Почему фильм о Яшине не показали до ЧМ-2018?
Выход картины приурочен к 90-летнему юбилею легендарного советского вратаря, но создатели, конечно, предпочли бы показать ее еще прошлым летом, когда чемпионат мира вызвал в стране мощный бум.
Продюсер фильма Олег Капанец рассказал, почему в 2018-м премьера не состоялась, как к картине отнеслась вдова вратаря Валентина Яшина и насколько правомерны будут сравнения с другими спортивными блокбастерами «Движение вверх» и «Легенда номер 17».
«С ВДОВОЙ ЯШИНА ДОГОВОРИЛИСЬ НА БЕРЕГУ»
– Когда начались съемки и почему была выбрана именно тема Яшина?
– В юности я сам играл в футбол. А Яшин был и остается для меня кумиром. Задача рассказать о великом вратаре вдумчиво показалась мне интересной, не поверхностной. Ведь при всей его внешней простоте, Яшин, как и Гагарин, был глубоким и эмоциональным человеком.
К работе над картиной мы приступили в 2013 году после завершения работы над фильмом «Гагарин. Первый в космосе».
– Можно поподробнее: какая связь между Гагариным и Яшиным?
– Оба – первые номера в своем деле, оба сами себя сделали, поднялись на пьедестал народной любви без блата и протекции. Потому что они честные трудяги и таланты! На мой взгляд, между Львом Ивановичем и Юрием Алексеевичем существовала какая-то энергетическая связь. Например, одно из высказываний Яшина звучало примерно так: «Я испытывал огромную радость от полета Гагарина, с этим может сравниться только отраженный пенальти...».
– Долго думали над названием?
– Сначала был вариант немного суховатый – «Вратарь века». А потом нашли высказывание великого тренера Михаила Якушина. «Вратарь моей мечты» – его прямая цитата. Согласитесь, звучит и по-человечески, и поэтично. Посмотрим, как примут зрители.
– Как удалось договориться с вдовой Яшина Валентиной Тимофеевной? Насколько известно, она была против художественного фильма.
– Совершенно верно, Валентина Тимофеевна по природе – человек скромный, но с твердым характером. Она боялась, что ее жизнь с Львом Ивановичем будет показана не в правильном свете. До нас ей присылали сценарии низкопробного качества и сомнительного содержания. Потом она посмотрела фильмы об известных людях того времени, которые ей категорически не понравились. Ее понять можно, ведь воспоминания о муже – это все, что у нее осталось, не хочется это замарать.
– Почему она поверила вам и согласилась?
– Во-первых, ей понравился наш фильм о Гагарине, и, главное, мы договорились «на берегу», что она будет принимать участие в создании сценария.
– Как это все происходило?
– Неоднократно встречались за чашечкой чая, а порой и за рюмочкой водочки у нее дома или у сценариста фильма – великого кинодраматурга Владимира Валуцкого. Обсуждения носили мирный характер, иногда спорили по части художественного вымысла, без которого кино не существует. Выходили на компромиссы, типа «если этого не было, но могло быть в природе Льва Яшина, тогда делаем».
«ТРИ ГОДА НАС ОТФУТБОЛИВАЛИ»
– Вы говорите, фильм о Яшине хотели снимать многие?
– Да, тема лежала на поверхности. В 2010 году Россия получила право провести чемпионат мира. И кто, как не Лев Яшин, должен был олицетворять турнир? Творческий интерес появился у многих кинокомпаний. Особенно после того, когда на одной из встреч о необходимости снять такой фильм высказался президент страны.
Истерия за пальму первенства приобрела всероссийский масштаб. Все бросились разрабатывать проекты, Фонд кино даже организовал конкурс на лучший сценарий и назначил победителя. Правда, сам текст, написанный непрофессиональным сценаристом, категорически не понравился семье Яшина, да и не тянул на создание большого эпического кино.
– Как же вам удалось со всеми договориться и получить этот проект?
– Удалось договориться не со всеми. Но нас поддержала семья Яшина, от них есть письма поддержки и одобрения сценария. Как вы понимаете, для такого проекта был необходим приличный бюджет. Это большое историческое и сложнопостановочное кино с большим объемом компьютерной графики и так далее. Без господдержки такой проект было не потянуть.
Под руководством Сергея Вадимовича Степашина, большого поклонника футбола и таланта Яшина, была создана рабочая группа. Правда, нас продолжали «футболить» по линии Фонда кино. Три года исправно отказывали под разными предлогами – то сценарий не такой, то тема неактуальная…
– Сильно расстроились, что не получилось показать фильм гостям ЧМ-2018?
– Поймите правильно, дело не в моем расстройстве. Яшин – единственная футбольная легенда нашей страны, которую знает и почитает весь мир. При подготовке картины я успел встретиться с такими легендами, как Бобби Чарльтон, Сандро Маццола, Эйсебио – все они преклонялись перед Львом Ивановичем, у них слезы в глазах стояли, когда они вспоминали о нем.
А чиновники, которые принимали решение о поддержке фильма, просто тупо нас «слили», и это им сошло с рук. Вот и все. Но страна-то и люди проиграли! Представляете, какой интерес вызвал бы фильм о Яшине в год чемпионата мира в России! Ну, ладно. Нам все-таки нам удалось по линии Министерства культуры пробить завершение проекта уже после окончания турнира. И на том спасибо.
Сейчас картина находится в монтажно-тонировочном периоде, фактически готова, идет работа над звуковым оформлением, пишется музыка. Сдача фильма в Минкульт состоится в мае, а премьера и выход в прокат осенью, к юбилею Яшина, которому 22 октября исполнилось бы 90 лет.
«ДУБЛЕРОМ ЛЬВА ИВАНОВИЧА СТАЛ ЕГО ВНУК»
– Кто сыграл Яшина? И возникли ли сложности с подбором актеров?
– Актерский ансамбль сложился великолепный. Вот несколько примеров. Великого Алексея Хомича по прозвищу Тигр играет замечательный актер Алексей Кравченко, с ним вообще стопроцентное попадание в персонаж. Единственное, Леша никогда не играл в воротах, пришлось прыгать вместе с ним.
Роль Михаила Якушина – легендарного динамовского тренера – досталась Алексею Гуськову. Ему прыгать не надо было, поэтому все сложилось проще. Роль жены героя, Валентины Яшиной, примерила на себя молодая суперстар российского кино Юлия Хлынина. Думаю, за эту работу она соберет все призы на кинофестивалях.
Что касается выбора на роль главного героя, то, конечно, эта задача была посложнее. Дело в том, что Яшин имел выразительную внешность и вратарские физические данные: высокий рост, длинные руки. Не зря же его называли Черным Пауком, Черной Пантерой, Осьминогом. Его образ уже впечатан в сознание народа, осталось много документальных фильмов, хроники, фотографий. Все это влияло и ограничивало нас в подборе актера.
У нас пробовались известные, матерые актеры: Игорь Петренко, Евгений Цыганов, Григорий Добрыгин… Но мы остановились на неизвестном широкой публике дебютанте с театральным опытом, выпускнике института имени Щукина Александре Фокине.
Главное, что помимо физических данных, он совпал с героем по энергетике. Ведь Яшин вне поля был очень скромным, уравновешенным, где-то даже застенчивым, и важно было передать его обаяние и человечность. А это сыграть трудно – либо есть в твоей природе, либо нет. У нашего Яшина-Фокина это есть.
– Правда, что на главную роль пробовался однофамилец Льва Ивановича Дмитрий Яшин, вратарь «Шинника»?
– Он действительно общался с семьей Льва Ивановича, но мы его не рассматривали. Нам нужен был драматический талант, такую роль мог потянуть только профессиональный актер. У нас же не только футбол в кино. Гораздо больше жизненных перипетий вне поля. Неподготовленный человек не справился бы. Возможно, он мог стать дублером. Но у нас за дублерство и подготовку вратаря отвечал Василий Фролов, внук Льва Ивановича.
– Профессиональные футболисты хотя бы в эпизодах снимались?
– Есть парочка игроков, которые выступали в премьер-лиге.
– А артисты умели обращаться с мячом?
– Естественно. Шла тщательная селекция молодых актеров. Мы их искали во всех московских театрах в течение двух лет. Доехали даже до провинции. Выбрали около 50 человек примерно из 200.
«СКАНДАЛОВ, КАК ПОСЛЕ «ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ», НЕ БУДЕТ»
– Как создавались футбольные сцены? На наш взгляд, до сих пор не было ни одного отечественного фильма, где сам футбол смотрелся бы достоверно.
– Не хочу критиковать коллег. Скажу только, что снимать в кино футбол действительно непросто. Это не замкнутое пространство, как в хоккее или баскетболе, где под потолок можно установить специальные конструкции, повесить камеры и осветительные приборы. Все гораздо сложнее. Тем не менее, нам удалось, потратив много средств и нервов, добиться, как выразился наш режиссер Василий Чигинский, картинки футбольного «Аватара». Все смотрится эффектно, динамично и искренне, как это любят зрители.
Мы реконструируем советский футбол матчами 1950 года со «Спартаком», где дебютирует Яшин, игрой 1954 года с «Торпедо», когда впервые на поле появился Эдуард Стрельцов, встречей 1962 года с ЦСКА и, конечно же, показываем курьезный гол от ворот до ворот, когда Яшин выступал за дубль «Динамо».
Что касается зарубежных матчей, то, естественно, зрители увидят победный финал в Париже 1960 года против югославов, когда в упорной борьбе сборной СССР удалось завоевать Кубок Европы, во многом благодаря надежной игре Яшина. Также мы не смогли обойти четвертьфинал чемпионата мира в Чили в 1962 году против хозяев. Тогда наши уступили, и во всем обвинили Яшина. А игру-то в стране никто не видел. Все судили по злополучной телеграмме журналиста ТАСС, которому показалось, что Лев Иванович вратарь пропустил два легких мяча.
Эти голы обсуждались разными специалистами, и все единодушно высказались, что удары были не из легких. А ведь Яшин играл с сотрясением мозга, и ему не дали отдохнуть после тяжелого поединка с Уругваем.
Конечно, мы покажем и матч века в Лондоне в 1963 году, посвященный 100-летию английского футбола, где Яшин играл за сборную мира и отстоял на ноль. После этого он триумфально вернулся в родное «Динамо» и защищал цвета клуба и своей страны до 1970-го.
Наконец, зрители увидят прощальный матч Яшина в 1971-м с участием звезд того времени – Бобби Чарльтона и Герда Мюллера.
– Валентине Тимофеевне покажете фильм до премьеры?
– Мы, конечно, сделаем предпоказ и, естественно, пригласим ее вместе со всей семьей. Валентина Тимофеевна – наш соратник и искренне переживает за судьбу картины.
– Планируете масштабную рекламную кампанию?
– Да, но все будет зависеть от выработанной стратегии с будущим дистрибьютором фильма, которого мы еще не выбрали.
– Понимаете, что ваш фильм будут сравнивать со сверхуспешными «Движением вверх» и «Легендой №17»?
– Сравнивать будут, поскольку эти фильмы на спортивную тематику и сняты по биографиям известных людей. Однако мне кажется, наш проект ближе к картине об Эдуарде Стрельцове, которая выйдет позже. Сейчас ее только начинают готовить.
– Реально ли конкурировать с названными выше картинами по кассовым сборам?
– В российском кинопрокате коммерческий успех не всегда связан с содержанием самого фильма. Есть много субъективных моментов, влияющих на сборы от проката. Для некоторых зачищают поляну от конкурентных блокбастеров, а кого-то бросают в кинорубку с Голливудом. У кого-то есть ресурс административный и финансовый, у других его нет или не хватает. Все индивидуально. Мы, прежде всего, хотим сделать правдивое кино и рассказать о легендарном вратаре как можно интереснее. А дальше – судить публике.
– После выхода фильма «Движение вверх» родственники главных героев грозились подать в суд на режиссеров и сценаристов. Допускаете похожие ситуации с вашей картиной?
– Уверен, у нас такого не будет. Нет просто оснований. Мы ничего не выдумываем и не спекулируем на биографиях людей. Не создаем искусственно драматургические конфликты ради кассы фильма. Просто стараемся честно рассказать о жизни великого спортсмена и человека. Показать эту жизнь достойно и художественно. Надеюсь, у нас получилось.