Миллиард – не панацея. Такие деньги больше не нужны для непременного выхода в РПЛ
Еще недавно в российском футболе существовал стереотип, что для выхода из ФНЛ в Премьер-лигу нужен бюджет не менее миллиарда рублей. Такие цифры считались «железными», необходимыми для выживания и отбивали желание у многих регионов серьезно вкладываться в свои клубы. Ведь принималось едва ли не за аксиому, что с 300-400 миллионами невозможно даже заикаться о том, чтобы бороться за выход в элиту. Но то было раньше. Свежие примеры «Нижнего Новгорода», «Химок» и особенно «Факела» резко меняют картину экономики успешных команд.
Футбольный рынок и его конъюнктура серьезно изменились за последнее время в силу разных проблем, среди которых и пандемия, и экономический кризис. Нет такого, что для игры в элите сегодня необходимы миллиарды. Между тем многие главы областей и крупных городов по-прежнему полагают, что в РПЛ клубы их регионов, стоит тем добраться до высшего света, придут с протянутой рукой за губернаторской помощью. Потому и не хотят играться в большой футбол, особенно на долгосрочной основе. В этом плане надо больше говорить о тех, кто идет в клубном строительстве по иному пути, кто не клянчит деньги из казны, а предлагает взаимовыгодное сотрудничество и выглядит самым настоящим – без всяких усмешек – образцом для подражания.
Душа радуется, например, глядя на нижегородцев, вышедших в РПЛ с прошлогодними 300 млн рублей. На контрасте с другим клубом, пополнившим ряды высшего дивизиона – самарскими «Крыльями Советов», у которых год назад бюджет достигал того самого пресловутого миллиарда. Сегодня прошлогодних конкурентов по ФНЛ разделяет одно очко и два места в таблице: «Нижний» с 14 очками замыкает первую восьмерку, самарцы – десятые. Причем обе команды имеют уже в активе победы над топ-соперниками – «Спартаком», «Динамо», «Рубином», над идущем третьим «Сочи».
«Нижнему» на днях нашли нового спонсора, имеющего отношение к «Газпрому». Обещают прибавить к бюджету 200 млн. Но это все равно далеко от заоблачных сумм, которыми привыкли оперировать наши клубные руководители в РПЛ. Год назад так же удивлялись взлету «Химок», которые вышли с 350 миллионами, однако там все же не столько система сработала, сколько попадание в тренера. Игорь Черевченко не первый клуб со скромными возможностями приводит в порядок, потому и задержались подмосковные футболисты в элите еще как минимум на год, пошумев как следует в прошлом чемпионате.
Еще один наглядный пример грамотного построения экономической модели клуба – один из нынешних лидеров ФНЛ «Факел». Правда, в отличие от тех же «Химок» там чувствуется системный поход. Воронежцы еще недавно оставались во второй по статусу лиге только по той причине, что из ПФЛ желающих подняться повыше просто не находилось. Теперь у известного с союзных времен бренда совсем другие дела и другое настроение.
Все изменила смена руководства и последовавшее внедрение новой современной модели управления. Позади жизнь в долгах (они достигали почти 100 млн рублей), выстроена четкая структура, экономика, запущена академия. Серьезное занятие молодежью обошлось «Факелу» и региону в 30 млн рублей, на которые увеличился бюджет, стабильный в последние годы. Собственно, область вкладывается именно в академию (поддержка губернатора тут крайне важна), у клуба есть частные спонсоры и инвесторы. Теперь с «академической прибавкой» сумма бюджета достигает 260 млн. Об этом на днях упоминал в программе «Футбол России» на телеканале «Россия 24» генеральный директор воронежского клуба Роман Асхабадзе, один из творцов футбольной революции в Воронеже. Чтобы было понятно, что это за деньги для ФНЛ, уточним, что «Факел» - шестой-седьмой с конца по этому показателю. И второй в таблице. Это абсолютно лучший клуб по соотношению «цена – качество».
Лидер лиги «Оренбург», опережающий «Факел» на 4 очка, оперирует суммой в 800 млн. У «Акрона» - ровно полмиллиарда, еще у трех клубов (среди которых знаменитое в прошлом «Торпедо») 400 или больше, у остальные – меньшие деньги.
Проблема команд, пытавшихся подняться в РПЛ, нередко заключалась в резком завышении бюджета при выходе в элиту. Клуб в случае неудачи возвращался в ФНЛ с большими долгами и разбежавшимися спонсорами, которые заходили только под Премьер-лигу. Сколько случаев, когда все для команд в таких турнирных горках заканчивалось банкротством. Кому на этих примерах хотелось браться за инвестирование в футбол?
Сейчас новое время и новые ориентиры. По мнению того же Асхабадзе, 350-400 млн рублей – адекватные деньги, с которыми можно биться за выход в РПЛ. Это средства не только на первую команд – вообще на все, включая инфраструктуру и академию. При грамотном планировании, умеренных тратах на зарплаты игроков и покупки новичков с таким бюджетом можно смело идти наверх. С одним условием – если ты сумел так выстроить клубную систему, что она стабильна, как и твой бюджет.
Новый контракт с телевидением и титульными спонсорами, с которым на днях определились клубы РПЛ на общем собрании, сулит участникам лиги дополнительные финансовые возможности. Для топов эти деньги не сыграют существенную роль, хотя также важны и естественно к месту. А вот для таких как «Нижний», «Химки» и - будем надеяться – «Факел» и других команд ФНЛ, мечтающих об игре в элите, это настоящий переломный момент. Прибавка к 350-400 млн еще и телевизионных и спонсорских отчислений позволит нормально жить в элитном дивизионе, а в случае неудачного камбэка в ФНЛ – не скажется катастрофическим образом на экономике клубов.
Все это дает надежду, что в скором времени желающих пробиться из второго дивизиона в РПЛ станет намного больше. Вырастет конкуренция, поправит свои дела рынок игроков. Мы все чаще упираемся в пресловутую тему отмены/сохранения лимита. Но куда важнее, как видится, говорить о росте региональных команд.
«Факел» сегодня доказывает своим примером, что время неумных трат миллиардов на футбол подходит к концу. Как и «Нижний» с «Химками», но уже на другом уровне. Очень хочется, чтобы все получилось у воронежцев и компании. Такие тренды – настоящее спасение для российского футбола.