Евгений Кафельников: У шведов не бывает истерик, они всегда гнут свою линию
«Может, шведам мешал Ибрагимович?»
– Ваши ожидания от игры Швеция – Россия?
– Пока мне трудно представить даже, что наши забьют. Если давать прогноз – поставил бы на 2:0.
– Может, 0:3 от Германии «вовремя»? Теперь воспрянем?
– Вовремя поражение бывает, если из него есть, что вынести. Что, теперь Нойштедтер будет быстрее бежать или точнее пасовать? Тот матч и разбирать нечего – это все равно, что я бы против вас сыграл бы в теннис. Скорости, техника, понимание, исполнение – все на другом уровне. Я смотрел матч Швеции против Турции – и у хозяев там почти не было шансов. А мы знаем, как тяжело играть в Турции. Шведы все делают системно, спокойно, и по плану – это хорошо видно.
– Не удивляет, что Швеция так играет без Ибрагимовича?
– Может, он им даже мешал где-то? Оттягивал на себя все внимание, да и игру тоже. Сейчас у них именно коллективный футбол, не заточенный на индивидуальности.
«Шведы спокойно относятся к поражениям. И продолжают гнуть свою линию»
– В теннисе тоже работает система?
– Сто процентов. Шведа никогда не представишь себе в истерике. Они спокойно относятся к поражениям, к неприятностям. Продолжают гнуть свою линию. И часто – догибают. Невозможно себе представить Иванишевича шведом, понимаете?
– В финале Кубка Дэвиса вы проиграли Ларссону два сета, потом два вытащили. Но матч все же «уплыл».
– В том числе и поэтому. Ларссон не нервничал вообще. А по тому, что он делал с мячом – я бы назвал его «Черенковым от тенниса». На корте он умел все, абсолютно все.
– Вы играли с Эдбергом и Виландером. Хорошая школа?
– На Эдберга я впервые попал, будучи в третьей сотне рейтинга. Смотрел на него, открыв рот. Конечно, полезно было сыграть с ним. У нас с ним 2-1 в серии, а с Виландером 1-1. Это великие мастера, всегда было приятно с такими сыграть. И да, чему-то научиться.
– Что общего есть у шведских игроков?
– Они почти всегда вместе. За обедом, на прогулке, в зале для игроков. Вошел и сразу видишь – это шведы. Коллектив! А так – спокойные, очень внимательные в подготовке. Я видел их на тренировках – методически очень все правильно делают. Часами отрабатывают каждый прием. Отношение к делу – вот то, чему у них точно стоит учиться. И в футболе тоже.
«Всегда должен быть лидер, за которым тянется вся страна»
– В футбольной сборной Швеции работает психолог. В теннисе такое встречается?
– Конечно. Но обычно никто это не афиширует. Я всегда был сторонником принципа «если сам не сможешь преодолеть себя – никто тебе не поможет». И я не помню, чтобы россияне работали с психологом. Обычно это делают иностранцы.
– Финал с Энквистом (4:6, 6:0, 6:3, 7:6) – каким он был?
– Я не был тогда фаворитом. Энквист выиграл турнир в Аделаиде перед чемпионатом, у него была серия из 11 побед подряд. В финале я проиграл первый сет, но как-то почувствовал, что даже на такой жаре готов играть долго. Во втором сделал несколько удачных брейков, а он, видимо, решил им пожертвовать. Ну а дальше удалось додавить его. Хороший матч.
– Единственный швед, с которым у вас отрицательный баланс – Томас Юханссон (5-9). В чем причина?
– Это один из самых жутких для меня соперников был. В начале я выиграл у него четыре игры из пяти, но потом он нашел ключ. Просто катастрофа! Я реально как в стену упирался, не знал, что делать, чтобы его обыграть. Пытался взвинчивать темп, но мяч еще быстрее прилетал ко мне. При том, что особыми данными он не обладал, и в десятке рейтинга был недолго. Вот как раз пример методологии и системной подготовки.
– Почему сейчас шведы в теннисе незаметны?
– Всегда должен быть лидер, за которым тянется страна. Сначала им был Борг, потом – Виландер и Эдберг. Люди массово вели детей в теннис. Последний швед, выигравший большой турнир – Юханссон (у Марата Сафина в 2002-м в Австралии). И то он не был звездой. Сейчас – ужасный кризис. В первых 400 номерах рейтинга – два шведа, оба из семьи эмигрантов из Эфиопии.
– Хоккей отвлекает?
– Насколько я понимаю, там все же футбол на первом месте. Все хотят в него играть. Хоккей – да, рядом, и там огромные победные традиции. Ну и зимние виды.