«Лучшее судейство в туре». Хусаинов – о работе Васильева, показавшего 3 красных и 13 желтых карточек
- Начнем с самого сложного момента матча «Локомотив» – «Оренбург». Объясните пожалуйста, справедливо ли получил вторую желтую карточку Даниэль Мишкич? Ведь пенальти за его фол был после просмотра отменен...
- Со стороны Мишкича было нарушение правил, но пенальти не был назначен из-за того, что ранее сфолил игрок хозяев Мурило. Мишкич после свистка арбитра начал махать руками, показывая телевизор и призывая посмотреть повтор. Дело не в том, что пенальти был отменен, а в том, что само нарушение Мишкича в любом случае тянуло на вторую желтую карточку. Арбитр Станислав Васильев принял совершенно верное решение.
- Уточните пожалуйста, вторая желтая карточка Мишкичу показана за жест или нарушение?
- За нарушение, которое он совершил. Пенальти может быть отменен, но нарушение остается в силе. Таковы правила.
- Как в целом оцениваете работу Васильева?
- С уважением отношусь к этому судье. Почему со стороны игроков возникают претензии из-за такого большого количества карточек? Потому что в предыдущем матче за подобные действия другой арбитр ничего не предпринимал. Это сложная ситуация для судейства, заложенная со времен появления футбола. Потому что каждый арбитр – индивидуальность.
Было бы идеально, если бы по всем пунктам игры они придерживались одной позиции, но это невозможно в силу человеческого фактора. Кто-то симпатизирует каким-то командам, кто-то - кому-то из игроков. Например, как можно удалить Лионеля Месси? Можно где-то пожертвовать своей репутацией и смилостивиться: «Честно тебе скажу, это вообще-то красная, но из уважения к твоим друзьям, тренерскому составу я тебя пожалею».
Бывает, что арбитры вместо карточек в начале матча грозят пальчиком, мол, в следующий раз дам карточку. Но они же профессионалы – надо с самого начала давать понять, какие нарушения караются желтыми. Васильев в этом плане в сравнении с другими судьями минувшего тура следовал этому принципу превосходно. Он дал определенный уровень допуска и неукоснительно его придерживался.
Вот в субботу был матч ЦСКА – «Зенит», который судил Сергей Иванов. Если бы Магомед Оздоев играл за ЦСКА, он бы точно получил карточку за то, что шипами въехал сопернику в голеностоп. Хорошо, что человек с поля не ушел, а мог бы закончить профессиональную карьеру. А Оздоев за этот эпизод даже желтую не получил. Схожий эпизод случился в матче этих команд в Петербурге, когда Сердар Азмун прямой ногой ударил Ивана Облякова по ахиллу. Это должна была быть красная карточка, а он не получил даже предупреждения. Надо иметь характер, чтобы в игре таких команд быть последовательным. И Васильев в этом аспекте после рестарта чемпионата выглядит лучше всех.
🔥 Три удаления, гол Миранчука и нереализованный пенальти на последних минутах.
📹 Смотрите обзор матча #ЛокоОренбург на #МАТЧПРЕМЬЕРhttps://t.co/LZUdphcuqB
- То есть, Васильев хорошо отработал этот матч?
- Да. В сравнении со своими коллегами, которых мы видели в этом туре, он оказался наиболее подготовлен. Молодец!
- В первом тайме команды получили три желтых карточки, а во втором – десять. Как это вы это объясняете?
- Во втором тайме Васильев придерживался того же уровня допуска, который задал в первом, но в игру вмешался фактор физической готовности команд. Усталость же возникает, особенно по такой жаре. Опять давайте вернемся к матчу ЦСКА – «Зенит». Преимущество питерцев было очень большим. Почему? Ответ лежит на поверхности: в Питере Роспотребнадзор раньше разрешил тренировки. А две недели – это огромное преимущество. Если бы наши футболисты были такими профессионалами, как Криштиану Роналду, может, они смогли бы нивелировать такое преимущество, но… Когда игроки устают, они вынуждены цепляться, играть рукой и так далее.
- Можно ли связать обилие желтых карточек во втором тайме в Черкизове с тем, что после удаления двоих игроков стало больше свободного пространства?
- Конечно. Объемы-то большие. Бывает, что игрок пришел под утро и на игре никакой. И заменить его некем. А он просто стоит. Естественно, кому-то выпадает больший объем работы. А если ты не готов, как быть дальше? Так что да, на фоне утомления появляется желание не уступить, а как это можно сделать? Только хватать.
- Более качественная работа Васильева в туре на фоне коллег может быть связана с тем, что он мог начать раньше готовиться к возобновлению сезона?
- Карантинные меры отразились на всех. Способность держать свое функциональное состяние – признак профессионального отношения к судейству. Конечно, судьям сложнее, чем футболистам, войти в игру, потому что ни у кого из них не было практики. А смотреть видеонарезки – дело хорошее, но совсем другое. Назначение, а затем отмена пенальти Васильевым связана с недостаточной игровой практикой, но в трактовке эпизодов он действовал профессионально.
Вот в Туле судил Евгений Турбин – абсолютно случайный человек в судейском корпусе РПЛ, протеже Андрея Будогосского. Даже Леонид Федун не выдержал, сказав, что назначенный пенальти – «за гранью добра и зла». Футбол – от английского foot (нога) и ball (мяч). Если игрок наклоняется головой ниже уровня плеч, он играет опасно по отношению к самому себе. Гиа Григалава сымитировал нарушение прав, а Турбин назначил пенальти. Защитник сыграл технично, не нарушая правил, но раз ты решил его наказать, где желтая Андрею Ещенко? Все посмеялись над этим пенальти, но это все равно говорит о том, что этот арбитр не соответствует уровню футболистов РПЛ.
А в следующей игре Григалава опять так же упадет, и пенальти не будет назначен. Он возмутится: «Турбин-то дал пенальти. А ты что, из другого теста?» Вот так у игроков по неверным решениям одного арбитра создается неверное ожидание. В той игре ему простили, а теперь наказали. Как ему сориентироваться? С этих позиций Васильев молодец.
- Назначение пенальти на Григалаве – методологическая ошибка?
- Это просто незнание правил игры. Даже не трактовки. Что доказывает, что Турбин – случайный человек. Вспомните, это же он выгнал Халка с поля за преждевременный розыгрыш штрафного, который разыгрывал не Халк. Роберто Розетти его потом отмазывал, потому что в «Зените» работал его земляк Лучано Спаллетти. Розетти вообще, только приехав, заявил, что Спаллетти один из лучших тренеров мира. Послушай, ты судейским корпусом приехал руководить! Зачем ты сразу раскрываешь карты?
- Удаления Рифата Жемалетдинова и Андрея Малых – тоже оправданы?
- Да. Это тоже говорит о последовательности Васильева в принятии решений.
- Как прокомментируете пенальти на Алексее Миранчуке, назначенный в компенсированное время?
- Это очевидное нарушение правил.
- Раз уж вы упомянули бывшего иностранного руководителя Департамента судейства и инстектирования, не можем не спросить, как относитесь к назначению Виктора Кашшаи на этот пост?
- Кто бы сейчас ни пришел руководить судейским корпусом, в одночасье он ничего не изменит. Был такой известный арбитр Пьерлуиджи Коллина. Сначала он руководил судьями в Италии в то время, когда возбудили дело против «Ювентуса» и сослали туринцев в серию B. А Коллина вместе с Розетти уехал на Украину.
А у меня так получилось, что я женился на девушке из Чернигова, и мы как-то были у нее дома. Я смотрел матч «Днепра» с «Металлистом», в котором судейка засчитывает гол в ворота «Днепра», забитый с очевиднейшим нарушением – нападающий врезался во вратаря, снес его и забил. Арбитр указывает на центр. Коллина был на игре, он спустился вниз, и тот отменил гол.
На следующий день я звоню Мирону Маркевичу, который в то время совмещал работу в «Металлисте» со сборной Украины. Мы с ним очень хорошо знакомы уже много лет. И спрашиваю: «Ты же главный тренер сборной Украины! Что за отношение со стороны арбитра? Куда Коллина смотрит?» Он отвечает: «Коллина у нас редко бывает». Он же в ФИФА тогда параллельно работал. Это я к чему? За то время, что он работал на Украине, мы ни одного украинского арбитра в топ-листе ФИФА не увидели.
В общем, не стоит надеяться, что иностранцы придут и что-то изменят. Все те же ребята, которые давно судят то за VAR, то в поле, просто чередуются. Но если в них в начале судейского пути не заложили фундаментальные знания игры, понимание и трактовку правил, ничего уже не исправить. А в них этого нет: они пришли в РПЛ по принципу «свой – чужой». Как только появлялся классный арбитр, его отодвигали.
- Ваш рецепт – начать планомерную замену судей?
- Это невозможно сделать. Кашшаи приглашен проводить работу с судьями в РПЛ, а в лигах ниже он же не может за всем уследить. Там же тоже кто-то управляет этими процессами. Нужна кардинальная замена всей системы. Многие хорошие перспективные ребята просто ушли.
Был классный парень Владимир Сельдяков, который у нас в Подмосковье работал в МЧС в звании подполковника. В 2018 году в матче с «Амкаром» (0:0) он за вторую желтую карточку выгнал зенитовца Доменико Кришито. Такое началось! Я в интервью тогда сказал, что он молодец, классно отсудил игру, не побоялся никаких авторитетов, в отличие от судей, которых Юрий Чеботарев называет «гибучими». После того интервью Сельдяков позвонил мне и сказал большое спасибо. А я тогда ответил: «Молодец, отсудил здорово, но больше судить не будет». Так и вышло. Такие судьи нам не нужны.
Если бы клубы были частными, им было бы выгодно объективное судейство, а сейчас в РПЛ это почти никому не нужно.
Фото: Константин Рыбин, Елена Рыбакова/РПЛ