Модель для сборки: как играл «Спартак» Романцева и Бескова, и можно ли это повторить

Олег Кононов заявил хочет вернуть «спартаковский футбол». Разбираемся, что это такое.
news

Олег Кононов (слева) хочет повторить в «Спартаке» то, что удавалось Олегу Романцеву (в центре) и Константину Бескову

Матч против «Крыльев Советов» стал для москвичей первым, проведенным под руководством нового тренерского штаба Олега Кононова. После пресс-конференции, которую новый тренер дал практически сразу после назначения, болельщики красно-белых исполнились надежд. Кононов говорил много правильных слов и упирал на то, что за «Спартак» «болел с детства» и хотел бы вернуть ту игру, благодаря которой в 90-е годы клуб был флагманом российского футбола, периодически бил европейских грандов и завоевал их уважение:

– Будучи игроком, считал лучшим тренером Бескова. Затем пришел Романцев, и «Спартак» начал показывать замечательный футбол, радовавший всю страну. Затем Романцев стал тренером сборной, которая стала играть в такой же футбол. Эти два тренера для меня являются лучшими в России и СССР. Хочу, чтобы был футбол, который радовал бы глаз, который хотелось бы смотреть, но чтобы при этом он приносил результат. Мы разговаривали с Романцевым. Мне очень хочется с ним встретиться. Мы будем обсуждать некоторые нюансы работы. Надеюсь, что он многое расскажет. Буду только рад реализовать его мысли, – сказал Кононов.

Примечательно желание реализовать мысли тренера, оставившего профессию 13 лет назад: при всем уважении к Романцеву, вряд ли у него за полтора десятилетия без практики сформировался багаж новых замыслов. Но главное, что все услышали в заявлениях Кононова – желание возродить спартаковский стиль игры. Тот самый, упоминания которого для болельщиков других команд давно стали поводом для язвительных шуток, а для наставников «Спартака» – в дамоклов меч, срубивший не одну тренерскую голову.

Так после выступления Олега Кононова снова стал актуальным что же такое «спартаковский футбол», «футбол по Бескову» или «футбол по Романцеву»?

Внятной чеканной формулировки этого явления – вроде тех, что выдавал Кройф, объясняя свои тренерские взгляды – просто нет. Даже сам Романцев, объясняя принципы спартаковской игры, сваливается в стандартные клише про владение мячом и «Барселону», но конкретнее рассказать не может. Точнее всех выразил мысль бывший нападающий «Спартака» и сборной России Владимир Бесчастных:

– Вы удивитесь, но Романцев тоже не знает, что такое спартаковский футбол. Он считает, что если ты отдаешь партнеру удобную передачу и правильно открываешься, то это просто футбол. Фразу «спартаковский футбол» придумали журналисты.

И все же, должно же быть что-то реальное, что заставляло тысячи людей верить в существование какого-то особого стиля у «Спартака». Просто описывать это «что-то» можно по-разному: все зависит от того, насколько глубокий и конкретный ответ нужен.

– Сегодня есть две философии, с помощью которых ведущие команды добиваются результата: или ты, владея мячом и пространством, заставляешь ошибаться соперника, или, отдав мяч и инициативу, ждешь от оппонента ошибок, – объясняет в интервью «Советскому спорту» Андрей Талалаев, работавший в тренерском штабе «Спартака» в 2004 году, уже после отставки Романцева.

Хотите чуть больше конкретики?

– Если в двух словах: это акцент на атаку, игра в пас. Это не навал и не игра на контратаках. «Спартак» во всех матчах должен играть первым номером, – так формулировал Валерий Карпин, будучи генеральным директором «Спартака», задачу для Унаи Эмери .

Среди российских тренеров лучше всех умеет выражать свои мысли и наиболее интересно говорить о тактике и стратегии Леонид Слуцкий. Его формулировка становится нашим чемпионом по степени детальности и понятности.

– Это стиль, построенный на тотальном контроле мяча, большом количестве позиционных атак, комбинационных действиях, большой группе задействованных в атаке игроков. Футболисты должны выделяться прежде всего своими технико-тактическими характеристиками, а не силовыми качествами. Соответственно, минимальное количество длинных передач и большое количество коротких и средних, высокий уровень взаимодействия друг с другом. Если мы обращаемся к истории, именно эти вещи были основой спартаковского стиля.

При этом тот же Слуцкий обращает внимание, что футбол изменился, и собственный стиль, «который применяется в абсолютно любом матче против любого соперника, могут позволить себе от силы две-три команды». Речь, естественно, о грандах мирового футбола – «Барселоне», «Баварии», «Манчестер Сити».

Все началось с Бескова

Автором фирменного «спартаковского футбола» был Константин Бесков, тренировавший красно-белых в 1977-1988 годах и выигравший за эти девять лет всего два чемпионских титула (интересно, сколько бы он продержался в «Спартаке» при Федуне с такими результатами). Окончательно стиль с коротким перепасом оформился в начале 80-х годов.

Бесков принял команду в 1977-м, когда она вылетела в первую лигу и годами подбирал футболистов под свою игровую модель, ведь требования к игрокам при в этом футболе очень высокие – нужны техничные, креативные, способные к творчеству харизматики и лидеры по натуре, прекрасно чувствующие себя в командой игре и любящие действовать на поле с позиции силы.

В этом отношении мало что изменилось. «Всегда считал и продолжаю убеждаться в том, что главное в футболе – мозги!», – эта мысль Романцева, подхватившего спартаковское знамя после отставки Бескова, будет актуальной до тех пор, пока в футбол играют люди, а киборги.

Фирменными фишками спартаковского футбола, основанного на контроле мяча и коротких и средних передачах, были «стеночки и забегания». В те годы во многих репортажах матчей красно-белых упоминалось слово «кружева», совсем уже выбывшее теперь из оборота. Спартаковцы грамотно расставлялись на чужой половине поля, были хороши в позиционной игре, много двигались сами и быстро двигали мяч вокруг чужой штрафной площади, вводя защитников в состояние гипноза.

В таком описании футбол «Барселоны» эпохи Хосепа Гвардиолы действительно очень напоминает лучшие образцы игры 10-кратного теперь уже чемпиона России. Конечно, с поправкой на качество исполнителей.

Сегодня: от «Краснодара» до «Манчестер Сити»

Со времен Романцева прошло почти два десятилетия, спартаковский дух (был и такой термин) выветрился из раздевалки Тарасовки, а словосочетание «спартаковский футбол» превратилось в анахронизм и повод для троллинга. Однако сам комбинационный стиль, основанный на контроле мяча, актуальности не утратил. Тут можно вспомнить и упомянутых выше европейских грандов вроде «Манчестер Сити», и куда более близкий российским реалиям «Краснодар».

Команду Сергея Галицкого несколько лет обвиняли в «заимствовании» спартаковского стиля игры. Причем краснодарцы не только в первой команде делают ставку на владение мячом, но и во всей клубной вертикали «быков», вплоть до академии. Как известно, именно Олег Кононов был тем тренером, который внедрил такую игровую модель в «Краснодаре» (что, скорее всего, и стало главной причиной его нынешнего приглашения в «Спартак»).

Так что «спартаковский футбол» в основе своей не утратил актуальности и по сей день. А чтобы понять, каким именно он был, имеет смысл внимательнее присмотреться к той модели игры, которую ставил команде Романцев в свои последние успешные годы (матчи команды времен Бескова или «раннего Романцева» вряд ли стоит внимательно анализировать – слишком изменился футбол за последние пару десятилетий).

Последней большой победой «Спартака» до сих пор остается победа над лондонским «Арсеналом» (4:1) в Лиге чемпионов-2000/01. Возьмем этот матч за основу, чтобы понять, как именно выстраивалась командная игра у Олега Ивановича и какие задачи стояли перед каждым из футболистов.

Как это работало: «спартаковский футбол» на примере большой победы

Матч с «Арсеналом» хорош еще и тем, что «Спартак» вышел играть в два нападающих, что в конце эры Романцева в больших матчах случалось все реже. В те годы существовало два принципиальных отличия от современной расстановки.

Расстановка «Спартака» (схема: 4-4-2 или 4-1-2-1-2)

 

Во-первых, в России очень долго играли с либеро – последним защитником, подчищавшим за партнерами. Роли между двумя центральными защитниками были четко распределены: первый (выдвинутый) встречал атаки соперника, иногда опекал конкретного оппонента, второй – подчищал за партнерами. Сейчас так, конечно, никто не играет. Современные центральные защитники должны быть одинаково хороши как отборе, так и в подстраховке и располагаются в своих зонах. Это позволяет играть в обороне в линию, что, в свою очередь, позволяет эффективно использовать правило офсайда и страховать друг друга.

Во-вторых, четкое разделение ролей центральных полузащитников. Сейчас вообще мало кто играет с двумя центрхавами, но если такое и происходит, то от них требуется куда большая универсальность, чем два десятилетия назад. В «Спартаке» Романцева Егор Титов (атакующий) мог позволить себе увлекаться атакой и играть на чистых мячах (не с грандами, конечно), потому что отбор, подбор и перехват зависели в первую очередь от Виктора Булатова (опорника). В современном футболе такое разделение ролей неминуемо привело бы к тому, что и в обороне, и в атаке спартаковцам не хватало бы одного футболиста, а раньше было вполне естественным.

Показательно, что тот же «Арсенал» уже тогда вышел в Москве играть в линию. В обороне (справа налево): Олег Лужный – Мартин Киоун – Тони Адамс – Силвиньо, в полузащите – Робер Пирес – Рэй Парлор – Фрэдрик Юнгберг – Нельсон Вивас. Впереди Нванкво Кану и Тьерри Анри.

Впрочем, в первую очередь, разница в расстановке была обусловлена уровнем футболистов. Спартаковцам при всей их техничности и любви к работе с мячом очевидно не хватало скорости движения, которую они компенсировали скоростью мысли и паса. Треугольники, образованные на поле данной расстановкой, создавали вариативность продолжения атаки практически в любой игровой ситуации – у владеющего мячом стабильно должно быть не менее двух вариантов для продолжения, не считая передачи назад своим защитникам.

На этих треугольниках спустя десятилетие повернулся Гвардиола, фанатично выстраивающий их при позиционном нападении его команды. «Барселона» таким образом в одно-два касания начинала атаки на своей половине поля, а «Манчестер Сити» в прошлом сезоне создавал любимую тренером фигуру практически на всех участках поля.

«Арсенал» Арсена Венгера любил и умел молниеносно доставить мяч в свободную зону одному из быстроногих форвардов/крайних полузащитников, которые за счет уровня мастерства могли обыграть оппонента один в один. Россиянам же, чтобы преодолеть оборонительные редуты, требовалось создать в нужной зоне численный перевес. Отсюда и пошли забегания, как пройти соперника за счет численного преимущества.

Причем, вопреки расхожему мнению, выполнять эти забегания часто приходилось не только техничным дриблерам – каких в «Спартаке» всегда хватало (у Романцева этим славились Илья Цымбаларь, Валерий Кечинов, Максим Бузникин), но и игрокам, чьим главным достоинством была самоотдача – вроде легендарного Сергея Горлуковича. Его проход по флангу зачастую выглядел как-то так.

 

И еще одно важное замечание. В футболе нельзя на протяжении всех 90 минут делать на поле одно и то же, если хочешь одержать победу. Иногда требуется проявить хитрость и сделать то, чего соперники от тебя не ждут. Поэтому помимо стеночек, забеганий и прочих элементов спартаковских кружев красно-белые не брезговали использовать и остальной футбольный арсенал – длинные диагонали, фланговые подачи, дальние удары. Все-таки мы говорим о спорте высших достижений, а не борьбе идеологий. Поэтому, например, обладавший мощным поставленным ударом защитник Юрий Никифоров иногда забивал за год больше, чем нападающие, а отлично игравший корпусом форвард Сергей Юран в матчах сверхудачного для «Спартака» группового этапа Лиги чемпионов 1995/96 (6 побед в 6 матчах) впереди ждал длинную передачу, стоя спиной к воротам, а затем скидывал его кому-то из набегающих партнеров. То есть «Спартак» был разнообразен, и матч с «Арсеналом» тому доказательством.

Оборона

Практически все защитники, за исключением либеро (Ананко), очень активно подключаются к атакам – Ковтун слева, Тчуйссе справа, Парфенов по центру. Двое последних периодически оказываются даже в непосредственной близости от штрафной соперника.

В первом тайме против «Арсенала» это приводило к катастрофическим провалам в обороне и регулярным контратакам против троих защитников, располагающихся слишком далеко друг от друга. Силвиньо таким образом открыл счет, еще несколько опасных моментов «канониры» не реализовали.

2-я минута – атаку начал и завершил левый защитник «канониров» Силвиньо. Отобрав мяч на своей половине поля, он сыграл в центр на партнера и помчался вперед. Как оказалось, не зря. Анри стянул на себя двоих защитников (Ананко и Тчуйссе) и сделал тонкую проникающую передачу в штрафную на ход бразильцу. Тот уверенно реализовал выход один на один с Филимоновым. 0:1.

Чаще других справа поддерживал Баранова Тчуйссе, бороздивший бровку от своей штрафной до чужой. Ковтун на противоположном фланге такой выносливостью не обладал и чаще играл с ближним или делал длинную передачу вперед.

В оборонительной фазе защиту «Спартака» отличал высокий уровень взаимозаменяемости. Так, в эпизоде на 67-й минуте Тчуйссе оказался в опорной зоне, Парфенов – справа в защите, а опорник Булатов – в центре обороны.

 

Наиболее часто менялись позициями крайние защитники – Ковтун и Тчуйссе. Таким образом они по очереди выматывали самого острого игрока в составе соперника – Анри. Он действовал преимущественно на левом фланге атаки.

Выход из обороны

Этот элемент игры был отлажен у того «Спартака» практически идеально. В несколько коротких передач в касание красно-белые легко двигают мяч вперед.

Вот атака на 35-й минуте – Ананко перехватывает неудачный пас на правом полуфланге. Следует серия из четырех коротких передач, на которые ушло пять касаний, и шестым Булатов отправляет Баранова в прорыв по флангу. Подача белоруса была неточна, но атака получилась очень качественно подготовленной.

 

Другой способ быстрого выхода в атаку – средняя первая передача, отрезающая сразу группу футболистов соперника. Такой трюк провернул Филимонов на 54-й минуте после неудачного розыгрыша штрафного.

Получив мяч, вратарь сильно вбросил его в район центрального круга Парфенову. Дмитрий отдал направо Титову и пошел открываться на одной линии с защитниками. Титов отдал направо Баранову, сделал под него забегание по флангу, получил передачу и зряче прострелил в штрафную. Маннингер накрыл мяч.

Атака

Тот «Спартак» много владел мячом, контролируя его в середине поля с помощью коротких и средних передач. Показательно, что уже к середине первого тайма владение мячом хозяевами составляло солидные 58%. «Арсенал» на плохом газоне (матч проходил в декабре) от контроля мяча отказался и с первых минут сделал ставку на быстрые контратаки, а красно-белые продолжили играть в свой футбол.

Благодаря этому «Спартак» забил третий мяч. Безродный перехватил мяч в районе центральной линии и головой скинул Маркао. Серия передач, и Маркао выводит на удар Титова, который с линии штрафной пробивает Маннингера. На всю атаку ушло пять пасов и семь касаний.

Грозным элементом спартаковского футбола являются забегания. В первом тайме они у красно-белых получались не очень, зато после перерыва хозяева затерзали «канониров» именно благодаря этому приему.

Забегания делают прежде всего крайние защитники и Титов, подстраивающийся под любую атаку, вне зависимости от того, каким флангом она развивается. До перерыва чаще всего он помогал Безродному, после него – сместился направо, где они с Тчуйссе помогали Баранову рвать фланг и ошалевшего Силвиньо. Так «Спартак» забил второй мяч.

51-я минута – Тчуйссе сделал забегание под Титова на правом фланге, получил пас и подал в штрафную. У Робсона удар не получился, зато набежавший Маркао внес мяч в сетку. 2:1!

При этом нельзя сводить все к стереотипам – «Спартак» играл только в пас-перепас, и никак иначе. Нет! Красно-белые не брезговали ни длинными вертикальными передачами, ни навесами с флангов, ни тем более со стандартов, рассчитывая в первую очередь на высокий рост Ковтуна и умение здорово сыграть на подборе. Так спартаковцы отыгрались.

29-я минута – Титов на левом фланге быстро разыграл штрафной с Безродным. Артем подал в штрафную. Последовала серия единоборств, в результате которой от Ковтуна мяч отскочил к Маркао. Бразилец из центра штрафной прошил Маннингера.

Игра в короткий пас в середине поля вынуждала соперника, уступающего в счете, агрессивнее играть в отборе, теряя свои позиции. Спартаковцы переводили мяч из одной зоны в другую до той поры, пока не находили возможность для проникающей передачи на форварда.

Атака, завершившаяся четвертым голом, насчитывает 11 передач, 23 касания и 31 секунду владения мячом (преимущественно на своей половине и в средине поля). В ее финальной стадии Тчуйссе из центра поля бросил в прорыв Робсона. Тот вышел один на один с Маннингером, обыграл его и закатил мяч в пустые ворота. По сути, в данном случае спартаковцы на долю секунды отказались от своего принципа, и это тоже принесло результат.

И это не единичный эпизод. Тчуйссе подобным образом и раньше пытался найти впереди Маркао. В одном из эпизодов бразилец красиво головой пробросил мяч себе на ход и сильным ударом с линии штрафной «едва не оторвал руки Маннингеру» (по выражению комментатора).

Резюме

Как видно на конкретном примере матча с «Арсеналом», идеальный спартаковский футбол – это атакующий комбинационный стиль игры, характеризующийся стремлением к контролю мяча и продвижением его в атаку через короткий и средний пас с активным использованием стеночек и забеганий, но не доведенный до маразма, а сочетающийся с другими элементами футбола, используемыми в тех ситуациях, которые этого требуют. Для подобной игры требуется очень высокий уровень взаимодействия футболистов. Они должны превосходно понимать маневры друг друга, чувствовать партнеров затылком, уметь играть в одно-два касания и мгновенно ориентироваться в пространстве. А значит, постоянная массовая ротация состава должна уйти в прошлое, каким бы сложным и насыщенным ни был календарь.

Если Олегу Кононову в самом деле удастся выполнить свое обещание и обучить нынешний «Спартак» такой игре (и если тренер получит необходимых для такой игры исполнителей и достаточно времени, игроки перестанут устраивать заговоры и сосредоточатся на футболе, а менеджмент клуба займется своими непосредственными обязанностями), то наш чемпионат станет намного богаче и интереснее. Но сделать это будет непросто. О чем и предупреждал Андрей Талалаев в интервью нашему изданию.

– Поклонники «Спартака», которых много и в России, и в других странах, должны перестать мыслить стереотипами и понять, что к бесковскому футболу вернуться будет очень сложно. Перед Олегом Кононовым сейчас стоит первоочередная задача – стабилизировать результаты. Не факт, что он будет прививать тот футбол, который он проповедовал в «Краснодаре». Как мне кажется, с теми игроками, что сейчас собраны в «Спартаке» очень сложно играть с высокой линией обороны. Для этого нужно, как минимум, чтобы выздоровел Жиго, а Георгий Джикия отлично усвоил кононовские принципы. Искусственно задирать линию обороны не стоит, а играть в прессинг на чужой половине без этого нельзя. Олегу Георгиевичу, думаю, пока придется обходиться полумерами и полурешениями – между организацией обороны и созданием давления на соперников.

Новости. Футбол