Нападающий «Спартака» и юношеской сборной России Александр Прудников: Премию за победу на Евро отдал маме. Разговор с юношей, который обязательно сыграет на чемпионате мира для взрослых
ФУТБОЛ. ЧМ-2006. ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ
Александр Прудников, один из героев триумфального для России юношеского чемпионата Европы по футболу, долго отнекивался от интервью. Выпускные экзамены в средней школе гарантировали подопечному Игоря Колыванова железное алиби, но были у Саши и иные причины, вынуждающие сторониться журналистов. Об этом он рассказал, когда мы все же встретились на стадионе имени Игоря Нетто: здесь квартирует дубль московского «Спартака», цвета которого защищает Александр.
«О СПАРТАКЕ»
– Показывайте, Александр, как нынче живут чемпионы Европы.
– Извините, в комнату пригласить не могу. У нас строгая дисциплина: посторонним вход в жилой блок базы категорически запрещен.
– Прямо-таки монастырь!
– Порядок есть порядок. А условия вполне приличные, имеется все, что надо для отдыха и работы.
– С кем комнату делите?
– Пока постоянного соседа нет. Я же самый молодой в дубле, все разбились по парам до моего прихода.
– А вы давно сюда попали?
– Почти год назад. До этого кочевал по разным гостиницам.
– Трудно, наверное, скитаться с места на место, не имея постоянного угла?
– Я больше четырех лет в Москве. Привык. Сначала сложно было, не знал ведь никого, а потом с ребятами передружился, и пошло полегче.
– В каком возрасте вас в «Спартак» пригласили?
– В двенадцать с небольшим. Играл в первенстве России за сборную Смоленска и на турнире в Туле приглянулся кому-то из спартаковских селекционеров. Позвонили домой, пригласили приехать в Москву на просмотр.
– Согласились сразу?
– А что тут долго думать? Такой шанс лишь дурак упустил бы. Можно сидеть на диване и раскладывать пасьянс, когда предложения сыплются наперебой. В моем же случае второго звонка запросто могло и не последовать. В спорте надо постоянно двигаться наверх, коль хочешь достичь многого. В Смоленске карьеру футболиста сделать трудно, хоть выше головы прыгай. А «Спартак» – совершенно иной уровень. Если здесь что-то не заладится, пенять будет не на кого, кроме как на самого себя.
– Но изначально вы ведь были армейцем, а у них отношения со спартачами известно какие.
– Да, играл за спортклуб Московского военного округа. Возможно, со временем позвали бы в ЦСКА. Или нет. Кто знает? Первым поступило приглашение из «Спартака», и я его принял, о чем совершенно не жалею. Сейчас даже не представляю, как выступал бы за другую команду. Это журналисты потом выдумали, будто я с детства болел за армейцев и все такое прочее. Когда пацаном был, особых клубных пристрастий не имел, мне отдельные игроки нравились.
– Какие?
– Андрей Тихонов, Егор Титов, Дмитрий Аленичев…
– С последним вы теперь вместе в дубле тренируетесь.
– Да, так получилось. Год назад даже не мечтал об этом. Когда узнал, что после выигрыша Лиги чемпионов Дмитрий возвращается из Португалии в «Спартак», хотел хоть одним глазком посмотреть на великого человека, а теперь играю с ним в одной команде. До сих пор не верится.
– О конфликте со Старковым спрашивали великого?
– Как вы себе это представляете? Подойду к старшему, которого очень уважаю, и стану задавать такие вопросы? Нет, тема в клубе публично не обсуждается, и вы лучше ее не трогайте. Все равно ничего нового не узнаете. И мне сказать нечего.
– Но настроение Аленичева вы же наверняка чувствуете: сейчас трансферное окно открыто, тем не менее никто пока не спешит его покупать…
– Повторяю: обращаетесь не по адресу. Раз так интересно, приезжайте на тренировку и спросите все у Димы. Если он, конечно, согласится разговаривать с вами. А настроение у него, по-моему, нормальное. Это профессионал высочайшего класса, знает, чего хочет, умеет форму поддерживать.
ОБ УЧЕБЕ
– Кроме вас, в «Спартаке» есть еще семнадцатилетние игроки?
– Да, вратарь Женя Губин. Он тоже 1989 года рождения. Все остальные постарше.
– Наверное, успели на собственной шкуре почувствовать, что такое «дедовщина»?
– Никто на возраст внимания не обращает, к тебе относятся, как ты того заслуживаешь. Будешь вести себя нормально, проблем не возникнет. Не надо свинячить, где живешь. Думаю, и в армии та же картина. Гасят тех, кто нарывается без нужды. Уродам нечего жаловаться, они получают по делу.
– Вы, полагаю, на рожон не лезете?
– У нас тут все нормальные, других пока не встречал.
– Режим на базе строгий?
– Вполне терпимый. Подъем в девять утра, отбой в одиннадцать вечера.
– После этого времени можно в городе задержаться?
– Если ищешь неприятности, пожалуйста. Нужно успеть вернуться до закрытия ворот базы. И потом, конечно, впустят, но утром тяжелый разговор с тренером гарантирован.
– В школе на ваши прогулы реагировали, наверное, спокойнее?
– У меня не так много пропусков, вы не думайте. Сейчас вот выпускные экзамены сдаю. По английскому языку и за сочинение получил по четверке, в прошлый четверг алгебру решал...
– Где учитесь?
– В школе №1036 в Сокольниках. Да, учителя делали какие-то поблажки, видя, что, помимо уроков, мне приходилось постоянно тренироваться, играть, но я тоже старался не злоупотреблять добрым отношением. Отличником с первого класса не был, однако и в двоечники никогда не скатывался, хватало ума понять, что знания нужны. Всю жизнь ведь по полю не пробегаешь. Необходима профессия. Сейчас вот аттестат зрелости выдадут, отнесу документы в РГУФК.
– Это что такое?
– Университет физкультуры на «Черкизовской». Буду поступать на факультет игровых видов спорта. Со временем обязательно хочу получить второе высшее образование. Какое, пока не задумывался. Рано. Надо последовательно идти к цели, шаг за шагом. Именно поэтому решил: хватит говорить о победе на европейском первенстве в Люксембурге, пора перевернуть страницу и двигаться дальше. Да, командой мы добились многого, но сам по себе я пока ничего не представляю. Даже за спартаковский дубль ни одного мяча не забил, с основным составом ни разу не тренировался. Если остановиться на достигнутом, завтра никто и не вспомнит, что был такой футболист Прудников. Точнее, будут говорить, но не обо мне, а о моем однофамильце, вратаре Алексее Прудникове, тоже, кстати, спартаковце. Многие до сих пор думают, что я его сын. А у меня есть свой отец.
– Был.
– Да, папы не стало семь лет назад, но я никогда не забываю о нем. Ни на один день.
О ПУТИНЕ
– Слышал, вы даже президента поправили.
– Я? Наверное, путаете меня с кем-то.
– Ну как же? Когда Владимир Путин принимал в Сочи юношескую сборную и поднял первый бокал за победу на Евро-2006, вы взяли ответное слово и предложили тост за родителей.
– Все верно. Кто из нас получился бы без них?
– Что, кстати, наливают у главы государства?
– У меня в рюмке была обычная минералка, хотя в газетах написали, будто пили шампанское. Видимо, журналистов смутила большая зеленая бутылка.
– Фото со встречи уже получили?
– Пока нет. Наверное, снимки в РФС лежат. Ничего, не потеряются.
– И призовые пять тысяч долларов за золотые медали тоже в пути?
– Нет, выплатили всю сумму. Но мы о премии в Люксембурге даже не задумывались, играли за Россию.
– Страна отблагодарила героев, что вдвойне приятно. Потратить полученное успели?
– Отдал деньги маме.
– Неужели у самого нет материальных желаний?
– Захотел сделать подарок семье. Для меня это важнее, чем купить что-то себе лично. Если буду играть, еще заработаю. В принципе все необходимое для жизни и сейчас имею. На базе кормят, экипируют, даже платят стипендию как игроку дубля. Профессиональный контракт пока не заключал, но какие-то суммы на карманные расходы полагаются.
– На культпоходы в кино с поклонницами и мороженое хватает?
– Раньше встречался с девушками, а сейчас у меня никого нет. Много работаю, не до романов.
– Кто у вас остался в Смоленске?
– Младшая сестренка Маша, мама и бабушка.
– Значит, вы в семье за старшего, единственный мужчина?
– Выходит, так. Кормилец. Точнее, хочу им стать. Если не сегодня, то в будущем.
ОБ ОТЦЕ
– К спорту вас отец приобщил?
– Папа был настоящим, классным атлетом, тренером, добился неплохих результатов в вольной борьбе и в рукопашном бое, завоевывал медали на разных турнирах, имел звание мастера спорта, занимался у знаменитого наставника Тадеуша Касьянова, обладателя десятого дана по каратэ, автора учебников по технике боя, президента гильдии каскадеров. Я, наверное, лет с трех пропадал вместе с папой в спортзале, с семи уже профессионально занимался футболом, хотя еще года три совмещал игру в мяч и единоборства.
– До гибели отца?
– Ну да. Сегодня многие говорят, мол, Прудников здоровый, ребята Слоном зовут, но я с детства увлекался борьбой, поэтому и вырос таким. У нас в семье все мужчины крепкие – и дед, и отец.
– Драчуном были?
– Нет, не особенно. В разные компании попадал, но первым с кулаками ни на кого не лез, хотя сдачу давал, если нарывались. Меня и папа этому учил. В жизни, как в спорте, по-другому нельзя: надо уметь за себя постоять, отвечая ударом на удар. Иначе затюкают. Наверняка знаю: без уроков отца ничего не добился бы. Мои успехи – его заслуга. Он воспитал меня тем, кто я есть.
– Не курите?
– В детстве пробовал, как все мальчишки. Сейчас даже не тянет. С выпивкой тоже никаких проблем. У меня и папа никогда с сигаретами не дружил. И дедушка. Это мешает спорту.
– Упорно называете отца спортсменом, хотя о нем рассказывают несколько иное.
– Что?
– Дескать, Александр Владимирович Прудников, 1965 года рождения, долгое время имел тесные отношения с преступным миром Смоленска. 18 мая 1999 года его убили...
– И что вы рассчитываете услышать? Зачем вам это? Все было иначе, но я не стану ничего исправлять или комментировать. Человека уже нет. Лишь тот, кто сам потерял отца в десять лет, сможет меня понять. Перед остальными не хочу распахивать душу. Чтобы сочувствовали, жалели? Я никого ни о чем не прошу, со своими проблемами и переживаниями разберусь без посторонней помощи. Это мое личное. Не трогайте!
– Убийц нашли, Александр?
– И в эти вопросы не вдаюсь.
– Разве такое возможно?
– Поймите, я давно всех простил. У тех бандитов в любом случае ничего хорошего в жизни не будет. А если и я стану жить с чувством мести, кому это поможет? Не собираюсь превращаться в таких же, как они. У меня в жизни иные цели. Отец мог быть выдающимся чемпионом, но обстоятельства помешали. В середине 80-х для успеха в спорте требовались большие деньги или большие связи. Значит, моя задача – реализовать папины мечты. Я выбрал футбол и намерен долбить в одну точку, пока не придет результат. Тренеры мне доверяют, надо оправдывать надежды. Хочу по-настоящему заиграть в «Спартаке». Шансы есть. Поскорее бы научиться их использовать.
О ПРЯМОМ ЭФИРЕ
– Говорят, характер у вас не сахар, наставники горючими слезами из-за буйного нрава плачут.
– Еще одна из легенд! Начинаю понимать, почему известные люди избегают общения с прессой. О себе из газет можно самые невероятные вещи узнать, прочесть слова, которых никогда не произносил. И что потом делать? Опровергать? Конечно, я не ангел, но понятия не имею, каких тренеров довел до слез. Если вы в курсе, назовите имена.
– Значит, это пай-мальчик легким матерком напутствовал товарища по команде, идущего бить решающий пенальти в финале Евро-2006?
– Я же не знал, что рядом стоит микрофон и мой выкрик услышат по всей России. Да, мне стыдно, что бранное слово сорвалось, но надо учитывать момент, когда это случилось. Хотел морально поддержать Рому Амирханова, видел, что он сильно нервничает. Вот и сказал, чтобы не дрейфил. Я же не ругался, наоборот, подбадривал. А вы разве никогда не позволяете себе лишнего сгоряча? Игра ведь висела на волоске, один неточный удар мог стоить нам первого места на турнире.
– Не оправдывайтесь, Александр. Народ реплику оценил по достоинству, наши люди такое любят. Помните, Вадим Евсеев на время стал национальным героем, когда послал валлийцев и прочих шведов по известному адресу из трех букв?
– Конечно, эмоции в финале били через край. В следующий раз постараюсь быть сдержаннее. Главное, чтобы он был, этот шанс. Вот и хочу поменьше болтать языком, а побольше работать.
О ЧЕМПИОНАТЕ МИРА
– За кого на чемпионате мира в Германии болеете?
– Пока не решил, присматриваюсь. Вторые матчи в группах погляжу, тогда и определюсь.
– Наверное, мечтаете следующий чемпионат не по ящику смотреть, а принять в нем участие?
– Куда мне наполеоновские планы строить? Какое мировое первенство, если в Тарасовку, где основной состав «Спартака» тренируется, пока по большим праздникам езжу? Впервые там в прошлом году оказался.
– Играли против первой команды?
– Не в тот раз, позже. Минувшей весной – да, проводили товарищеский матч. Настоящее событие: вышел на поле против кумиров.
– И каков результат поединка?
– Вынесли нас со свистом. Даже счет называть не хочу, неловко.
– Вы не забили?
– Имел моменты, но не использовал. Говорю же: вкалывать нужно!
– Может, тогда и наше следующее интервью случится в Тарасовке.
– Дай Бог! Я не против.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ПРУДНИКОВ
Родился 26 февраля 1989 года.
Амплуа: нападающий.
Клуб: «Спартак» (Москва).
Рост 181 см.
Вес 80 кг.
Достижения: чемпион Европы среди юношеских команд (2006). В отборочном и финальном турнирах провел 10 матчей, забил 7 мячей.
ПРИШЛИ SMS!
Уважаемые читатели!
А что вы хотели бы сказать Александру Прудникову? Присылайте SMS-сообщение на номер +7-916-377-03-47, и оно будет опубликовано в завтрашнем номере «Советского спорта».