Газпром» работал 11 часов.





